Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неуспеваемость учащихся. В итоге оценивания учащихся возникает проблема не­успеваемости или неудач в учебе отдельных учеников




В итоге оценивания учащихся возникает проблема не­успеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведе­ние и результаты обучения не соответствуют воспитатель­ным и дидактическим требованиям школы. Неуспевае­мость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспевае­мость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, про­тиворечащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социаль­ной, экономической позиций. Педагогически запущен­ные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Исследования установили три группы причин школь­ных неудач.

1. Социально-экономические — материальная необес­печенность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родите­лей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера — это наслед­ственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые 364

возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущен­ность чаще всего является результатом ошибок, низкого уров­ня работы школы. Обучение, работа учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям — психической травме, полу­ченной в процессе обучения и требующей иногда специально­го психотерапевтического вмешательства. Дидактогении — грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные при­чины неудач в учебе:

— жесткая, унифицированная система обучения, со­держание образования, одинаковое для всех, не удовлет­воряющее потребности детей;

— единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмо­ций в обучении;

— неумение ставить цели обучения и отсутствие эф­фективного контроля за результатами;

— пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методиче­ская некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемос­ти есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика — поиски опти­мальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогиче­ских технологий, проблемного и программированного об­учения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспита­тельного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учени­ком с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанский предложен педагогический консилиум — совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению от­ставаний в учебе. В отечественной школе это дополни­тельные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре­имущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором груп­повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе­циальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не­успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Конечно, неуспеваемость — это комплексная пробле­ма, имеющая дидактический, методический, психологи­ческий, медицинский и социально-педагогический аспек­ты Комплексным должно быть и ее решение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Допишите предложения. Виды контроля составляют текущий,...,.... К методам контроля относятся наблюдение,...,..., дидакти­ческие..., метод... работ.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидакти­ческий тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая за­пущенность.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспе­ваемости:

- педагогическая профилактика,

— педагогическая терапия,

Литература для самостоятельной работы

Беспалым В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. Kлаpин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Цетлин B. C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.

РАЗДЕЛ III ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.