Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка качества обучения





В настоящий момент существует достаточно много различных методов оценки знаний и навыков. Они могут быть разделены на шесть основных групп.

1. Включает в себя письменные работы— вопросы множественного выбора и сочинения.

2. Объединяет устные ответы в форме выступлений или неформального собеседования.

3. Базируется на различных методах опроса и тестах.

4. Представляет собой оценку разработанных слушателями продуктов - письменных работ (статей), обзоров статей, историй болезни, дипломных работ, портфелей заданий, графов концепций и т. д.

5. Связана с решением ситуационных задач - с использованием ПК или на бумаге.

6. Объединяет методы наблюдения за выполнением слушателем различных действий и процедур -работа со стандартизированным пациентом, объективный структурированный клинический экзамен, оценка, выставляемая руководителем за реальную работу.

Письменные экзамены уже давно являются одним из основных методов оценки знаний и качества обучения. Они могут быть разделены на две основные группы — задания по выбору правильного ответа (больше известные как вопросы множественного выбора, ВМВ) и задания с отсутствием фиксированных ответов (сочинения). Письменные экзамены позволяют за короткий период времени оценить широкий крут когнитивных способностей, но их возможности по оценке отношения к предмету и психомоторных навыков ограничены. Эти типы экзаменов легко оцениваются, и такое оценивание может быть проверено на надежность. Более того, статистические методы помогают выделить недостаточно адекватные вопросы и пересмотреть их. Сочинения хороши для оценки высших когнитивных способностей, а также могут помочь оценить отношение слушателя к изучаемому материалу или предмету.
Многочисленные исследования показывают, что обучаемые готовятся к письменным экзаменам в форме сочинения более эффективно, чем к ВМБ, поэтому рекомендуется включать сочинения в каждый экзамен по окончании курса. Кроме того, ответы на письменные вопросы дают преподавателю значительно более полное представление о знаниях обучаемых, чем ответы на ВМБ.

Устные экзамены могут быть разделены на две группы — формальные (выступление) и неформальные (участие в дискуссии, собеседование). Устные ответы обычно позволяют оценить знания и навыки (если речь идет о коммуникативных навыках) и, в меньшей степени, отношение к предмету.

Опросники могут использоваться для оценки отношения слушателей к изучаемой теме, материалу и дисциплине. Кроме того, интервью и опросы могут проводиться для того, чтобы выявить недостатки в знаниях или в программе курса, на которые обратили внимание сами обучаемые. Существует большое количество методик, относящихся к этой категории. В качестве примера можно назвать Ликертовские шкалы, семантический дифференциал, репертуарные решетки, формы оценки и т. д. Чаще всего заполнение опросников производится самостоятельно, в форме печатных бланков, либо в ходе интервью. В последнее время опросники стали применяться и с использованием Интернета.


Самостоятельная работа. На многих курсах и циклах требуется, чтобы слушатели сами генерировали некую интеллектуальную продукцию в ходе обучения. Некоторые из видов такой продукции узко сфокусированы и имеют ограниченный диапазон использования, например рефераты, дипломные работы и графы концепций, Другие, например, дневники и истории болезни — более открыты и широко применимы. Основной задачей таких работ является оценка когнитивной компетентности, но они могут предоставлять информацию и для оценки отношения предмету и психомоторных навыков.
Абсолютно иной подход к оценке качества обучения предлагается при использовании портфеля заданий. Под этим термином понимается собираемая слушателями коллекция материала, которая может продемонстрировать достижение ими того уровня когнитивной, эмоциональной и психомоторной компетентности, который предусмотрен программой курса. Портфель может содержать примеры рефератов, лабораторных работ, историй болезни, тексты выступлений, критическую оценку статей, фотографии самостоятельно сделанных препаратов или примеры сложных диагностических случаев (снимки, сделанные при ультразвуковом исследовании), результаты оперативного лечения (в косметологии), отзывы коллег по работе и руководителей и т. п. В дополнение к результатам работы портфель должен содержать описание целей и задач курса, а также учебную философию слушателя. Кроме того, что портфель является эффективным методом оценки (можно проследить приобретение навыков и опыта), он может позже помочь обучаемому при поиске работы и составлении резюме.
Портфель заданий наиболее адекватно использовать при оценке длительных форм обучения; он может базироваться на таких существующих формах, как индивидуальный план аспиранта или ординатора.


