Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы воспитательного процесса




Форма - это то, благодаря чему какое-то явление су­ществует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.

Всякое явление, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму, существуя через нее для друго­го, и благодаря этой форме вообще существует, разместясь в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других.

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом:

Форма воспитательного процесса - это доступный внеш­нему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, вы-

483

страиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Если это изобразительное средство - его рассматривают.

Если это звуки, их слушают.

Если это материал, им манипулируют.

Если это инструмент, им оперируют, преобразуя материал.

Если это текст, его читают.

Если это костюм, его надевают.

Так рождается форма деятельности группы детей или отдельного ребенка, которому предложено определенное средство. Привлеченное средство задает форму. И лишь поверхностному глазу непрофессионала кажется, будто пе­дагог придумывает форму, создает форму, творит форму. Он творит синтез средств.

Сочетание картинок, музыки, юмора, нежности, ти­шины, цветов, игры в совместной работе - вот один образ.

Сочетание учебника, дневника, режима, отметки, опроса, контроля, угрозы - вот другой образ.

Сочетание красок, молотка, гвоздей, бригадных групп, песни, состязания, ролевой игры, рефлексии создают тре­тий образ.

Форма логически вытекает из аналитической педаго­гической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Завершенная форма предстает для сторонннего на­блюдателя как плод фантазии, выдумка. Именно так пре­подносятся так называемые "новационные формы рабо­ты". Но не форма-дитя творчества, а отобранное, осмыс­ленное, интерпретированное средство. Творил педагог, когда из множества предметов выбирал то единственное средство, которое могло бы сыграть роль оптимального.

Категорию формы зачастую употребляют в су­женном значении, подразумевая лишь форму работы с детьми на какой-то данный момент. Например, говорят:

"Педагог избрал игровую форму"; "педагог провел тренинговую форму"; "педагог предложил лекционную форму; "педагог организовал диспут" и т. д. Тогда фор­мой становится конкретная разновидность либо метода, либо воспитательного воздействия. При тесном пе­реплетении понятий "метод" и "форма" (метод для вос­приятия облечен в какую-то форму непременно) гово-

рить о "формах" работы с детьми трудно, так как, ско­рее, речь идет о "методе" работы с детьми.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

Или: проживая высокой меры удовольствие от коллек­тивной работы по благоустройству школьного двора, вос­питанник склоняется к ценности труда, привязывается к родной школе, выявляет в себе самом созидательное "Я".

Непредсказуемым будет лишь избрание конкретного объекта, который включается в ценностную структуру личности, но педагогически гарантированным остается ценностный выбор, производимый воспитанником в усло­виях пленительно организованного взаимодействия ребен­ка с педагогом.

Сделаем оговорку во избежание ложно понятого термина:

"пленительной" может быть и серьезная, вдумчивая работа, и тя­желый грязный труд, и легкая искрометность детского праздника. Пленительность формы - следствие красочности, ритмичности, ла­коничности, оригинальности, легкости, изящества, и главное - ощу­щения духовного обогащения, продвижения и ситуации успеха каж­дого участника. Как только нарушается одна из данных характери­стик, так исчезает способность дела взять "в плен" душу ребенка. Приведем примеры нарушений:

-... вдруг у глобуса, который взял учитель в руки, обнаружи­лась черная дыра - как пропасть;

-... вдруг оказалось, что музыку долго слушать трудно;

-... вдруг дети вспомнили, что такое уже один раз им показывали,

-... вдруг детям надоело длинное и подробное разъяснение правил игры и расхотелось играть.

Это все детали привлекаемого средства, которые могут за­черкнуть успех дела и нарушить ход взаимодействия педагога с воспитанниками.

Форма обеспечивает пленительность всего воспита­тельного процесса. Поэтому очень важно продумывать и

оформление школьного вестибюля, и гардеробные комна­ты, и учебные аудитории, но столь же важна одежда детей и педагогов, не менее значимо оформление праздников, уроков, классных групповых дел и школьных ритуалов и символов.

"Пленить" - взять душу в "полон" (плен), помочь ду­ше ребенка полюблять жизнь во всех ее проявлениях, на­полнять ценностью то, что имеет культурологическое зна­чение. Восходить через трудности можно лишь к тому, что пленяет.

В поисках формы педагог исходит из содержания: от­бирает оптимальное средство, которое бы наилучшим об­разом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он восприни­мает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. Например, педагог ставит своей задачей приобщение детей к музыке и развитие спо­собности слышать музыку. Он рассказывает своим воспи­танникам историю трехлетнего заточения Паганини в за­мок любящей его женщиной, о личностных изменениях, которые происходили с молодым музыкантом в эти три года романтической любви, и сообщает, что там, в замке, Паганини писал сонаты для скрипки и гитары, потому что его любимая играла на гитаре. "В сонатах они вели разго­вор друг с другом"... - говорит педагог. "А их можно по­слушать?" - спрашивают дети...

