Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидность способов педагогического влияния на социально-психологический климат (атмосферу) группы




Субъект воздействия Канал воздействия   Педагог   Ребенок   Третье лицо  
аудиальный              
визуальный              
кинестетический              

 

Как видно из таблицы, способ влияния на групповую атмосферу в каждый момент — это выбор ответа на вопро­сы: кто влияет? и каким средством?

Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфе­ре. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмо­сферу. Прозвучавшая песня улучшает, но и ухудшает пси­хологические обстоятельства. Предложенное угощение то­же обладает двояким влиянием.

Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социально-ценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценност­ного отношения членов группы, содействует преобразова­нию всей совокупности отношений в группе.

Привнести в группу ценность — это значит выразить социально-ценностное отношение "здесь и сейчас"; про­явить, проиллюстрировать, декларировать, утвердить, про­демонстрировать, публично защитить, отстоять, провоз­гласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнооб­разно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное обставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпо-ритм и прочее. Если сопо­ставить лишь только лексические формы выражения от­ношения, то станет ясна широчайшая палитра форм при­внесения ценности в группу. Произведем же такое сопо­ставление разных лексических форм:

- Здравствуйте! — "Доброе утро!" — "Приветствую вас!" — "Счастливого дня!"

- "Спасибо!" - "Благодарю!" - "Признателен" -"Весьма тронут" - "Такая неоценимая услуга";

- "Начнем работать" - "Приступим" - "За дело!" — "Работа ждет!" — "Предстоит удовольствие от работы... "

- "Дети!" - "Ребята!" - "Друзья!" - "Товарищи мои!" -"Дамы и господа!"

- "Судари и сударыни!" - "Милые мои!.. Педагогически важно здесь следующее: предъявление любой ценности изменяет атмосферу, будь это ценность человека, дела, красоты, знания, чести, свободы или что-то иное, более широкое или же более узкое. Иногда доста­точно одного слова, одной улыбки, одного действия, что­бы развернуть вектор социально-психологической атмо­сферы в группе в сторону улучшения.

- Помогите, пожалуйста,- просит учитель. И можно фиксировать потепление отношений.

-... Этот рыжий монах тонко чувствовал природу, и его скрипка заговорила голосом неба, птиц, леса, цветов, — рас­сказывает лектор, и зал замирает в ожидании чуда Вивальди.

-... Смотрите-ка, что я принес,- сообщает психолог, красиво и нежно разворачивая упаковку первых цветов. — Жизнь вновь пробуждается, — и в классе как будто свежий ветерок разбудил тяжелую застывшую атмосферу.

Психологический климат продолжает свое воздей­ствие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А. С, Макаренко замечал, что воспитание протекает "когда нас нет дома". Социально-ценностный климат

группы — это каждодневное воспроизводство ценност­ных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.