Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие формы организации обучения




Система уроков, описанная выше, в реальной педаго­гической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К сопутствующим ей формам обу­чения можно отнести: экскурсии, исследовательские груп­пы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объедине­ния, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по ин­тересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и пока­жем их связь с системой уроков по теме.

Экскурсия — это такая форма организации обучения, ко­торая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их ес­тественном окружении. В системе уроков экскурсия выпол­няет ряд важнейших дидактических функций:

— реализуется принцип наглядности обучения;

— повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

— расширяется технологический кругозор учащихся;

им предоставляется возможность наблюдать реальное про­изводство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

— играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бы­вают: вводные при изучении нового материала, сопровож­дающие его изучение; итоговые при закреплении изучен­ного. По своему предметному содержанию они разделяют­ся на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурси­ях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновремен­но проводить экскурсию, связанную с изучением физики,

химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экс­курсии физик знакомит учащихся с применением элек­троэнергии при производстве стекла, химик — со способа­ми получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях науч­ных знаний по своему предмету и т. д. (См. Харламов И. Ф. Педагогика. 2-е изд. М., 1990. С. 274-275).

Большая часть проводимых экскурсий непосредствен­но связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Одни из них предназначаются для из­учения учащимися нового материала, другие используются для закрепления ранее изученного. Заключительные экс­курсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выполнением уча­щимися тематических заданий и предшествуют уроку-защиты тематических заданий.

В методике проведения экскурсии выделяют три бло­ка: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработка материалов экс­курсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия яв­ляется комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, за­дач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное вос­приятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специа­листов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

Большое значение при подготовке проведения экскур­сий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в после­дующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование уча­щихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографи-

рования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскур­сии. об использовании знаний по тем или другим характе­ристикам объекта экскурсии на уроках по смежным пред­метам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих уча­щихся. В ходе работы над планом распределяются обязан­ности между учащимися по наблюдению, выбор необхо­димого снаряжения для успешного сбора материалов экс­курсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора об­разцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппа­раты, кинокамеры и т. п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскур­сии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, доку­менты отчетности, оговариваются порядок, вопросы дис­циплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности.

Время, отводимое для проведения экскурсии, колеб­лется от 40—45 минут до 2—2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зави­сит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, по­ставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в ак­тивную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотогра­фии, чертежи и т. п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе ко­торой учитель совместно с учащимися обобщает, система­тизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое су­щественное из увиденного, выявляет впечатления и пред­варительные оценки учащихся, намечает творческие зада­ния для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материа­лы для уроков, школьных выставок, музеев и т. п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организаци­ей выставок, конференциями.

В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экс­курсия не проводилась бы, если ее проведение отвечает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизнен­ных фактов, воспитывает любознательность, вниматель­ность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое от­ношение к действительности.

Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также и консультации, дополни­тельные, групповые и индивидуальные занятия с уча­щимися вне расписания уроков, факультативы, репети­торство, группы выравнивания.

Не касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного образования, отметим, что выделять их как со­путствующие уроку формы организации обучения непра­вомерно, т. к. изучение факультативных предметов, предла­гаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело консультации и дополни­тельные занятия. Они проводятся с учащимися во вне­урочное время и используются в одних случаях для удо­влетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание фа­культативных занятий, в других — для устранения отстава­ния отдельных учащихся в учении, устранение пробелов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти заня­тия по своей форме организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собесе­дования или самостоятельного выполнения учениками за­даний под руководством учителя. Однако следует по­мнить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморали­зует их. Ученики при такой ситуации очень быстро ста­новятся пассивными.

Что же касается групп выравнивания и репети­торства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации от урочных форм и форм органи-

зации групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как самостоятельные формы наряду с теми, которые уже рассмотрены в ряду уроч­ных форм организации учебной работы учащихся.

Особую категорию представляют формы внекласс­ной или внеурочной работы учащихся. Это всевозмож­ные предметные кружки, научные общества, олимпиа­ды, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя-предметники, приглашенные специалисты в той или иной области знания.

Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов про­граммы, сверхпрограммного материала, истории разви­тия науки в ее персоналиях, конструирование, модели­рование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т. д. В отдель­ных школах создаются даже научные общества, объеди­няющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с твор­ческой интеллигенцией, писателями, деятелями культу­ры и др. Благодаря функционированию таких форм ра­боты в школе учащиеся могут удовлетворять свои раз­нообразные познавательные и творческие запросы, раз­вивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, ху­дожественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выяв­ления и развития способных и одаренных детей.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводятся тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). "Робинзонада-86" 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей "прожить" там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают мате­риал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По "возвращении" экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; "Что? Где? Когда?" - для средних классов. Стар­шеклассники провели экспедицию "Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва" в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно прово­дится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержа­ние которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Сопутствующие формы организации обучения позво­ляют школьникам глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обога­щаться, приобретая дополнительную информацию, воспи­тывать в себе деловые черты характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.