Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор времени




Знания и способности студентов и педагогический контроль

Организационные принципы педагогического контроля

В российской высшей школе выделяют три основных прин­ципа контроля.

Воспитывающий принцип проявляется в том, что активи­зирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулируетрост познавательных потребностей, интересов, орга­низует учебную деятельность и воспитательную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может приме­няться в вузе.

Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

При оценке личности следует учитывать деловые, мораль­ные качества, ценностные ориентации, общественную работу, учебные достижения. Всесторонность контроля — одна из сос­тавляющих комплексного подхода к воспитанию.

Педагогический контроль может быть распространен и на сферу способностей студентов. Формирование способностей бу­дущих специалистов, воспитание творческой личности — одна из задач высшего образования. В чем же смысл понятия «спо­собности»?

Способности — это такие психологические особенности че­ловека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами по себе еще не значат нали­чие этих знаний, умений, навыков.

Студент может первоначально быть отстающим или сред­ним, а потом в результате обучения далеко обогнать других, стать отличником. Из двух абитуриентов один поступает в вуз, дру­гой проваливается на экзаменах. Значит ли это, что первый спо­собней второго? На этот вопрос нельзя ответить, пока мы не будем знать, сколько времени на подготовку потратили один и другой. Способности по отношению к знаниям, умениям и на­выкам выступают лишь как возможности.

Способности ребенка к музыке отнюдь не означают, что он будет великим музыкантом. Чтобы это произошло, необходи­мы специальное обучение, настойчивость, проявленная педаго­гом и ребенком, здоровье, наличие музыкального инструмента, нот и многие другие условия.

Чтобы колос пророс в зерно, нужны хорошие погодные ус­ловия, соответствующие структура, влажность почвы. Колос — только возможность будущего урожая.

Психология, отрицая тождество способностей знаний, уме­ний, навыков, подчеркивает их единство. Способности обнару­живаются только в деятельности, которая не может осуществ­ляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о спо­собности к живописи, если человека не учили рисовать. Его спо­собности обнаруживаются в том, как легко и просто он усваива­ет приемы работы, цветовые решения, умеет видеть прекрасное. Педагог совершает серьезную психологическую ошибку, если делает скоропалительные выводы, что у данного учащегося нет способностей, на том лишь основании, что у него еще нет уме­ний, навыков, прочных знаний, приемов работы.

В чем единство способностей, с одной стороны, умений, знаний и навыков — с другой? Способности обнаруживаются в динамике приобретения умений, навыков.

Итак, что такое способности?

Способности — это индивидуально-психологические особен­ности личности, которые необходимы для успешного осуще­ствления данной деятельности. Они проявляются в различной динамике овладения знаниями, умениями, навыками.

Если у данного человека есть определенная совокупность качеств, отвечающих требованиям деятельности, которой чело­век овладел за определенное время, то можно говорить о нали­чии у человека способностей. Если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то можно говорить об отсут­ствии у него способностей к данной деятельности.

Способности можно развить, но напряжение педагога будет большим, а результаты — скромными при больших затратах времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.