Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностная характеристика преподавания как деятельности




ПРЕПОДАВАНИЕ - один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни вы­ступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он вы­ступает при условии, когда деятельность учащихся обеспе­чивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразова­нию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:

в отборе, систематизации, структурировании учите­лем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности;

— в восприятии, осознании и овладении этой информаци­ей и методами работы с нею учащимися;

— в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого ученика по овладению системой зна­ний и методов оперирования ими в учебной и производствен­ной работе.

Предметом деятельности преподавания выступает руко­водство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопреде­ляется задачами гармонического развития интеллектуаль­ных, нравственных и физических сил и способностей под­растающего поколения. Педагогическое руководство со сто­роны преподавателя складывается из планирования им соб­ственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, организации этих деятельностен, стимулирования актив­ности и сознательности деятельности школьников по усвое­нию знаний и способов деятельности, контролям регулирова­ния качества обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирование дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся. В

этом контексте мы имеем в виду такое педагогическое воздействие, которое носит не только и не столько кор­ректирующий, сколько формирующий характер и имеет своей целью преобразование самого субъекта действия и формирование у него различных структур умственной, нравственной деятельности и структур личности. Для управления этой деятельностью субъекту преподавания необходимо прежде всего четко представить ее разновид­ности и механизмы, ее продукты, уметь правильно форму­лировать цели и измерять их достижения, обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию деятельности.

Руководство познавательной деятельностью в процессе обучения иногда понимается слишком узко, как управле­ние усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Например, управление процессом открытия неизвестного в различных типах проблемных ситуаций, управление процессом выхода из проблемной ситуации и т. п. Средствами управления в таком понимании (уровень опе­ративного управления) являются "наводящие задачи", подсказки разной интенсивности, переформулировка зада­чи и т. д. С нашей точки зрения все эти средства должны быть элементами целостного процесса предъявления уча­щимся такой системы задач, которая предусматривала бы постепенное продвижение школьников по ступеням по­знания. Эти ступени предусматривают переход от задач низкого уровня проблемности и познавательной самостоя­тельности учащихся в ходе их решения к задачам творче­ским, исследовательским и тем самым проектируют созна­тельное усвоение определенного уровня сформирован­ности свойств, качеств знаний (системности, динамич­ности, обобщенности и т. п.). Направленность преподава­ния при такой организации обучения заключается в том, чтобы выявить те необходимые условия организации учебной деятельности ученика на уроке, соблюдение кото­рых позволит ему овладевать в органическом единстве предметной и организационной сторонами деятельности. В частности: а) сознательно ориентироваться в предмете учебной деятельности (таковыми для ученика являются дей­ствия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой в ходе преподавания тем или иным мотивом); б) включать усвоенное содержание предшествующего действия в свои последующие действия в качестве способа достижения их цели; в) соотносить само-

стоятельно предпринимаемые действия по выявлению фак­тов, выделению существенных связей и раскрытию законо­мерностей с действиями по определению целей и разработки программы деятельности, включающей соответственно и действия контроля за выполнением данной программы.

В качестве важнейшего условия в данной ситуации выступает система типовых задач. Ее применение в ко­нечном счете способствует целенаправленному формиро­ванию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться в своем учебном познании и практической деятельности обязательным минимумом знаний как ин­струментом получения новых знаний. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как предмет дея­тельности преподавания в структуре обучения характери­зуется в данном случае прежде всего тем, что при органи­зации учебной деятельности школьников исходное зада­ние для сиюминутного выполнения сталкивает ученика с целью, которую ему необходимо достичь в конце изучения темы урока и системы уроков по теме в целом. Чтобы до­стичь такого уровня управления (организации учебной ра­боты учащихся), учитель, организуя обучение, каждый раз определяет, в какую деятельность учащихся надо включать знания, подлежащие усвоению. Выбор деятельности опре­деляется теми задачами, которые предусмотрены целями обучения. В этом и выражается руководящая роль учителя в процессе обучения. Ее назначение как раз и состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и созна­тельной деятельностью по усвоению учебного материала. Для этого необходимо: ставить обоснованные учебные зада­чи; создавать благоприятные условия для принятия этих за­дач учащимися; давать четкое инструктирование им о спо­собах предстоящей деятельности; оказывать обучающимся своевременную необходимую и достаточную помощь; побу­ждать у них любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.

Каждый акт преподавания призван вносить опреде­ленные изменения как в сам характер деятельности школьника, так и в процесс его становления как лич­ности. Для этого учитель, осуществляя деятельность преподавания, проводит тщательный анализ целей обу­чения применительно к конкретным ситуациям обуче­ния, к конкретному изучаемому учебному предмету и каждому его разделу в отдельности. И каждый раз цели

обучения на уроке должны быть доведены до указания типовых задач, ради решения которых организуется об­учение. Без определения таких задач цели обучения (цели урока) оказываются недостаточно конструк­тивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представ­ления о том, для решения каких задач предназначаются знания, учитель как субъект преподавания не может определить, какую деятельность должны совершать учащиеся при обучении этим знаниям. Вот почему до начала обучения "чему-то" учитель должен не только иметь четкую программу того "чему учить", но и сфор­мулировать те задачи, в которых учащиеся должны бу­дут использовать усваиваемое содержание.

При разработке таких программ учитель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степе­ни он предполагает сформировать у учащихся в резуль­тате изучения ими данного материала. Для этого ему необходимо учесть особенности отдельных видов учеб­ных занятий и определить совокупность различных ви­дов деятельности учащихся, которая обеспечит дости­жение поставленных целей в деле формирования ум­ственных и психических качеств обучающихся. При этом важнейшую роль играет установление последова­тельности действий обучающихся, структура операци­онного состава действия (определение исполнитель­ских, оценочных и ориентировочных действий), нахо­ждение способов поднятия мотивации школьников к участию в процессе познавательной деятельности. Тако­ва первая задача преподавания в структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа ак­тивности и самоуправления в познавательной деятель­ности учащихся. Она заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель с по­мощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенси­фицировал процесс активной, самостоятельной и ре­зультативной работы каждого ученика по овладению основ теории и методов ее применения при решении учебно-познавательных задач. Если процесс обучения построен верно и направляемая целеустремленная рабо­та учащихся приносит запланированный и ожидаемый ими результат, если усваиваемые знания преобразуются

школьником в лично для него значимую систему, то у него появляется стойкий интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной деятельности. А это способствует еще большему подъему эффективности процесса обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.