Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути повышения объективности контроля




Педагогическое измерение

Наиболее распространенное средство педагогического изме­рения — педагогический тест. Педагогический тест — это сово­купность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

Существует ряд требований к тесту организационного харак­тера:

· тестирование осуществляется главным образом через про­граммированный контроль. Никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же усло­виях;

· оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;

· применяются необходимые меры, предотвращающие иска­жение результатов (списывание, подсказку) и утечку инфор­мации о содержании тестов.

При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность, объективность.

Надежность — определение степени погрешностей в педа­гогической оценке, в вычислении истинного значения оценки. В последнее время получил распространение экспертный опрос, когда студента оценивают 2—3 и более преподавателей, и по­средством коррелирования результатов появляется возможность надежности оценки.

Валидность теста — соответствие форм и методов контроля его цели.

Задача качественной оценки знаний прежде всего зависит от ответа на вопрос: что такое знания? Моделирование образа иде­ального студента, знающего предмет, помогает подобрать соот­ветствующий материал для контроля. Наиболее распространенные причины невалидности контроля — списывание, подсказ­ка, репетиторское «натаскивание», снисходительность, чрезмер­ная требовательность, применение какого-либо метода при от­сутствии надлежащих условий. В таких случаях результаты контроля неадекватны поставленным задачам. В целях повышения валидности педагогического контроля применяются экспертные оценки контрольного материала для приведения в соответствие требований учебной программы и концепции знания. Концеп­ция знания может зависеть от статуса вуза, контингента обуча­емых. Соответственно должен варьироваться и контрольный ма­териал.

Объективность — критерий, в котором сочетаются надеж­ность, валидность плюс ряд аспектов психологического, педаго­гического, этического, ценностного характера.

Первое направление — формирование коллегиальной оцен­ки комиссией, например ГЭК. Но ее оценка складывается из нескольких субъективных, это скорее так называемая интерсубъ­ективная оценка, поскольку при неравноценном составе ГЭК мнение одного маститого специалиста может перевесить мне­ние других членов.

Второе направление — использование стандартных тестовых программ технического контроля. Он может проводиться кафед­рой, вузом, методической лабораторией, специализированными организациями по проверке качества вузовского образования (УМУ, РУМУ).

Увеличению объективности способствует экспертный опрос, при котором мнения специалистов оцениваются количественны­ми методами. Преподавателю высшей школы следует учиты­вать все аспекты критерия объективности в контроле:

Эстетический аспект объективности — моральное регули­рование. Списывают и подсказывают только там, где это не рас­ценивается как нарушение учебной этики. Преподавателю нель­зя иметь любимчиков и нелюбимых студентов и соответственно этому оценивать знания. Погоня за формальными показателя­ми ведет к увеличению незаслуженных хороших оценок. Стрем­ление приукрасить несовершенные показатели, так называемая реификация (овеществление показателя), оборачивается сниже­нием требований к качеству обучения.

Ценностный аспект критерия объективности затрагивает вопрос о справедливости оценки. В сознании студентов необъек­тивная оценка ассоциируется с несправедливой. Мнение преподавателя воспринимается как справедливое, если оно подкреп­лено рациональными доводами. Студентов нужно убедить в спра­ведливости решения преподавателя. В их представлении препо­даватели делятся на строгих и добрых, поскольку каждый пре­подаватель руководствуется своими собственными критериями оценки и объективность зависит от его педагогического опыта и личностных качеств.

Психологический аспект объективности. Решение препода­вателя о том, что считать критерием той или иной оценки, опре­деляется еще и психологическими факторами. Отношение сту­дентов к преподавателю, его курсу, посещаемость, характер и качество задаваемых вопросов формируют «образ» студента в сознании преподавателя.

Субъективность преподавателя в оценке знания накладыва­ется на субъективность восприятия этой оценки студентом. По­этому для достижения объективности важно психологическое обоснование оценки знаний. Преподаватель во многих случаях должен объяснить, почему выставляется та или иная отметка. В случаях убедительной аргументации отметка воспринимается студентом как объективная оценка его знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.