Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика принципов воспитания. Принцип — общее руководящее положение, требую­щее последовательности действий, не в значении поочередности




Принцип — общее руководящее положение, требую­щее последовательности действий, не в значении "поочередности", а в значении "постоянства" при различных условиях и обстоятельствах. Предположим, принципом жизни человек избрал "быть самим собою", это значит, что никакая сила лукавых, глупых, жестоких насильников не заставит его изменить данному принципу. Или: если учитель в качестве принципа избрал "не кричать на де­тей", то не остается места никаким изворотливым оправ­даниям для нарушения этого положения.

Понятно, что принципы — это очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в не­повторимых частных ситуациях, при уникальности событий, в необычных группах детей, при их яркой индивидуальности. Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать так­тику работы, не совершая роковых ошибок.

Понятно и другое: количество принципов при их мак­симально широком обобщении небольшое, их не нужно запоминать, сознание постоянно держит их в памяти как некоторые исходные установки.

Однако, как избежать субъективности этих установок? Ложности общего руководства? Допустим, учитель пришел к выводу, что главное в работе с детьми — держать их в страхе, потому что страх сохраняет порядок, а порядок, в свою оче­редь, способствует усвоению знаний. Нескоро этот педагог разочаруется в бесплодном принципиальном выводе: пока дети не вырастут и не перестанут его бояться, он не обнару­жит скрытого отвращения к учению, ненависти к школе, не­уважения к учителям, нелюбви к себе — целого комплекса негативных отношений, распускающихся, к удивлению учи­теля, в ранней юности, когда улетучится страх.

Принцип — положение, проистекающее из цели воспита­ния и из природы воспитания. Как бы предвосхищая свое-вольность выдвигаемых целей, принцип устанавливает со­ответствие того, что планирует педагог ("чего хочу?") и то­го, что возможно достигнуть в условиях социально-

психологического климата ("что могу?"). Принцип — мос­тик из теории в практику. Его реализация — воплощение теоретических основ. Оттого уровень научно-теоретичес­кого мышления сразу обнаруживается, стоит познакомиться с принципами работающего с детьми педагога.

Итак, первый принцип воспитания, вытекающий к цели воспитания, учитывающий природу воспитательного процес­са, — ориентация на ценности и ценностные отношения.

Данный принцип означает постоянство профессио­нального внимания педагога на разворачивающиеся в дей­ствиях, эмоциональных реакциях, словах и интонацион­ной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, тру­ду, познанию... и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.

Такая установка помогает видеть за обыденными дей­ствиями детей и вообще всех людей драму отношений: за­нял самое удобное кресло, отказался от лакомства, наря­дился вопреки неприятностям, спрятался за спину соседа, обрадовался оплошности товарища, отдал последние рубли пострадавшему, замер перед распустившейся розой.

Осуществляется принцип благодаря тому, что органи­зуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением — закономерность жизни, за закономерностью — основы чело­веческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый мо­мент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач — в поиск истины, уход за цве­тами — в заботу о красоте, участие в дискуссии — в инте­рес к индивидуальности, подметание школьной дорожки — в наведение порядка на планете.

По данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Вочеловечить"— зна­чит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни: скамья — для отдыха усталого путника, кусочек мела — средство общения многих людей в аудитории, дверь — чтобы хранить тепло, тишину, оди­ночество, тайну. И далее: перед нами старик — мы видим этап жизни каждого человека; перед нами одуванчик — мы общаемся с природой; а вот самолет — отдаем дань чело­веческому творчеству.

Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня со-

временной духовной культуры. О поведении можно не го­ворить — оно есть внешняя форма этих ценностных отно­шений. Поэтому ребенок не станет таскать кошку за хвост (она живая!), не будет царапать доску (на ней мы работа­ем), постарается сдержать свое недовольство на приятеля (он другой, непохожий на меня).

Принцип ориентации на ценностное отношение по­могает учителю справиться с осложненным поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отно­шений. Например, в ответ на недостойное действие учи­тель спрашивает: "Вы хотели меня обидеть? Нет? Хотели кого-то оскорбить? Тоже нет? Может быть, выразили не­довольство собою? Ах, так. А получилось, что все мы рас­теряны и обижены... "

Ориентация на отношение преобразует любую дея­тельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию "быть" (см. Фромм Э. Революция надежды. В кн.: Психоанализ и этика. - М., 1993), когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.

Условием же реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская подго­товленность педагога, психологическая подготовка и лич­ностная позиция "быть", им занятая, которая только и по­зволяет педагогу распознавать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом уви­деть явление, за явлением — закономерность, за законо­мерностью — основания жизни.

