Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок как целостная система




УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Более или менее законченный отрезок педагогическо­го процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н. М. Верзилина, "урок — э^о солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий" (Верзилин Н. М. Пробле­мы методики преподавания биологии. М., 1974).

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруд­нителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урокэто систематически применяе­мая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного со­става учителей и учащихся '9 определенный отрезок времени.

(Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 149). Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, со­держание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной ди­намической системы сводится таким образом к коллек­тивно-индивидуальному взаимодействию учителя и уча­щихся, в результате которого происходит усвоение учащи­мися знаний, умений и навыков, развитие их способно­стей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма орга­низации обучения, предопределяемая основными требова­ниями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Руководствуясь ими, учитель подготавливает урок как си­стему подлежащих решению дидактических задач (образования, воспитания и развития) в процессе обуче­ния данным конкретным составом учащихся в конкретных условиях жизнедеятельности школы.

Второй аспект понятия "урок", согласно концепции М. И. Махмутова, можно сформулировать следующим об­разом: "урок — это динамичная и вариативная форма орга­низации процесса целенаправленного взаимодействия (дея­тельностен и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и сред­ства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения". (Махмутов М. И. Совре­менный урок. 2-е изд. М., 1985. С. 44). Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае, состоит в усвоении нового, целостного со­держания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом - в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы бу­дет повторять в основном структуру обучения как целост-

ного процесса, во-втором, — лишь частично отразит це­лостный процесс обучения. Это говорит о том, что осо­бенности урока как организационной формы обучения об­условлены целью и местом каждого отдельно взятого уро­ка в целостной системе учебного процесса и вопросы о том, нужен ли оргмомент и в чем он состоит, всегда ли нужен опрос, обязательно ли домашнее задание, как луч­ше организовать коллективную или групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся, как связать урок с предыдущими и последующими уроками и другие, которые с позиции рассмотрения процесса обучения не являются существенными. Они имеют значение только при решении задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах уроков. Таким образом, урок многогранен и многопланов. В нем, как уже отмечалось выше, как в целостном отрезке процесса обучения, вза­имодействуют все компоненты этого сложного процесса — его общие педагогические цели, дидактические задачи, со­держание, методы, материальное оснащение и др. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактиче­ские цели, соотнесенные с учебно-воспитательными зада­чами курса. "Но для этого урок сам должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определенную ди­дактическими целями, средствами, методами и приемами обучения. Урок — это педагогическое произведение, и поэто­му он должен отличаться целостностью, внутренней вза­имосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся". (Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

Рождение любого урока начинается с осознания и пра­вильного, четкого определения его конечной цели — чего учи­тель хочет добиться; затем установления средствачто поможет учителю в достижении цели, а уж затем опреде­ления способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель — это предпола­гаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально)

результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразо­вания является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обуче­ния и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться, как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача уча­щимся готовых выводов науки и "целям организации" заня­тий — "изучить такой-то объем нового материала", "по­вторить такие-то разделы программы" и т. п. Такая постанов­ка цели урока в современной школе несостоятельна.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Например, цель урока — усвоить понятие "нахождение неизвестного слагаемого", "отработать умения и навыки его примене­ния"; или по теме урока — "обобщить и систематизиро­вать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наре­чий, развить навыки самоконтроля и аккуратности. " Эти цели достаточно сложные. Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике,необходимо проду­манно решить три основные дидактические задачи: актуа­лизировать прежние знания, умения и навыки, непосред­ственно связанные с темой урока; сформировать у уча­щихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познаватель­ных умений и навыков, нового опыта познавательной дея­тельности. То же относится и к цели второго урока.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифме­тических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т. п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают таким об­разом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.

Какова же структура урока и как она влияет на опре­деления типологий уроков?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.