Ситуационные задачи могут быть с успехом использованы для оценки как когнитивного, так и психомоторного компонентов профессиональной подготовки. Большинство из них относятся к так называемым деловым играм и моделируют ситуации из реальной жизни.
С развитием технологии все большее распространение получают имитаторы пациентов, которые предлагают большие возможности как при обучении, так и при тестировании когнитивных способностей высокого уровня у слушателей. До широкого распространения компьютерных технологий ситуационные задачи на бумаге широко использовались при лицензионных экзаменах в США (ныне отмененные федеральные лицензионные экзамены). На этих экзаменах слушателю предъявлялась краткая история болезни, и ему необходимо было правильно провести обследование и назначить лечение. Ситуационные задачи и имитаторы воспринимаются как более приближенные к реальности, нежели ВМБ, однако их создание и применение является достаточно сложным делом.


Наблюдение. Прямое наблюдение за тем, как слушатель выполняет те или иные действия, является самым адекватным способом оценки приобретенных им мануальных навыков. Однако для того, чтобы подобная оценка была как можно более всеобъемлющей и объективной, используется несколько подходов. Во-первых, оценку может производить преподаватель, курирующий обучаемого при выполнении им повседневной работы в данной области. Экспериментальной процедурой, направленной на изучение степени овладения навыками, является объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ). Данная методика базируется на вычленении отдельных навыков, создании объективных критериев их оценки и тестировании этих навыков в искусственно созданных условиях. Технически процедура ОСКЭ сводится к созданию так называемых станций — участков, где производится тестирование конкретного навыка. Слушатель проводит на этой станции от 5 до 10 минут. На каждой станции находится преподаватель, снабженный набором критериев для оценки качества выполнения данной процедуры. Процедура разделена на простейшие шаги, и обязанности преподавателя заключаются в том, что он отмечает, какие шаги были выполнены, а какие — нет. После выполнения одной процедуры студент переходит на следующую станцию и т. д. Общая оценка обычно выполняется на основе двухбалльной системы — прошел /не прошел. Примерами станций ОСКЭ может служить анализ навыков пальпации брюшной полости, аускультации сердца и т. п. В настоящее время ОСКЭ все чаще проводится с использованием стандартизированных пациентов (пациентов-актеров). Соответствующая часть лицензионного экзамена в США называется оценка клинических навыков).
Стандартизованный пациент — это специально подготовленный человек, чаще всего актер, который предъявляет экзаменуемому стандартный набор жалоб (и симптомов). В отличие от «настоящего» больного, у него нет дополнительных симптомов и жалоб, он может моделировать различные формы поведения и, что особенно важно, воспроизводить их для каждого экзаменуемого. Так устраняется возможное неравенство экзаменуемых, когда одному достается более легкий, а другому — более сложный пациент.
ОСКЭ сейчас является основой оценки клинических навыков во время лицензионных экзаменов в США и Великобритании и все чаще используется в медицинских вузах для определения оценки за курс во время обучения.

Таким образом, в настоящий момент существует достаточно большой арсенал методик оценки знаний, навыков и отношения к преподаваемым предметам. Их использование должно базироваться на тщательном анализе затрат и эффективности, однако на первое место нужно ставить соответствие целям обучения. Неадекватная методика оценки может негативно сказаться не только на отношении к предмету, но и на дальнейшей работе специалиста.


2.5. Закрепление результатов обучения

Невзирая на то, насколько успешным было обучение в достижении поставленных перед ним целей, эффект от него будет со временем уменьшаться, если на самом рабочем месте на регулярной и непрерывной основе не будут создаваться условия для закрепления полученных знаний и навыков. Создание таких условий должно быть повседневной обязанностью руководителей. Оно может быть реализовано через регулярное наблюдение за деятельностью на рабочем месте, признание правильного исполнения работ и ежедневное напоминание при помощи коротких встреч, уведомлений и плакатов.

 

Глава III. Исследовательская часть

Исследование по данной теме я проводила на базе своего отделения МУЗ «Городская клиническая больница № 7» родильное отделение. Мною были опрошены 30 респондентов, из которых 12 человек—врачи, 11—акушерки, 3—врачи-интерны, 4—клинические ординаторы. 14 человек проходят обучение на базе повышения квалификации медицинских работников и СГМУ в 2008 году: интерны и клинические ординаторы, 3 врача и 4 акушерки. Остальные исследуемые проходили обучение в 2006-2007 году.

Вниманию исследуемых были представлены вопросы, которые приведены в приложении № 1. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Большинство из работников считают, что выполняемая ими работа не соответствует их квалификации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.