Педагогическая арена, в отличие от арены мира, всег­да утверждает добро, истину и красоту. Но нельзя завязать детям глаза, закрывая от них бушующие на мировой арене зло, ложь и безобразие. С помощью педагога дети прохо­дят школу добра, истины и красоты, но это вовсе не зна­чит, что их выбор предопределен. Отправляясь в само­стоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех осно­ваний, которые заложат в конструируемую ими судьбу. Однако, чтобы выбор состоялся, педагог реализует второй принцип воспитания.

Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, — принцип субьектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с дру-

 

 

гими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои Действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носите­ля знаний, отношений, а также свой выбор, производи­мый ежечасно.

Осуществляется принцип через апелляцию педагога к сознанию ребенка, по парадигме ("пример", "образец" — гр.): "Если ты..., то тебе... " и "Если ты..., то всем... " Про­изводится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружаю­щего мира. Это делается в ходе повседневной деятель­ности, в отдельные часы групповых размышлений, в ин­дивидуальной беседе с ребенком, через обращение к про­изведениям искусства и через все более увеличивающуюся по пропорциональному соотношению к предметным ви­дам деятельности рефлексию ("отражение" — лат.) как анализ собственных мыслей и собственных переливаний за определенный период или на данный момент жизни.

Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачи­ваемся за необдуманный шаг (см. Франк В. Человек в по­исках смысла. - М., 1993.). Выбор за детей мы не можем сделать, но научить их производить осмысленный набор педагог должен.

Общий способ инициирования субъектности — при­дать воспитанию диалогический характер. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому, во вчувствовании в него раскрывается человек в человеке. Здесь не имеет значения, кто партнер общения: писатель, педагог, музыкант, гость, журналист, школьная нянечка, товарищ или бабушка товарища, или герой книги. Ребе­нок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, себя выявляет прежде всего для самого себя. Он свое "Я" познает в диалоге с другим "Я". Это может быть разговор с куклой: к ней можно подойти тихо и по­жаловаться: "Знаешь, песик, я не могу решить задачу, и мне... " Это может быть обращение к слайду, экспониро­ванному на экран: "Уважаемая госпожа Струйская! Мне понятна ваша печаль... "

41?

"Быть,- заявляет М. Бахтин, - значит общаться диа­логически. Когда диалог кончается, все кончается... Два голоса — минимум жизни, минимум бытия" (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 293). Вне живой обращенности к другому нет обращенности к себе. В диалоге обретается собственное "Я" через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

Современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога, он заложен в самом за­мысле группового дела. Проиллюстрируем на игре "Предлагаю — выбираю". Одна группа ("юные дамы") со­общает поочередно о своих личных проблемах (по заго­товленным и случайно выбранным карточкам). Другая группа ("юноши") так же поочередно откликаются на проблему и предлагают даме помощь. Дама выслушивает все варианты помощи, благодарит, но выбирает один из предложенного: "Я выбираю вашу помощь", — говорит она, протягивая юноше руку. Прервем описание игры (см. сб. Собранье пестрых дел: методические материалы для работы с детьми. — М., 1994.), коль скоро она служила нам лишь иллюстрацией диалогичности как характера со­временного воспитания.

Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одно­временно снимает и слепое послушание ребенка взросло­му (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях "педагог -дети", приближает стиль и формы общения к фили­гранным этическим достижениям современной культуры. Что касается элементарных норм поведения и выполнения детьми их неукоснительных обязанностей, то это гаранти­руется "договором" педагогов и учащихся. "Договор" — условный термин, педагогическое значение которого в гом, что организуется обоюдное рассмотрение основ школьной жизни педагогами и детьми и совместно при­нимается общее решение по устройству жизнедеятель­ности школы. Предположим, в договоре всего два "нельзя" провозглашаются: "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя''. Тогда абсолютно все в школе выполняют эти положения, и тре­бование их исполнения принимает категорический харак­тер, поскольку таково условие договора.

С одной стороны, принцип субъективности значи­тельно облегчает и. упрощает труд педагога, а с другой стороны, ставит педагога перед суровой необходимостью тонкой и продуманной технологии профессиональной деятельности и глубокой квалифицированности.

Решающим в профессиональной готовности к разви­тию у ребенка субъектности окажется умение педагога за материальным телом человека видеть духовный мир чело­века, за духовным миром личности признавать уникаль­ность ее, и к неповторимости индивидуальности прояв­лять интерес и уважение.

Третий принцип воспитания, дополняя предыдущие два, тоже вытекает из природы воспитательного процесса и поставленной цели воспитания, он больше склонен от­вечать на вопрос "как?" при декларировании общего ру­ководства для педагога-профессионала. Обозначим этот принцип как принцип целостности.

