Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартов в общеобразовательной школе




Наряду с принципами и критериями отбора содер­жания общего образования в настоящее время надеж­ным ориентиром в его определении выступает государ­ственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, как таковая, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обу­чающихся в различных типах общеобразовательных уч­реждений, как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных, с другой - стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достиже­ний в этой области международной образовательной практики. Следовательно, образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразова­тельной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, сред­ства обучения и контроля. Это "норма", "образец", "мерило". Известный специалист-педагог по научному обоснованию стандартизации образования B. C. Леднев утверждает, что под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, от­ражающей общественный идеал и учитывающий воз­можности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном стандарте общего образования вы­деляются три составных компонента: федеральный, нацио­нально-региональный и местный, школьный. В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие един­ство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент составляют нормы в области из­учения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функ­ционирования и развития региона, населяющего его наро­да, а школьный компонент - специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

— описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

— требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;'

— максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт средней обще­образовательной школы предусматривает:

— владение базовыми понятиями, т. е. умениями:

а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучае­мой отрасли знания; б) давать им определения;

в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) уста­навливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интер­претацию понятия;

— знание теорий, концепций, законов и закономерно­стей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

— умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяю­щейся (нестандартной) ситуации;

— иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

— знание основных проблем общества (России) и по­нимание своей роли в их решении: социальных, политиче­ских, экономических, экологических, нравственных, про-

изводственных, управленческих, национальных, междуна­родных, культурных, семейных и др.;

владение технологией непрерывного самообразова­ния по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Изложенное представляет собой общие основы стан­дартизации образования по ступеням, уровням образова­ния и конкретизируется оно по образовательным облас­тям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контро­ля и оценки уровня подготовки школьников.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта ис­пользования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит во­прос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подго­товки, позволяет каждому ученику обучаться на макси­мально посильном уровне, формирует положительные мо­тивы учения.

Государственные образовательные стандарты приобре­тают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учеб­ном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т. п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует опреде­ленному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план - уровню теоретических пред­ставлений; учебная программа - уровню учебного предме­та; учебная литература - уровню учебного материала. Рас­смотрим эти нормативные документы в той последова­тельности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.