КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 12-13
Занятие 11. Занятие 9-10. Занятие 8. Тема: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Целостность учебно-воспитательного процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты и их взаимосвязь. 2. Функции педагогического процесса. 3. Динамика педагогического процесса. 4. Закономерности и принципы педагогического процесса. Литература: 1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. //Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1989. С. 163-231. 3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. Задание к занятию: Подберите в художественной литературе / или в книгах А.Е.Кондратенкова «Труд и талант учителя», «Педагогика в картинках реальной жизни» и др. / примеры, характеризующие реализацию функций и закономерностей педагогического процесса в работе с различными возрастными категориями школьников. Тема: Сущность воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие воспитания. Соотношение понятий "воспитание", "обучение", образование", "формирование личности". 2. Характерные особенности, движущие силы и логика воспитательного процесса. 3. Содержание воспитания. 4. Понятие самовоспитания. Организация самовоспитания школьников. 5. Критерии воспитанности личности. Диагностика воспитанности школьников. Литература: 1. Бояренцева Л.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии. 2. Кобзарь Б.С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы.// Педагогика. 1993, № 1 3. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1986. 4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000. Задание к занятию: Мысленно оцените в баллах развитость у себя чуткости, активности, скромности, образованности, благородства. Составьте план самовоспитания. Представьте, что вам нужно дать совет подростку о самовоспитании. Как вы это сделаете? Тема: Закономерности, принципы и направления воспитания. Вопросы для обсуждения: 1. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания. 2. Характеристика основных принципов воспитания. 3. Гуманистический характер принципов воспитания. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 3. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996. Тема: Система форм и методов воспитания. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «метод воспитания». Классификация методов воспитания. Методы воспитания как система. 2. Характеристика методов формирования сознания школьников, методов организации деятельности воспитанников и методов стимулирования в системе методов воспитания школьников. 3. Понятие о формах и средствах воспитания. 4. Общение, учение, игра и труд как средства воспитания. 5. Взаимосвязь методов, форм и средств воспитания. Соответствие форм и средств воспитания возрастным особенностям школьников. Литература: 1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.128-137 2. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Слатенина. – М., 2002. – с. 63-69. 3. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Слатенина и И.А. Колесниковой. – М., 2005.- с. 181-187. 4. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - М. Ростов на дону, 2004. – с. 58-66 5. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками. – М., 1999. 6. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1994. – Т.1. –с. 7. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. – М., 1996. 8. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. –М.,1991. 9. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1960. 10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.88-107 11. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. – М., 1962 13. Захарова Я. За что мы браним детей: для беседы с родителями //Воспитание школьников. – 2003. - №8 14. Стурова М.П. Формирование гуманной педагогической среды как оптимальное условие реализации цели наказания // Мир образования – образование в мире. – 2005. - №4. –с. 121-128. 15. Божович Л.И. Избр. псих. Тр.: Проблемы формирования личности. – М.,1995. 16. Макаренко А.С. Методы воспитания. // Собр.соч.: в 8т. – М.,19 – с. 17. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989. 18. ЩурковаН.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1996. Задания к занятию: 1. Составьте рассказ для учащихся младших классов на воспитательную тему. 2. Разработайте планы беседы, диспута. 3. Оцените роль положительных и отрицательных примеров в вашей жизни. 4. Подготовьте и проведите в своей группе дискуссию на тему: "Можно ли обойтись без наказания в современной школе?". При подготовке можно использовать следующие вопросы: 1) Считаете ли вы, что ни от поощрения, ни от наказания, как методов воспитания, отказываться нельзя, так как они выполняют сразу несколько функций: стимулирования, торможения, диагностирования? 2) Как вы относитесь к высказываниям римского ритора-педагога Квинтилиа-на: "Наказание мне кажется подлым" и "Детским умам вредит чрезмерная взыскательность учителя"? 3) Согласны ли вы, что эффект применения поощрения и наказания обратно пропорционален частоте их применения? 4) Согласны ли вы с утверждением А.С.Макаренко, что эффективность поощрения и наказания усиливается, если они исходят от коллектива школьников, а не от воспитателя? 5) Можно ли понимать слова В.Леви "По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами" как то, что от наказаний необходимо отказываться? 