Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собрания в помощь семейному воспитанию




Педагогические лектории, родительские

Осуждая искусственный школоцентризм, господство­вавший длительное время в воспитании, необходимо ис­кать и находить такую сферу деятельности школы, где ее влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такой сферой можно признать взаимосвязь и взаимодействие с семьей при условии оптимально организованной работы школы в области педагогического просвещения родителей.

Традиционная работа с родителями проводилась шко­лой непосредственно по месту жительства: в микрорайоне, в домоуправлении, в семье. Эта работа включала: форми­рование родительского актива; проведение родительских собраний и лекториев в школе и вне ее, по месту житель­ства и на производстве; создание микрокружков непосред­ственно в домах; организацию совместных дел родителей и детей. Такая совместная деятельность включала природоохранительные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-туристические походы и состяза­ния. Все это позволяло более активно включать родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполняло содержа­нием семейное воспитание. Результативность взаимодей­ствия семьи и школы в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых школа, разумеется, не может нести ответственность. Однако

знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), школа и учителя должны. Толь­ко тогда педагогический коллектив может правильно стро­ить свои отношения с ребенком в школе, с его родителя­ми и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Изучив уровень педагогической подготовленности ро­дителей к семейному воспитанию детей, школа строит свою работу по их педагогическому просвещению. В неда­леком прошлом такая работа проводилась непосредствен­но на предприятиях в так называемые единые педагогиче­ские дни. Учителя, родительский актив, лекторы общества "Знание" выходили на предприятия, где в обеденный пе­рерыв читали лекции о семейном воспитании, о психоло­го-физиологических особенностях детей, об учете их воз­растных и индивидуальных особенностей и т. д.

Общественное бытие обычно влияет на сознание опо­средованно, через окружающие человека и взаимодей­ствующие с ним обстоятельства, совокупность которых принято называть социальной средой. Применительно к школьнику она включает такие сферы его деятельности, как учение, труд, отдых и социальные общности - школа, семья, спортивный коллектив, сверстники и т. д. На фор­мирование социально активной личности влияет каждый из названных факторов. Важно, чтобы влияние школы и семьи были наиболее действенны: системно целенаправлены и педагогически целесообразны. В современных условиях резко сократились контакты с предприятиями, т. к. происходит снижение уровня производства, многие предприятия временно закрываются, а рабочие получают длительные неоплаченные отпуска. По этой причине школа утрачивает возможность влиять на семейное воспи­тание через трудовые производственные коллективы. Пе­дагогическое просвещение все больше перемещается в об­ласть школьных родительских лекториев или тематических родительских собраний.

Наиболее эффективными в последнее время становят­ся родительские собрания, которые могут проходить орга­низационно в форме лектория. Успех проведения собра­ний-лекториев обеспечивается соблюдением таких усло­вий: тематика их составляется по возможности нестан­дартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и

даже иногда интригующая. Например: что нужно знать ро­дителям, если их ребенок пошел в первый (четвертый, де­вятый, одиннадцатый и т. д.) класс. Так можно назвать первое собрание, на котором должно состояться знаком­ство с первым учителем или вновь назначенным классным руководителем. На такое собрание родители, как правило, приходят, т. к. тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний;

заинтересованные родители придут на очередное собра­ние-лекцию.

Следует пояснить понятие "нестандартная тематика" роди­тельских собраний. Любая оригинальная тематика со временем ста­новится стандартной. Когда-то такие темы, как "Нравственное вос­питание детей в семье" и другие тоже были нестандартными, акту­альными и вызывали живой интерес родителей. Но со временем, с ростом образовательного уровня родителей от полной неграмот­ности или начального образования до среднего и высшего, с расши­рением коммуникативных связей, которые обеспечиваются теле- и радиопередачами, эта тематика для родителей перестала быть ин­тересной, перестала их обогащать. Обстоятельства меняющейся жизни заставляют выходить на новые темы, которые еще не осво­ены родителями, а иногда не замечены и не осмыслены. Так, на­пример, приходится в лекторий включать такие темы, как "Умеете ли Вы любить своего ребенка?", "Знаете ли (понимаете ли) Вы своего ребенка?", "Один день жизни ребенка в семье", "Праздники в семье и семейный досуг, его организация", "О пользе и вреде му­зыки в семье" и др. На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, как минимум на учебный год. В таком случае родители смогут зара­нее представить, какой объем психолого-педагогических, социально-экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких лекторов-специалистов желательно послушать (учителя, директора школы или его заместителя, психолога, медика и т. д.).

Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является определение четкого графика их про­ведения. Этот график на первом собрании сообщается ро­дителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его ника­кими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в четверть, в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

Но даже при заранее объявленном времени тематиче­ских собраний-лекций кто-то из родителей не сможет прийти по причине болезни или неожиданных служебных обстоятельств. И тогда очень желательно для этих родите­лей продублировать лекцию, хотя бы в тезисном изложе­нии. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических зна­ний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию по­лучает только один из родителей, присутствующий на лек­ции, второй не сможет проникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затем пе­рескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказа в семье не состоится из-за отсутствия времени или интереса к такому пересказу.

Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей и школой, как раз­витие личности ребенка, сохранение и укрепление его фи­зического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтому очень важно убедить родителей, что семейное воспитание - это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительско­го лектория должна стать тема "Один день жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую ис­тину: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: ро­дители пример тому". Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелого расходования честно заработанных денег.

Если вместе с родителями проследить один день жизни ребен­ка в семье, то начать его нужно с пробуждения. Во многих семьях оно проходит по будильнику. Вот здесь и последует первая педаго-

гически целесообразная и медицински обоснованная рекомендация:

исключить будильник из каждодневного пользования. Как утвержда­ют ученые, каждый звонок будильника - это определенный стресс для организма. Зачем же осознанно создавать для себя стрессовые ситуации? А как же быть, чтобы не проспать? Здесь вступает в силу обыденная логика: как правило, мы ежедневно встаем в одни и те же часы, т. е. живем по постоянному режиму. Следовательно, пусть выполняют свои функции биологические часы, пусть организм при­выкает сам просыпаться в одно и то же время. Однако таковое воз­можно лишь в том случае, если человек выспался, а выспится он при условии необходимого количества часов, отведенного на сон. То есть, чтобы утром легко проснуться по биологическим часам, нужно вечером вовремя лечь спать. Это "вовремя" для каждого будет су­губо индивидуально, ибо, как свидетельствуют специалисты, каждо­му человеку для ночного отдыха нужна своя продолжительность сна, сугубо индивидуальная. Коснувшись только начала дня, про­буждения, следует раскрыть родителям ряд взаимосвязанных про­блем: организованность, рациональная организация жизни, знания основ медицины. Именно медики утверждают, что недосыпание приводит к нежелательными биохимическим изменениям в организ­ме. У детей эти изменения проявляются внешне в вялости, сонли­вости, раздражительности, плаксивости, в ослаблении внимания и памяти, в замедленной реакции. Короче, на уроке в школе ребенок, выучив домашние задания "на пять", ответит только "на четыре", будет плохо осваивать новый материал, неадекватно реагировать на замечания учителя и поведение одноклассников. Это наглядное проявление болезненного состояния невыспавшегося ребенка. Но нарушение биохимических процессов имеет более глубокие послед­ствия: постоянно невысыпающийся ребенок растет более ослаблен­ным, он чаще болеет. Вот сколько следует выдать информации ро­дителям только в связи с тем, как и когда они и их дети просыпают­ся, как и когда ложатся спать. Это вопросы не столько педагогиче­ские, сколько медицинские. Поэтому родителей следует предупре­дить, что уметь воспитывать своих детей, уметь организовывать один день жизни ребенка в семье - это владеть, следовательно, знаниями по основам медицины, гигиены, психологии, педагогики. На других примерах одного дня жизни ребенка в семье можно про­демонстрировать необходимость впадения знаниями по основам этики и эстетики, социологии, экономики и т. д. По сути, родителям необходимо для эффективного воспитания детей в семье владеть всеми знаниями, которыми владеет педагогический работник, окон­чивший вуз, кроме теории и методики преподаваемого им предмета

