Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование личности в воспитательном процессе. Организуя взаимодействие ребенка с миром, педагог тем самым определяет основной путь его развития - его деятельность




Организуя взаимодействие ребенка с миром, педагог тем самым определяет основной путь его развития - его деятельность.

Но спросим себя, каким же образом возникает дея­тельность ребенка? Что служит толчком для ее начала? Конечно же, ребенок сначала воспроизводит предостав­ленную средой поведенческую модель. Другого образца у

' Напр., см. Краткий справочник по педагогической техно­логии. М., 1997. 388

него нет. Он произносит услышанные слова. Он копирует увиденные действия. Он повторяет наблюдаемый посту­пок. Этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) — ключевой в дальнейшем фор­мировании личности. Благодаря этому совершенному дей­ствию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Он протягивает руку для приветствия, как взрослый, он говорит "спасибо", как взрослые. Он чистит зубы, уступает жен­щине место, оказывает помощь отцу в работе - как, он это видел, делают взрослые. Но он сквернословит, кричит, дерется, приворовывает, потому что он видел, что так де­лают вокруг него.

И когда ребенок в роли первоклассника переступит порог школы и воспроизведет модель поведения тех взрос­лых, с которыми он общался, он вдруг услышит от педаго­га: "Как тебе не стыдно?!" Это будет несправедливое осуж­дение, ибо ничего другого, кроме того, что он видел в своей микросреде, он не видел, и ему не может быть стыдно. Зато он почувствует чужеродность школы, жест­кость новой среды. К тому же, услышит, как в адрес дру­гого ребенка скажут: "Молодец!" Но как надо вести себя, чтобы получить такое же доброе слово, он не знает, да и не умеет.

Собственные действия субъекта немедленно вызывают реакцию социального окружения, потому что они всегда задевают чьи-либо интересы. Эта оценочная реакция не­маловажна для ребенка, пока еще слабого и беззащитного. Его психическое состояние целиком зависит от отноше­ния к нему взрослых, а, вернее, от внешней формы этого отношения. И он пытается выстроить поведение, чтобы 1аслужить одобрение, подтверждение любви к нему.

Мальчик в детской песочнице вырывает у девочки ведерко и слышит, как бабушка на скамейке похваляется: "Он у меня бедовый, за себя умеет постоять". Расслышав одобрение в ее интонациях, мальчик бросает ведерко и вновь, уже у другой девочки, отнимает игрушку - в ожидании нового положительного подкрепления.

Таким образом, деятельность как фактор формирова­ния личности сопрягается с другим фактором - социальной оценкой в адрес субъекта. Одобрение и неодобрение обла­дают колоссальной силой — укрепляют содеянное, коррек­тируют будущие действия, блокируют повторные, проеци­руют новые формы поступка.

Спектр социальной оценки широк, а формы ее многообразны: мимика и пластика, слова, ответные действия, нацененная диспозиция, моральные или фи­зические санкции. Не всегда ее можно зафиксировать, она тонка и динамична, часто имеет скрытые формы. Например, красивые дети неизменно вызывают у окру­жающих положительную оценку, она - в общем внима­нии, в улыбках и расположенности, начертанной на ли­цах, в готовности вступить в общение с ребенком. И красивый ребенок поэтому растет в условиях благопри­ятной психологической атмосферы и до определенного временного периода неслучайно обгоняет в развитии своих сверстников. Совсем иное оценочное окружение вокруг неухоженной, недокормленной, жалкой фигуры другого несчастного ребенка. Он так же, как красивый, чувствует оценочное отношение к себе, но оно низкое, и поэтому он психологически зажат, скован, скукожен и потенциально агрессивен.

Фактор оценки очень рано начинает оказывать свое влияние. Еще в колыбели ласковое лицо матери, нежные, воркующие, часто бессмысленные, но наполненные любо­вью фразы, мягкие руки, легкие поцелуи, бережные при­косновения - все доставляет ребенку удовольствие и сооб­щает о безопасности и любви. Потерять родительскую лю­бовь страшно, поэтому ребенок плачет, как только заподо­зрит, что его не любят, что его покидают. Он живет в по­стоянной и ненасыщаемой потребности в любви.

В дальнейшем на протяжении всей жизни фактор оценки будет руководить человеком в его деятельностном и поведенческом выборе. Смещается лишь значимый субъ­ект оценки для подрастающих детей: родители - учитель — товарищи - любимый (ая) - сотрудники - публика - и так далее. Тот момент развития, когда человек скажет, что для него оценка окружающих вовсе не имеет никакой власти над ним, потому что он сам себе наивысший суд, все-таки не зачеркивает роли оценки: она трансформировалась в совесть, внутренний контроль и судью, несущих в себе со­циальные ориентиры.

Значение оценочного, а также любого возвратного воздействия окружающих (и педагога), помимо регуля­тивной функции, состоит в том, что субъект обнаруживает связь своих действий с благополучием и самочувствием других людей - прямо или опосредованно.

- "Мама, у тебя такие мелкие морщинки на лице!"

- "Да, милый. Значит я старею, и это грустно. "

- "Нет, ты совсем молодая. Не грусти. Их не видно... " Больше сын не будет столь опрометчив. Возвратное воздей­ствие стало для него небольшим уроком, оно скорректировало его будущее поведение, но оно осветило связь, ранее незнаемую, слов и состояние другого человека. И за действием вдруг обнажилось от­ношение, непредполагаемое раньше.

Педагог способен предвидеть результат организуемой деятельности детей и выстраивать ее с ориентацией на со­циально-ценностный результат, сразу предотвращая не­верно понятую модель поведения (как, например, курение дети принимают за атрибут взрослости, развязность - за показатель внутренней свободы и самостоятельности). Тогда эта деятельность заведомо становится благоприобре­тенным опытом, вооружая ребенка ценностными умения­ми и добрыми переживаниями, а в итоге — социально-ценностными отношениями. Тем самым руководимая пе­дагогом деятельность лишена большой доли случайности. Она - "воспитывающая деятельность", осмысленная ребен­ком в ее ценности и личностной значимости и полу­чающая объективно характеристики ценностной деятель­ности с точки зрения культуры.

Схематически этапы формирования личностного от­ношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:

1. Модель поведения, предъявленная социальной средой.

2. Собственные действия субъекта.

3. Возвратно-оценочные воздействия среды.

4. Новая модель поведения как начало нового цикла.

Схема груба, она не отражает тонкости склады­вающихся отношений, лишена индивидуальных красок. Но она позволяет выстроить логику воспитательного про­цесса через его структурные слагаемые. Теперь картина воспитательного процесса такова: "воспитывающая среда" — воспитывающая деятельность" - "осмысление социального значения и личностного смысла объектов мира".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.