5. Всякое ли поощрение имеет воспитательную ценность? 6. Каково ваше отношение к словам В.А.Сухомлинского из кн. «Верьте в человека»: «Девять десятых применяемых в школе наказаний являются несправедливыми" и "Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совершен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание»? 7. Можно ли утверждать, что суть наказания состоит в ограничении действий ученика? 8. Б.Т.Лихачев выделяет в качестве одного из методов воспитания «обращение к стыду», «которое, направлено на возбуждение в ребенке острых отрицательных эмоций, переживания чувства униженности, заслуженной оскорбленности, неполноценности, дискомфорта, недостойности уважения из-за своего безнравственного поступка» (Педагогика. М., 1996. С. 187). Можно ли утверждать, что применение наказания основано на таком же психологическом механизме? 9. Как вы относитесь к системе наказаний в американской школе, где все 10. Какую систему поощрений (наказаний) вы хотели бы использовать в своей 11.Приведите пример целенаправленного использования игры в воспитании. Придумайте игру для учащихся определенного возраста. 12. Составьте план первой встречи - общения классного руководителя с учащимися в 5 - 7 классах. 13. Разработайте план трудовой акции / в одном из видов труда - физического, умственного, душевного /. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (1-й семестр) 1. Социальная обусловленность педагогической профессии. 2. Педагогическая профессия и ее особенности. 3. Педагогическая деятельность, ее структура и виды. 4. Профессиограмма личности учителя. 5. Я-концепция педагога. 6. Педагогические способности учителя. 7. Возникновение и развитие педагогической науки. 8. Педагогика как наука, ее объект и предмет. 9. Функции и задачи современной педагогической науки. 10. Основные категории педагогической науки и их взаимосвязь. 11. Методология педагогической науки. Методологические подходы в педагогике. 12. Структура педагогической науки. 13. Связь педагогики с другими науками. 14. Методы научно-педагогического исследования, их классификация. 15. Функции и характеристика теоретических методов исследования. 16. Требования к организации педагогического наблюдения и диагностической беседы. 17. Требования к проведению анкетирования и тестирования. 18. Социометрия как метод исследования. 19. Анализ школьной документации и метод экспертных оценок как методы исследования. 20. Педагогический эксперимент, его виды и основные этапы. 21. Развитие методов педагогического исследования. 22. Этапы организации педагогического исследования, его логика. 23. Участие учителей в исследовательской работе. 24. Понятие личность в педагогике, ее структура. 25. Развитие и формирование личности школьника. 26. Наследственность и развитие личности школьника. 27. Влияние среды на развитие личности. 28. Развитие и воспитание. 29. Деятельность как фактор развития личности. 30. Сущность и структура педагогического процесса. 31. Педагогический процесс как система. 32. Динамика педагогического процесса. 33. Закономерности педагогического процесса. 34. Принципы педагогического процесса. 35. Функции педагогического процесса и их взаимосвязь. 36. Иерархия целей воспитания и образования. 37. Общественно-исторический характер цели воспитания и образования. 38. Современные подходы к определению цели воспитания. 39. Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе. 40. Воспитание как процесс, его движущие силы и этапы. 41. Содержание воспитания в современной школе. 42. Диагностика уровня воспитанности школьников. 43. Система методов воспитания. 44. Методы формирования сознания и условия их эффективности. 45. Методы организации деятельности и условия их эффективности. 46. Методы стимулирования и мотивации деятельности школьников и условия их эффективности.
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Отметка “ отлично” выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов экзаменатора) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие теоретические положения современной педагогики, дан анализ литературы (определенный учебной программой), показаны пути реализации теоретических положений в школьной практике. Материал излагается в логической последовательности, литературным языком. Ответ может содержать 1-2 неточности или несущественные ошибки. Отметка “ хорошо ” выставляется, если ответ отличается меньшей обстоятельностью и глубиной изложения, содержит несущественные ошибки в изложении теоретического материала, самостоятельно исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора. Отметка “ удовлетворительно ” выставляется, если программный материал излагается в основном полно, но при этом допускаются существенные ошибки, ответ имеет репродуктивный характер, проявляется неумение применять педагогические закономерности и правила для объяснения конкретных фактов школьной практики, требуется помощь со стороны экзаменатора (наводящие вопросы, разъяснения и т.п.), наблюдается нарушение логики изложения. Отметка “ неудовлетворительно ” выставляется, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала (по экзаменационному билету или дополнительным вопросам экзаменатора), допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов экзаменатора, грубое нарушение логики изложения. Преподаватель имеет право вести опрос на экзамене не только по вопросам билета.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |