Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения




Структура процесса учения всегда вызывала к себе притягательное внимание психологов и дидактов. Разные психологические школы в соответствии со своими воззре­ниями по-разному представляли содержание и сущность учения. К основным же психологическим теориям, рас­сматривавшим проблему учения, относятся: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.

Бихезиористы (Д. Уотсон, Э. Торндайк) считают, что учение (научение) - это приобретение организмом новых форм поведения. "Формула "ситуация - ответная реакция" выражает любой процесс учения" - так сформулировал исходную позицию бихевиоризма Э. Торндайк. (Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935. С. 16.). В дальнейшем эту теорию интенсивно стал развивать Б. Ф. Скинер, выдвинувший концепцию оперативного научения (от операции). Суть этой концепции сводится к тому, что организм при­обретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию.

Важнейшие положения бихевиоризма в обосновании теории учения является структура стимул - реакция - подкрепление. Инди­вид является пассивным элементом. Он лишь реагирует на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Деятельность обучающегося сводится в данном случае к механическому выполнению конкретных операций.

Иную позицию в трактовки сущности учения занимают гештальтпсихологи. Согласно их концепции (см. работы М. Вертхаймера, В. Келера, К. Каффки, Л. Левина), деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений це­лостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, пости­жении, озарении (инсайт).

Представители когнитивизма, в частности Дж. С. Брунер рас­сматривает учение как процесс создания учащимся собственного "культурного опыта", имеющего социальный характер и обусловлен­ного культурно-историческим контекстом. Согласно другого пред­ставителя этого же направления, - швейцарского психолога Ж. Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структуриро­ванной информацией, выполняет формально-логические операции. Его деятельность полностью детерминирована возрастными ста­диями умственно-познавательного развития' от сенсорной и доопв-

рационной стадии (дошкольный возраст) через стадию конкрет­ных операций (младший школьный возраст) до стадии формально­логических операций (пятнадцатилетний возраст).

Особую роль в обосновании теории учения сыграла и играет в настоящее время деятельностная теория (А Н. Леонтьев, С. Л. Ру­бинштейн), позволившая представить обучение как деятельность обучающего и обучающегося и обосновать усиление роли последне­го в процессе обучения. Согласно этой теории учения в процессе обучения выполняет конкретные, формально-логические и творче­ские операции, предусмотренные запрограммированной и полнос­тью социально детерминированной деятельностью. При этом у обу­чающегося высока степень осмысления учения.

На фоне представленных концепций учения особую значи­мость в раскрытии сущности учения как деятельности приобретает на сегодняшний день идеи представителей гуманистической психо­логии (К. Р. Роджерс, А. Х. Маслоу). Учение в их понимании пред­ставляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности. Обучение они воспринимают и трактуют как самостоятельную деятельность обу­чающегося, признают за ним ведущую роль в процессе обучения, обосновывают необходимость использования учащимся личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности.

Краткий обзор представленных психологических тео­рий учения свидетельствует о том, что их авторы исходят либо из механистической, либо из органической модели мира, человека и его психики, и выводы, сделанные ими во многом остаются только теоретическими посылками обучения, а следовательно, и учения, как познавательной деятельности школьника в целостном процессе обучения.

Важнейшими составляющими учения как деятель­ности являются ее содержание и форма. Содержание дея­тельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, дей­ствительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-че­ловеческая, субъективная познавательная практика. В дея­тельности обучающегося отражается предметный матери­альный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой дея­тельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических по­требностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом дея­тельности ученика в процессе обучения являются действия,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.