Итак, первая мотивированная рекомендация по органи­зации воспитания ребенка в семье - исключить из повседнев­ной жизни будильник. Он вреден как детям, так и взрослым. Вторая рекомендация связана с тем, кто первый в семье встает. На этот вопрос дети, как правило, отвечают:

"Мама", иногда "Бабушка". Для нравственного здоровья де-

тей в семье, для обеспечения ее жизнедеятельности пооче­редно должны вставать то мама, то папа.

Такая традиция будет наглядно демонстрировать де­тям, что папа любит маму и бережет ее. Наступает время будить детей. Нужно порекомендовать родителям вспом­нить все ласковые слова, которые они когда-то говорили своим маленьким детям: "солнышко", "деточка", "рыбка" и т. д. К ласковым словам обязательно нужно добавить по­целуй. От того, как родители разбудят ребенка и с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. А день этот может быть светлым, ра­достным, удачным или хмурым, тяжелым, невезучим. Не понимая сам почему, ребенок придет в школу раздражи­тельным, задиристым, нагрубит одноклассникам и учите­лям. Все же дело в том, что его грубо разбудили, обругав за то, что вчера поздно лег, т. к. долго смотрел телевизор. Будто в этом только его вина: ведь очередной фильм из многосериала смотрела вся семья, и вся семья легла позд­но. Далее, что входит в заботу родителей, - утренняя ги­гиена детей: умыться, почистить зубы. Как часто дети из так называемых "благополучных" семей приходят в школу неумытыми!

Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Иногда даже взрослые с легкостью о себе говорят:

"Сегодня позавтракать не успела". В народе раньше знали, что "натощак" выходить из дома вредно. Современным родителям можно объяснить с опорой на физиологию и медицину, что после подъема утром начинают функцио­нировать все органы, в т. ч. поджелудочная железа выделя­ет сок. Если же этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя раз­личные желудочные заболевания. Дети обязательно долж­ны перед выходом в школу позавтракать. Но есть еще од­но условие: после завтрака можно выйти на улицу только через десять минут, чтобы не остудить горло, разгорячен­ное во время приема пищи. Иначе не исключены те анги­ны, ОРЗ и другие простудные заболевания, которыми так 1асто страдают дети. И опять приходится констатировать, что в образе жизни семьи заложено и обеспечивается фи­зическое и нравственное здоровье детей.

Родителям нужно проконтролировать себя, а следова­тельно, и детей, как прощаются члены семьи, уходя в школу и на работу. Нередко о том, что кто-то ушел, мож-

но догадаться по захлопнувшейся двери. Желательно ввес­ти в традицию каждой семьи слова "до свидания", "я ухо­жу", "всего доброго", "счастливо оставаться" и т. д. Кроме того, желателен прощальный поцелуй. Ведь расстаются близкие люди на целый день. Вообще отмечено, что поце­луй - явление физиологическое, способствующее созданию положительных эмоций. Поцелуй важно вернуть в семью. Это станет выражением любви, уважения, привязанности на всю жизнь. Тогда не придется престарелым родителям сетовать на своих детей, что сын или дочь не любят их, даже не поцелуют.

Если у родителей есть хотя бы небольшая возможность выйти из дома с ребенком и дойти до школы вместе с ним, такую возможность упускать нельзя ни в коем случае. Со­вместная дорога - это общение, разговор по душам, ненавяз­чивые советы, родительские оценки поведения собственного ребенка и его друзей. Например, почему к сыну обращаются не по имени "Сережа", а по кличке "Серый"?

