Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода воспитания. Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта




Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Предвосхищение воспитательного результата в созна­нии педагога создает предпосылки для мысленного кон­струирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двой­ное предвосхищение: "знаю чего хочу получить, знаю и как этого достичь". Метод воспитания - это модель орга­низации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Следовательно, метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.

По количеству методов не может быть ни много, ни мало - ровно столько, сколько необходимо для програм­мируемого результата, исходя из природы данного резуль­тата.

В житейской практике каждый шаг к цели - это предваритель­ная (часто мгновенная и потому не зафиксированная) мыслительная операция, выводящая человека к методу как логическому итогу про­изведенного анализа. Сначала сапожник осознает цель: какая имен­но обувь выйдем из его умелых рук? Затем в полной зависимости от осознанного выстраивает способ соответствующей деятельности. Бальные туфельки не станет тачать на толстой подошве, а к сол­датским сапогам не пришьет розовый бант.

Наша аналогия позволяет отметить, что для сложного продукта деятельности необходима сумма методов, и лишь для элементарно­го (один элемент!) продукта достаточен исключительно один метод. Добавим: для забивания гвоздя сапожник обходится одной операци­ей - для создания красивых башмаков ему необходимо владеть си­стемой методов.

Методика педагога как система методов педагога це­ликом определятся мерой осознанности результата: чего хочет педагог сейчас, когда организует воздействие на де­тей? Что планирует педагог получить в качестве итогового результата? Предположим, педагог желает воспроизвести в 462

воспитаннике свое второе "Я". Методика ясна: показ— приказ-контроль-оценка. Допустим, педагог считает, что главное в детях - послушание. Тогда методика выстраивается иначе: знание—требование-контроль-оценка. Примитивная задача обеспечи­вается примитивными методами. Но и они существуют в наборе: ни больше, ни меньше. И они составляют систему:

последовательность, зависимость, взаимообусловленность.

Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противо­речивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением поня­тий "методы воспитания" и "методы воздействия". Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят пред­полагаемый результат воспитания к конкретной сиюми­нутной реакции ребенка. Например, говорят: "Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведе­ние ребенка", или "Я воспользовался убеждением, разъяс­няя детям значение нормативного поведения". Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное отно­силось к методам воспитательного воздействия - отнюдь не

к методам воспитания.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объ­ективных факторов социальной действительности, обла­дающих формирующим влиянием на личность. Если нам из­вестны факторы воспитания (а они нам известны)1, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факто­ров на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как спо­собы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воз­действие производят факторы формирования личности, он задает им определенное направление (социально-цен­ностный вектор), сопровождая происходящее педагогиче­ским комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой урожайности яблони, обеспечи­вает это необходимое, и его объективно обусловленные

 

' См.Гл. 14, § 3.

 

 

действия квалифицируются как методы взращивания пло­довых деревьев.

Фактор социальной среды в личностном формирова­нии трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод оганизованного вза­имодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решитель­ным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей де­ятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действитель­ность, трансформируясь в организованное ос­мысление ребенком разворачиваю­щейся жизни.

Посмотрим, как происходит учет трех факторов вос­питания в школьной практике.

Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение функ­ционирующих помещений продумывается. Директор школы, как пра­вило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается устройство школь­ного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательны­ми задачами. Чистота, порядок, красота - основные характеристики предметной среды воспитательного учреждения. Но эту среду вос­производят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая по­рядок, чистоту, воссоздавая красоту.

В этом доме скоро складываются традиции, рождается психо­логический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то образом реагирует на данную текущую перед ним жизнь, уча­ствуя в ней либо отстраняя себя от нее. Педагоги, выстраивая со­держание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.

Самая разнообразная деятельность организуется в школе -именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Познавательная - взаимодействие де­тей с истиной. Трудовая — взаимодействие с материаль­ными ценностями общества. Художественная - через ху­дожественный образ взаимодействие с красотой. Свобод­ное общение и предметное общение - взаимодействие с "Я" другого человека. Спортивная - воздействие на самого себя, на свое тело, свой психофизический аппарат. Если в

ходе организованной педагогами деятельности формиру­ются социально-культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.

Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, рас­крывая социальную сущность того или иного явления, участниками либо наблюдателями которого становятся де­ти, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое "Я" в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

Таким образом, надо признать существование трех ме­тодов воспитания стратегического плана: 1) метод органи­зации воспитывающей среды; 2) метод организации вос­питывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой; 3) метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленные ме­тоды носят факторный характер: обладают силой объек­тивного, неотвратимого влияния на подрастающую лич­ность. Иногда все эти методы называют методами органи­зации жизни ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.