Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства общения. Общение — одна из форм активности личности, сущ­ность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса




Общение — одна из форм активности личности, сущ­ность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения ин­формация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знания-

ми, духовными ценностями, установками, побуждениями;

общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Коммуникация — это общение, в котором передаваемая информация имеет существенное значение и личностные смысл. Общение сопровождается определенными выражением лица, позой, мимикой, жес­тами, тоном, паузами. Основное средство общения ^- речь, представляющая собой систему знаков, заменяющих ре­альные объекты.

В общении и совместной с учителем познавательной деятельности учащиеся осваивают культурные формы по­ведения — употребление орудий мышления, т. е. овладева­ют различными языковыми средствами — знаками и их значениями. "Основной и самой общей деятельностью че­ловека... является сигнификация, т. е. создание и упо­требление знаков" (Л. С. Выготский. Собр. соч. Т. 3. С. 79—30). С помощью знаков учитель осуществляет ин­формационное обеспечение урока. Речь учителя характе­ризует уровень развития его мышления.

Теоретическое мышление учителя выступает в обуче­нии в качестве образца для учащихся, которые воспроиз­водят структуру и методы использования различных средств мышления. Факт этого воспроизведения становит­ся возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, в ходе которой учитель вербали­зует свои знания. Коммуникация в обучении представляет собой процесс обмена информацией между участниками учебного процесса, протекающий в виде беседы, дискус­сии, сообщения, доклада, лекции и т. п. Используются три вида средств коммуникации: лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, уравнения, гра­фики и т. п.) и паралингвистические (жесты, мимика).

Речь является как средством преподавания, так и уче­ния. Речь учителя — образец для подражания учащихся, основное условие филологического и умственного разви­тия. "Можно проследить смену трех основных форм раз­вития в функциях речи. Раньше всего слово должно обла­дать смыслом, т. е. отношением к вещи, должна быть объ­ективная связь между словом и тем, что оно означает. Да­лее объективная связь между словом и вещью должна быть

функционально использована взрослым как средство об­щения с ребенком. Затем только слово становится осмыс­ленным и для самого ребенка. Значение слова, таким об­разом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка" (Л. С. Выготский. Собр. соч. Т. 3. С. 145). В этом процессе овладения филологическими средствами речь учителя яв­ляется образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управле­ния вниманием, средство образования представлений и понятий.

В речи учитель выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к учащимся и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношения и эмоции. На любовь они отве­чают любовью, на равнодушие - равнодушием и т. д. Учи­тель, который любит и умеет (в меру) красиво говорить, побуждает учащихся своим личным примером к овладе­нию речевыми средствами общения. В речи учителя имеют место следующие элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к дей­ствию и развлекающий (уставших) учащихся. Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных эле­ментов, которые становятся ее характеристиками. Каж­дый элемент реализуется в речи с помощью соответ­ствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического профессионализма учителя.

Речь учителя вызывает ответную сложную реакцию учащихся, в которой можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования в речи учите­ля логических доводов. Доказательство, убедительность должны быть увлекательны логикой своего обоснования и понятностью изложения. Это достигается при использо­вании суждений, примеров, статистических данных, ком­петентных мнений и цитированием авторитетных авторов, доказательства строятся методами индукции и дедукции. Индукция — умозаключение от частного к общему — бы­вает трех видов: индуктивное обобщение, аналогия и суждение о причинной зависимости.

Индуктивное обобщение делается на основе анализа типичных случаев изучаемого явления. Оно ограничено

перечнем этих случаев. Аналогия — заключение от частно­го к частному, похожему объекту. Заключение о причин­ной зависимости бывает трех видов: от причины к след­ствию, от следствия к причине и от следствия через причину к другому следствию. Следует избегать декларирования утверждений, неприемлемых для Слушателей, специально обосновывать критику утверждений, ошибочно считающихся правильными, предвосхищения основания рассуждения (порочного круга в логическом доказательстве), двусмыслен­ных и неопределенных терминов, поспешного обобщения по недостаточным данным, иррациональным доводам (обра­щение к предрассудкам, к жалости и симпатиям учащихся, к традициям и авторитетам, к руководителям).

Дедуктивное рассуждение состоит из трех суждений:

общего положения (большой посылки), истинность кото­рого принимается без доказательства — это аксиома, логи­ческий вывод из аксиом и других посылок; заключение. Дедукция бывает трех видов: восходящая от общего к еди­ничному, от одной общности к другой общности того же уровня; нисходящая от единичного к частному и общему. В устном выступлении часто некоторые посылки не вы­сказываются, а подразумеваются. Такое рассуждение назы­вается энтинемой. Правила дедукции сложны и трудны для понимания, поэтому в обучении они используются в сильных классах для хорошо подготовленных учащихся. Обычно дедукция используется в сочетании с индукцией и другими средствами общения.

Эмоциональное воздействие речи учителя на учащихся существует объективно, но учитель, зная закономерности этого влияния, может направить его в желательном на­правлении. Эмоции учителя взаимодействуют с эмоциями учащихся. Речь учителя формирует познавательные уста­новки, мотивы и интересы учащихся. Положительные эмоции возникают у учащихся когда учитель проводит границу между добром и злом, пробуждает чувства спра­ведливости, великодушия, гуманизма, сострадания сла­бым, подчеркивает свое уважение к аудитории и к каж­дому учащемуся, учитывает личные, экономические и общественные интересы класса. Для этого необходимо возбудить внимание и интерес класса в начале речи, а за­тем поддерживать мотивацию, сочетая ее с другими эле­ментами речи, развивать познавательный интерес путем сочетания его с конкретными примерами и повторения-

ми. Следует учитывать возрастные и индивидуальные ха­рактеристики аудитории, уровень развития учащихся, и в то же время остерегаться пошлости и примитивизма.

