Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Стратегия развития вариативного образования в России




В Российском государстве происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономи­ческие изменения. Они привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. В обществе произошла смена определен­ной единой монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла социальная, духовная и экономическая диф­ференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые при­вносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы "Творческая одаренность", "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспи­тание детей с аномалиями развития", "Социальная служба помощи детям и молодежи" и многие другие.

По своей направленности эти программы предназна­чаются для решения следующих задач:

— возрождение ориентации на индивидуальность ре­бенка;

— расшатывание мифа об "одинаковости" всех детей;

— формирование в обществе объективной потребности в создании психологической службы образования, наце­ленной на профилактическую, диагностическую, разви­вающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:

1. От отдельных альтернативных научных педагоги­ческих школ, разрабатывающих проблемы школьного содержания образования,-к системе вариативных инно­вационных технологий в контексте культурно-исто­рической педагогики развития. В этом контексте в раз­витии вариативного образования важную роль играют "авторские школы", которые подразделяются на два ти­па - инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, как пра­вило, тот или иной конкретный метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора. Иное происхождение имеют культурологиче­ские авторские школы. Они рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационны­ми технологиями. Например, вальдорферская педагоги­ка с ее специфическим содержанием образования исхо­дит из философии Р. Штайнера. Особо следует обратить внимание на такие культурологические авторские шко­лы, как "Дидактическая система обучения Л. В. Занкова", "Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова", "Школа диалога культур" Библера.

2. От монополии государственного образования - к со­существованию и сотрудничеству государственного, него­сударственного и семейного воспитания со спецификой содержания, свойственной каждому из этих видов, но с учетом государственных стандартов образования.

3. От "безнациональной" унитарной школы, работаю­щей по единым нормативным документам, - к этнической дифференциации содержания образования в системе об­щего образовательного пространства России. И эти реаль­ные возможности приобщения детей различных этносов к национальной культуре открывает "Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Феде­рации", в котором федеральный компонент образования сочетается с регионально-национальным и школьным. Ярким примером системной культурологической програм­мы, восстанавливающей ослабевавшие связи человека с культурой своего народа, является программа курса М. Ю. Новицкой "Введение в народоведение" для началь­ной школы.

4. От предметоцентризма - к образовательным об­ластям при построении учебных планов общеобразова­тельных учреждений. Переход от учебного предмето­центризма к образовательным областям стимулирует появление интегративных учебных курсов, которые обеспечивают приобщение школьника к целостной кар­тине мира.

5. От "чистых" линий развития типов общеобразова­тельных учреждений - к "смешанным" линиям развития видов общеобразовательных учреждений. Показателем то­му является стремительный поток слияния (скрещивания) школы с детским садом, школы с вузом. В 1993. в Москве появились "школы-гибриды" с научно-исследователь­скими институтами - "школы-лаборатории".

6. Наша школа успешно продвигается по пути от монопольного учебника к вариативным учебникам, а также от монофункциональных технических средств об­учения к полифункциональным средствам и информа­ционным технологиям. Происходит постепенное изме­нение технических средств обучения по их функции и месту в учебном процессе, характеризующееся перехо­дом от наглядно-демонстрационных к обучающим (ЭВМ), от отдельных приборов и пособий - к микрола­бораториям. Таковы те изменения в содержании школь­ного образования, которые характерны для нашей эпохи -эпохи коренного преобразования российской школы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выпишите из текста главы основные понятия, принципы и факторы отбора содержания образования.

2. Постройте из них логическую схему, которую начните так:

3. Раскройте содержание общих принципов формирования содержания общего среднего образования.

4. Обсудите с коллегами проблему дифференцированного

содержания образования.

5. Представьте, что вы с коллегами создаете школу и разрабаты­ваете учебный план... Какой он будет? Сделайте его проект.

6. Стандартизация выпуска продукции является обще­признанной во всем мире. Применима ли стандартизация в сфе­ре образования? Обоснуйте свой ответ.

Литература для самостоятельной работы

1. Дидактика средней школы/Под ред М. Н. Скаткина. М., 1982.

2. Леднев B. C. Содержание образования. М., 1989.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образо­вания/Под ред. В. В. Краееского, И. Я. Лернера. М., 1983.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

5. ЗуевД. Д. Школьный учебник. М., 1983.

6. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е. М., 1984.

Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.