Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий




Учебная программа - это нормативный документ, в ко­тором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взя­тому учебному предмету. Она включает перечень тем из­учаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учеб­ных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях практи­куются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-нова­торами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее об­общенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоз­зренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе со­ставляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, ло­кальный или школьный, учитываются возможности мето­дического потенциала учительства, а также информацион­ного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и харак­тером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

 

 

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА или ВВЕДЕНИЕ, в которой определяются целе­вые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразователь­ной школы; собственно СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ -учебный материал, который включает основную информа­цию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень обще­учебных навыков и умений, формирование которых осу­ществляется на межпредметной основе; МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а так­же оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предме­та. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разде­лов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в ре­альной педагогической действительности.

Теория и практика разработки учебных программ зна­ет два способа их построения: ЛИНЕЙНЫЙ и КОН­ЦЕНТРИЧЕСКИЙ. В последнее время интенсивно обосно­вывается, в частности, Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, пор­ции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев -ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные яв­ления в обучении. Достоинством линейного способа рас­положения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени об-

2?8

учения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) изла­гать несколько раз, но с элементами усложнения, с рас­ширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в програм­ме предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на из­учение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их ак­тивности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе из­учения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изуче­нии других предметов.

Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной сте­пени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последова­тельность и цикличность его изучения. Характерной особен­ностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от кон­центрической структуры, при которой к исходной проблеме возращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обуче­ние, обладающее спиральной структурой, не ограничи­вается одноразовым представлением отдельных тем" (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Конкретизация содержания учебных программ нахо­дит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших

средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобще­ния и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе не­обходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изло­жение подлинной науки, быть доступным соответствую­щим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особен­ности их психических процессов — восприятия, мышле­ния, памяти; стимулировать потребности, волю школьни­ков в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебни­ке должно осуществляться в единстве с методами позна­ния и отличаться популярностью, увлекательностью, про­блемностью. Только так учебник как дидактическое сред­ство обучения и как источник самостоятельного добыва­ния школьником знаний может возбуждать интерес учени­ка к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании. Структура учебни­ка включает в себя текст как главный компонент и нетек­стовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделя­ются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К таковым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделе­ния, подписи к иллюстративному материалу и упражне­ния); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели. Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хре­стоматии, сборники упражнений и задач, словари, спра­вочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличи­тельной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочно­го характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением до­полнительной литературы. (См. Лихачев Б. Т. Педагогика, Курс лекций, 1993. С. 389-391).

Таким образом, учебники и учебные пособия - это не что иное, как информационная модель обучения, своеоб­разный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.