Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие семьи, образовательных




и культурных учреждений в воспитании детей

В современных условиях семья - лишь один из институ­тов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Од­новременно существуют и другие, не менее мощные государ­ственные и общественные институты, оказывающие воспита­тельное воздействие на детей. Желательно оптимально скоор­динировать их усилия, чтобы не допускать негативных по­следствий и рассогласованности в действиях.

При всех изменениях, произошедших в жизни нашего общест­ва, повлекших нарушения воспитательных взаимосвязей в системе "школа-семья-общественность-производство", следует максималь­но использовать те небольшие возможности, которые сохранились от разрушившейся системы. В ряде случаев бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных техников и юннатов преобразованы в различные центры:

Центр технического творчества, Цемтр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в боль­шинстве своем подчиняются органам управления образования и все еще работают иа государственном бюджете, а следовательно,

остаются бесплатными и доступными для посещения детей. Они не только способствуют развитию личности детей, развивают их твор­ческие способности, помогают содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителеям в семейном воспитании, орга­низуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу "посиделки". Учреждения дополнительного образования, видя потребность в организации содержательного общения родителей и детей, создают кружки, студии, спортивные секции, в которых зани­маются одновременно дети и их родители: кружки вязания, вышива­ния, выпиливания, изготовления мягкой игрушки, хорового и сольно­го пения, драматические и т. д.

Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в семейном воспитании, организуя совместные с роди­телями посещения детьми музеев, картинных галерей, концертных залов, театров. После таких совместных поездок и походов прово­дится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. В этих обсуждениях родители учатся давать квалифицированную оценку произведениям искусства, понимать содержательную классическую музыку и ее влияние на гармоничное развитие личности в отличие от разру­шающего влияния так называемой "попсы", оглушающей, бьющей по нервам, но любимой подростками...

Значительно видоизменили свою работу музыкальные школы и шко­лы изобразительного искусства. Они нередко территориально объедини­лись с общеобразовательными школами и составили как бы единый ком­плекс художественно-эстетического образования. На базе такого комплекса для детей и родителей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве художни­ков, композиторов, музыкантов-исполнителей.

В последнее время чаще приходится слышать о том, что воз­рождение России и ее культуры начнется в провинции. Велика роль районных и городских детских библиотек, музеев, театров-студий в духовном развитии школьников.

Детский музей, единственный в стране, находится в моло­дом городе Ноябрьске Тюменской области. Сам город возник всего двадцать лет назад, но сразу нашлись энтузиасты, кото­рые подумали о детях, о детстве, чему и посвящены экспонаты музея. Для родителей этот музей стал школой семейного воспи­тания, собственного культурного развития, без чего не может состояться интеллигентная семья, интеллигентные родители и интеллигентные дети как результат семейного воспитания, со­вместного духовного роста.

В районах и городах все чаще возникают местные театры-студии, в которых вместе играют дети и родители. Зрителями также становится вся семья. Репертуар театра, трактовка-игра самодеятельных актеров избранного сценария могут стать зна­чительным подспорьем в семейном воспитании детей.

Очень большая роль в семейном воспитании школьников принадлежит детским и юношеским библиотекам. Общая тен­денция к снижению читательского интереса может быть преодо­лена совместными усилиями библиотечных работников и роди­телей. Важно, чтобы родители не упустили время, когда следует

ребенка познакомить с библиотекой, ее сотрудниками и содер­жанием книг. Вместе с библиотечными работниками рекоменду­ется определить круг развивающего и интересного чтения, до­ступного по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочитанных книг, проводят читательские конференции, встречи с писателями. Наиболее интересно проходят музыкально-литературные вече­ра. Хорошо, если дети и их родители станут постоянными их по­сетителями и участниками.

В условиях, когда почти прекратили свою просветительскую и воспитательную деятельность такие общественные организа­ции, как опорные пункты при ЖЭКах, районные комитеты ДОСААФ, Красного Креста, шефствующие и базовые предприя­тия, следует использовать любую, даже самую малую возмож­ность, которая поможет воспитанию детей в семье. К такой воз­можности следует отнести непрекращающуюся просветительно-разъяснительную деятельность работников ГАИ. Они учат детей и их родителей соблюдать правила безопасного дорожного дви­жения, не создавать ситуаций для дорожно-транспортных про­исшествий. В свою очередь соблюдение правил дорожного дви­жения воспитывает организованность, дисциплинированность, помогает формировать правопослушную личность. Воспита­тельная работа с детьми обязывает и родителей соблюдать правила дорожного движения, демонстрируя тем самым положи­тельный пример для своих детей. Данное направление в систе­ме семейного воспитания с помощью работников ГАИ призвано обеспечить сохранение жизни и здоровья детей, что является одной из главных забот родителей.

Просветительно-оздоровительную работу продолжают вес­ти медицинские работники образовательных учреждений, дет­ских и взрослых поликлиник. Воспользоваться их помощью по предупреждению инфекционных заболеваний (дифтерия, тубер­кулез), простудных (ОРЗ), наследственных (психические рас­стройства, кожные заболевания) - значит уберечь детей от мно­гих болезней, сделать их жизнь здоровой, а следовательно, счастливой, полноценной, полезной себе и другим.

Хотя спонсорство в стране развивается очень своеобразно, а "благотворительность" все еще подчас звучит обидно, нельзя -их исключать из системы семейного воспитания. По-разному проявляются спонсорство и благотворительность применитель­но к воспитанию детей в семье: авторские концерты, бесплатный вход на выставки, в цирк и театр, интересные экскурсии и по­дарки к праздникам, приобретение необходимой одежды и обу­ви. На такую заботу и помощь семье в обеспечении духовных и материальных потребностей детей необходимо отвечать чув­ством благодарности, бережным отношением к полученному.

В последнее время многое в помощь семейному воспитанию предпринимают отделы социальной защиты при местной администрации: бесплатные или с льгот-

ной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь и т. д.

Большая надежда возлагается на попечительские советы, которые занимаются одновременно образова­тельными учреждениями и семьей, оказывая и другим содержательную и материальную помощь. Однако соз­дание этих советов находится более в области теорети­ческой, в области разработки, чем в практической дея­тельности образовательных учреждений.

Таким образом, сложившаяся в прежние годы си­стема взаимосвязанных учреждений и общественных организаций претерпевает значительные изменения. Приходящую ей на смену систему нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность семейного воспи­тания в наши дни, и школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.