Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система методов педагогического воздействия




Иначе выглядит система методов воспитательного воз­действия, методов тактического плана. Исходным для об­наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше­ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор­мам его культурные контуры.

— Как ты себя чувствуешь? - обращается педагог к ученику.

— Я в порядке.

— Не понял, прости. В порядке бывает шкаф, чемо­дан, бумаги, вещи...

— Я хорошо себя чувствую.

— Спасибо, - завершает диалог учитель.

Так как отношение имеет три формы своего существо­вания (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно ор­ганизуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.

Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме­тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна­чению.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

— суждение педагога (например: "Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать по­следствия");

— аргументация педагога (например: "В транспорте мальчикам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее");

— мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич­ном отношении и самочувствии (например: "Мне не нра­вится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы");

— сообщение об общепринятом в культуре (например:

"Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки");

— раскрытие внутреннего скрытого смысла проис­шедшего, отношенческого смысла (например: "Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необхо­димый материал легкомысленно забыт тобою");

— диалог педагога с детьми (например: "Я так считаю, а что думаете Вы?");

— дискуссия, спонтанно либо специально организуе­мая педагогом (например: "Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас... ");

— обмен впечатлениями по восприятию художествен­ного образа (например: "На этом портрете прекрасное че­ловеческое лицо, а здесь - явно мордашка... "),

— совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например: "Я советую тебе, как умному и кра­сивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки").

Метод упражнения- это такого рода воздей­ствие, которое обеспечивает реальные практические дей­ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види­мым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно­шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали­зуется следующим образом:

— примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);

— просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: "Пожалуйста, отнеси диапроектор ма­лышам");

— просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например: "Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до на­шего прихода");

— показом - инструкцией, вплетенной в контекст со­вместной деятельности (например: "Протяните, юноши, руку девушке - вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться");

— специальным тренингом, отрабатывающим поведен­ческие навыки (например, урок этикета);

— игрой с этико-психологическими правилами (например, "честно играть" в прятки или слышать другого в "эстафете смыслов");

— традиционным оформлением некоторых правил по­ведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: "Спасибо" - "Спасибо");

— приказ к действию в особых случаях, от экстре­мальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взя­тую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смер­тоносному предмету).

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе­дагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от­чет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само­стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель­ность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их после­довательность по усилении меры воздействия. Положи­тельную станем называть по традиции поощрением, отрица­тельную оценку - наказанием. Поощрение организуется:

— одобрением - предельно лаконичной формой вер­бального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово "хорошо");

— похвалой - развернутой формой одобрения, раскры­вающей основание оценки (например: "Замечательно! Те­перь всем будет комфортно");

— материальным предметом, который благодаря мате­риализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, иг­рушка - символ, лакомство);

— благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

— присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве лич­ности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же ви­ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало­гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо­вольствий, выговор, исключение из системы общения ли­бо из группы.

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогическое оценки, имеющей следую­щее выражение:

— "Я - сообщение", оглашение вслух собственного со­стояния и переживаний, связанных с жизненным явлени-

ем (например: "Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы");

— "Ты - сообщение", оглашение предполагаемого со­стояния ребенка в момент содеянного им (например: "Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над со­бой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?.. ");

— "естественное последствие" как логически разверну­тая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: "Разлил? - Неси тряпку!" или "Не сделал? Значит, надо сделать!");

— возложение оценочных полномочий на ребенка (например: "Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?");

— оттянутая во времени оценка (например: "Я потря­сен, поговорим, когда я приду в себя... ") и другие.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обра­щается к детям: "Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить". Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.

2. В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школь­ной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отра­женных в этом традиционном акте?

3. Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обра­щаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения ме­тодов воздействия.

4. Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в до­стижении задуманной цели?

5. Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы

считаете, будет ли специфика в использовании методов воспита­ния в данной неблагоприятной ситуации?

Литература для самостоятельной работы

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991. Головин В. Н. Основы культуры речи. М., 1980. Голуб И Б., Розенталь Ф. Е. Секреты хорошей речи. М., 1993. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Лукашонок О. Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание и поощре­ние. Соч.: в 7 т. Т. 5.

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагоги­ческом процессе. М., 1991.

Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1977.

Глава 19




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.