Родителям нужно научиться встречать детей после уроков или после своей работы. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки получил?" Ученые отмечают, что в значительной степени детская ложь возникает из страха наказания или нежелания огорчать родителей не теми оценками, которые они ожидают. Это не только "двойки", но и "четверки", вместо ожидаемых "пятерок". Лучше за­дать более нейтральные вопросы, на которые ребенок мо­жет ответить избирательно, вариативно: "Как дела в шко­ле?", "Чем сегодня занимались?", "Что было интересного в школе?" Очень емкий вопрос: "Довольны ли тобой учи­теля?" Он включает все: как ты себя вел, как отвечал уро­ки, прилежно ли учился. Данный вопрос предполагает умение ребенка общаться со взрослыми, быть к ним и почтительным и уважительным, т. е. быть воспитанным и интеллигентным, снисходительным и великодушным, если даже учитель не сумел по заслугам оценить знания или был недостаточно справедлив, так как у него не хватило времени вникнуть в детали.

В вечерние часы полезно приобщить детей к домаш­нему труду. Но самое главное - уложить ребенка вовремя спать, чтобы утром он проснулся сам выспавшимся и бод­рым. Сейчас нет строгих установок, во сколько и в каком возрасте нужно детей укладывать спать. Время для ночно­го отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Пока-

затель один - чтобы ребенок выспался и проснулся сам или легко проснулся, когда его будят родители. Организа­ция вечерних часов оказывается трудной для самих роди­телей, т. к. отключить телевизор и создать в квартире тем самым условия для отдыха детей оказывается свыше роди­тельских сил. Приходится вновь для них повторять, что недосыпание ведет к нарушению биохимических процес­сов в организме, а в результате - к общей ослабленности и постоянным болезням. Ребенок становится таким, о кото­ром говорят: "К нему все болячки пристают". Невольно возникают вопросы к родителям: "Так кого же вы любите:

ребенка или себя?", "Умеете ли вы любить своего ребен­ка?" Кстати, эти вопросы могут стать темами последующих родительских собраний. А день ребенка в семье должен закончиться опять ласковыми словами, поцелуем и поже­ланием ему хорошего сна.

Так на примере одного дня родителям можно показать, что семейное воспитание не требует чтения моралей и нота­ций. Нужно правильно организовать жизнь всей семьи, соз­дать условия для общения, исключить из общения окрик, грубые интонации, постараться создать в семье атмосферу ра­дости, любви и взаимного уважения. Ребенок должен чув­ствовать, что он любим, что любовь родителей к нему и его к родителям имеет определенные проявления: желание помочь, облегчить работу, создать хорошее настроение, не огорчать. На примере одного дня жизни ребенка в семье можно про­следить, что при правильном образе жизни в семье обеспечи­вается в комплексе физическое и нравственное воспитание, расширяется эмоциональная сфера, создается устойчивое психическое состояние.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите концептуальные основы семейного воспита­ния: признаки и функции семьи.

2. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

3. Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии "родитель"? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы ею овладеть?

4. Каковы правовые основы семейного воспитания?

5. Как осуществляется взаимосвязь школы, семьи, общества по воспитанию детей в период отказа от школоцентризма в фор­мировании личности?

6. Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и об­щества для полноценного развития и становления личности ре-

бенка? Определите свою педагогическую роль в решении этой глобальной задачи.

7. Типология современной семьи.

8. Содержание и формы оказания помощи родителям по се­мейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения.

Литература для самостоятельной работы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Закон РФ "Об образовании". М. 1992, 1996.

3. Семейный Кодекс РФ. М., 1995.

4. Конвенция о правах ребенка. М., 1989.

5. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985.

6. Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985.

7. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе­ние. М., 1991.

9. Мир детства: дошкольник. М., 1979.

10. Мир детства: младший школьник. М., 1981.

11. Мир детства: подросток. М., 1990.

12. Максимов В. В. Семейная книга. Спб, 1996.

13. Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зя-зюна. М., 1989.

14. Психолого-педагогические знания родителям учащихся общеобразовательных школ. Л., 1985.

15. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

16. Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991.

17. Шнекендорф З. К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка М.,1997.

Дополнительная литература:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993.

2. Буянов М. И. "Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.

3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М, 1989.

4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

6. Ситник А. П. Внутришкольная методическая работа в со­временных условиях. М.,1989.

7 Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

РАЗДЕЛ IV ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Глава 21




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.