Форма, предложенная детям, породила интерес, обус­ловила желание ценностной деятельности.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она по­могает дифференцировать педагогическое влияние, под­черкивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, клас­сов, индивидуальностей. "А у нас в школе... " -с гордостью обычно сообщают дети об отличной от окружающих фор­ме. "А у нас в классе... ", "А у нас в спортклубе... " - им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкуса-

' Отвергаем возможность трактовки понятия "пленять" как "манипулировать" человеком. Здесь в "плен" берет ценность, а педагог лишь предъявляет ценность. 486

ми, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи. Скажем, проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т. д.

Чтобы проверить адекватность формы индивидуаль­ной ситуации, необходимо фиксировать реакции детей. Например, можно заметить, как неэффективно звучит об­ращение "Ребята!" по отношению к старшим подросткам и сколь необычна реакция их на обращение "Дамы и гос­

пода'...

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

Первое. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности. Допустим, в школе нахо­дился белый рояль - его надо расположить так, чтобы все могли его видеть (именно визуалы), исполнение му­зыкальных произведений на нем должно быть достаточ­но частым, чтобы все могли его слышать (именно аудиалы), вокруг белого рояля необходимы некоторые действа, доставляющие удовольствие детям (именно кинестетикам).

Второе. Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Опытные педагоги знают, как тяжело сохранять тради­ции, которые столь плодотворны в деле воспитания, но которые живут до тех пор, пока не прекращается ввод в традиционную форму нового элемента. Интересно, с этой точки зрения, проследить форму "последнего звонка". Будучи сначала "последним звонком" на "последний урок", постепенно этот традиционный акт модифицировался в праздник прощания и благодаре­ния, потом - в эстрадное шоу, а в последние годы но­вым витком он опять возвращается к форме "последнего урока", где протекает раздумье о жизни, о школе, о себе, о друзьях, о будущем. Форма воспита-

тельного процесса динамична и не подвластна фикса­ции в качестве наилучшего образца.

Третье. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.

Педагогика устами К. Д. Ушинского напоминает, что нельзя пе­ренимать опыт (это форма), но можно использовать мысль (идею), выведенную из опыта.

Учитель в завершение изученной детьми трудной темы доста­ет кулечек орехов, говоря: "Изученная тема была крепким орешком. Мы его раскусили. Заслужили право съесть". Дети с восторгом раз­бирают орехи, довольные таким неожиданным символическим обо­ротом. Другой учитель попытался воспроизвести эту форму в другом классе. Он был очень удивлен и обескуражен, когда ученики закри­чали: "Мы такие орехи не едим!.. "

Сопоставим обе ситуации. Лишь в бездумье они могут пока­заться одинаковыми по форме. Если же начать с цели и метода, то и средства (в одном случае орехи - символ, в другом орехи - лаком­ство), и форма (в первом случае - символ-игра, во втором - мате­риализованная оценка) окажутся разными.

Тем не менее, долголетняя практика воспитания де­тей в школе выработала и отшлифовала ряд традицион­ных форм воспитательной деятельности, которые про­шли проверку временем и, невзирая на социальные и педагогические потрясения, сохранили свои внутренние педагогические потенции. Форма как бы победила вре­мя - так кажется на первый взгляд. К таким традицион­ным формам относятся школьный театр, художествен­ные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на ло­но природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекто­рий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, тру­довой десант, школьный пресс-центр, музейные экскур­сии, школьные праздники, соревнования. Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: исти­на, добро, красота, искусство, наука, мораль, игра, об­щение, труд, познание. Именно значимость средств, ко­торые обеспечивают реальность названных форм, обус­ловила их универсальность. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариа-тивном виде, и модификации форм иногда очень не по-

хожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, конверт дружеских вопросов, сократовская бесе­да, разброс мнений и другие. Подчеркнем еще раз: как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется и оформляется в нечто новационное, хотя нетрудно заметить родство этой новой формы с общими традиционными.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стяги­ваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите общие условия, при которых педагог приоб­ретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.

2. Как связаны средства и формы воспитательных влияний педагога?

3. Оглянитесь вокруг здесь и теперь: какие воспитательные средства вы видите?

4. Приведите пример, когда одно и то же средство выполня­ет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.

5. Как вы поняли термин "пленительность формы"? В чем назначение данной категории?

6. Вы хотите создать новую форму работы с детьми. С чего начнете?

7. Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?

8. Изберите одну из традиционных форм работу с группой детей, произвольно введите какое-либо средство - зафиксируйте создание модификации формы.

Литература для самостоятельной работы

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М., 1989

2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

3. Кан-Калчк В. А. Грамматика обшения. М., 1995.

4. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., 1986.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., 1993.

6. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.

Глава 20




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.