Личность существует и проявляет себя для других как целостный феномен, в каждом отдельном акте поведения она разом и вкупе выстраивает систему личностных отно­шений к миру. Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам це­лостность воспитательных влияний.

Личность полифонична в том смысле, что самый краткий, самый мелкий и незначительный акт ее поведе­ния несет с собою целый комплекс разнообразных отно­шений. В таком случае, полифонично и педагогическое влияние в отдельном акте. Например, каково социально-ценностное содержание... звонка на урок? Знак уважения к познанию, учебному предмету, учителю? Знак уважения школьных норм, защищающих интересы многих? Или это знак уважения себя как человека "homo sapiens"? Сколько отношенческих красок в одном простом ритуале — прихо­дить на учебные занятия точно по звонку!

Как интересно и полезно рассмотреть один педагоги­ческий миг с точки зрения отношенческого его богатства!

Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношенческой полифонией поступка и поведения, но обеспе­ченность эта потенциальна, без педагога не реализуется. Если педагог нарушает данный принцип, то воспитательный про­цесс жестоко мстит за это. Например, чтение красивых стихов в грязной комнате способствуют формированию цинизма и духовной нечистоплотности — что по прошествии некоторого

времени крайне удивит педагога, не умеющего видеть целост­ность протекающей жизненной ситуации и не подозре­вающего, что на помойке вырастают лишь помойные цветы. Грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, формиру­ет агрессивность, так как действует в этот момент отнюдь не набор слов и их значение, а злобная экспрессия.

Хорошо организованная жизнь ребенка — это когда режим, стиль, содержание, формы, общий строй школь­ной реальности организуются с ориентацией на наивыс­шие общечеловеческие ценности, отраженные в трех по­нятиях: добра, истины, красоты.

Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: влияние на разум, чувство, дей­ствие через психологические каналы аудиальный (звуковой), визуальный (зрительный), кинестетический (ощущение движения). Но целостным является и выявле­ние ребенком своего "Я": он разом и одновременно выхо­дит на взаимодействие с миром через звук (речь, интона­ции, мелодику голоса, ритм), через движение (действие, поступок, поведение), через пластический образ, мимику и манипулирование предметами, вещами, продуктами, одеждой и прочим, имеющим материальный образ.

Целостное воспитание — это воспитание, апеллирующее к отношению как ключевому объекту внимания педагога.

Принцип целостности предписывает видеть в отдель­ном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть еди­ного мира, проявляющая отношение людей к миру.

Если принцип субъектности в своей практической реализации оснащает ребенка способностью стать страте­гом своей жизни, 'то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям. Чем старше воспи­танник, тем вероятностнее формирование общей жизнен­ной позиции у него. Чем старше воспитанник, тем гармо­ничнее его личность — в том смысле, что она обретает стержневые социальные отношения, определяющие ее вы­бор в ситуациях жизни.

Пренебрежение принципом целостности формирует импульсивного человека, чьи реакции на воздействия окружающей среды непредсказуемы, ибо знания, чувства, привычки складывались, как думал педагог, в сумму, но

эта предполагаемая сумма аннулируется, как только си­туация жизни потребует от ребенка выявить свое личное отношение к происходящему,

К личностным предпосылкам по реализации принци­па целостности относятся умения педагога в каждой си­туации расценивать частные и одноактные проявления че­ловека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Если учитывать, что педагогическая профессия массовая и, следовательно, нельзя надеяться на любовь к ребенку каждого педагога, то как реализуется закономерность потребности ребен­ка в любви? Или Вы полагаете, что большинство детей обделены хорошим воспитанием?

2. Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с прин­ципами воспитания?

3. Проанализируйте следующий эпизод школьной реаль­ности. По окончании школы выпускники признаются учителю:

"Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо. "

4. Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает:

"Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангор­ского котенка".

5. Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: "Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?"

6. Что бы Вы сказали директору школы, который в сердцах заявил, что Ваш класс самый плохой. Дети слышат это. Опи­райтесь, пожалуйста, в поисках решения на известные Вам зако-номерпосш.

7. Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сум­му отношенческих влияний этого праздника.

8. Произведите самоанализ. Если Вам кажется, что Ваше воспитание имело изъяны, то определите, какая закономерность игнорировалась педагогами?

9. Представьте себе, что группа детей, руководимая Вами, отправляется на прогулку в лес. Что предпишут Вам пять педаго­гических постулатов?

10. Отразите в схематическом рисунке связь педагогических закономерностей, педагогических постулатов и педагогических принципов.

Литература для самостоятельной работы

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М., 1979. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети. - М., 1986. Корчак Я. Как любить детей. - М., 1990. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного про­цесса. - М., 1994.

Глава 16 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.