Одно из основных условий возбуждения и поддержа­ния познавательного интереса учащихся — глубокое зна­ние преподавателем содержания изучаемого предмета. Обычно чем лучше учитель знает предмет, тем интереснее и яснее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению общих мест, объяснение становится пута­ным, а примеры — примитивными и скучными. Другое основное условие развития интереса — использование средств и методов стимулирования мотивации. Так, обще­известные истины следует связывать с новыми фактами и современными проблемами, а существенно новую инфор­мацию излагать с опорой на жизненный опыт и общеиз­вестные истины. Стимулирует познавательный интерес также уподобление (аналогия) и противопоставление (контрастирование), благодаря которым учитель сравни­вает, устанавливает средства и различия новых явлений с

изученными ранее.

Внимание учащихся концентрируется на изучаемой теме, когда учитель излагает ее в развитии. Речь состоит из связанных между собой предложений, причем выделена логика этой связи, так что перед учащимися разворачи­вается последовательная цепь поступательного движения мысли. Если при этом учитель перед каждым очередным этапом развития выделяет возможные альтернативы, то возбуждается любознательность — двигатель умственной активности. В развитии каждого явления присутствует противоречие, выливающееся в конфликт, порождающее борьбу и различные драматические события. Красочное описание развития в борьбе мнений и концепций, драма­тизация речи учителя также являются средством возбуж­дения познавательных мотивов учащихся.

Важным средством поддержания познавательного ин­тереса учащихся является юмор, который может быть ис­пользован на любом этапе обучения. Его содержание — несуразности, преувеличения, смешное, различные недо­статки человека, общества. Он классифицируется по раз­личным основаниям. По тону, каким произносится шутка, различают резкий и дружественный юмор. На уроках бо­лее уместен дружеский юмор, возбуждающий улыбку или легкий смешок. По источнику юмор различают ориги-

нальный и позаимствованный. Начинающий учитель чаще. пользуется чужими шутками, опытный мастер обучения предпочитает собственные анекдоты. Однако в школьных условиях не следует противопоставлять их, ибо во-первых, многие от природы не наделены чувством изящного юмо­ра, а во-вторых, умению шутить на уроке нужно долго учиться, чтобы избегать пошлости. По форме различают виды юмора: остроты, иронию, шутки, анекдоты, эпи­граммы, поговорки, иносказания. Все они применимы в речи учителя.

Речь учителя — средство выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего стре­мятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления учащихся могут осуществиться, если речь учителя удовлетворяет следующим требованиям: 1) грам­матическая правильность, 2) точность, 3) уместность, 4) экономичность, 5) оригинальность. Соответствующая стандартам грамматики речь позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса в объяснении нового материала. Качество знаний учащихся зависит от точности формули­ровок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний отвлеченные формулировки, смешение родовых и видовых понятий, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, живых представлений, специ­альное (часто графическое) выделение классов, родов, ви­дов, типов явлений, исключение штампов — все это созда­ет условия для качественного усвоения.

Уместность употребления в речи различных терминов, понятий и сложных предложений зависит от уровня раз­вития учащихся и их возрастных особенностей. Так, учи­тель сокращает объяснение известного, использует (в ме­ру) сленг и эмоциональные слова, технические термины и академические выражения. Сленг — специфические выра­жения, принятые у отдельных групп населения (например, слово тусовка у молодежи), придает речи учителя свежесть и силу. Но пользоваться сленгом следует осторожно, из­бегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова (шлепнуть, разбухнуть, шипеть и др.) обладают аф­фективной силой, прочными ассоциациями с соответ­ствующими процессами, которым часто подражают, по­этому их иногда называют звукоподражательными. Эмо-

ции, вызываемые словом, могут быть положительными и отрицательными. При объяснении темы урока допустимы только такие слова, которые вызывают положительное ассоциации, использование научных (технических, меди­цинских, психологических и др.) терминов всегда сочета­ется с их определением, пояснениями и демонстрацией применения в излагаемой теме. Следует избегать академи­ческих выражений, чтобы не превратить лекцию в "ученую тарабарщину" (типа "с учетом различных мнений, условий, факторов" и т. п.).

Экономичность речи проявляется в отсутствии много­словия, частого повторения одних и тех же слов и слово­сочетаний (штампов), высокопарности, слов-паразитов (вот, значит и т. п.), обилия вводных предложений (типа: я смотрю; абсолютная и неоспоримая истина; видимо, вам придется согласиться и т. п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в логические цепочки согласно нормам стилистики.

Оригинальность речи учителя отображает оригиналь­ность его мышления, душа образованного человека и ее проявление в речи также неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в учителе прежде всего самобытность личности. Этому препятствуют штам­пы — речевые стереотипы, избитые, часто употребляемые выражения. Усиливают самобытность речи изредка встав­ляемые краткие изречения типа лозунга, риторические во­просы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолча­ния, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподоб­ления, пословицы и поговорки, другие выражения из устного народного творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.