Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность метода и приема обучения




Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один деся­ток фундаментальных исследований как в теории педаго­гики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагоги­ческой практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-дидактов перейти от эмпирических

' При подготовке этой главы к третьему изданию частично использован материал аналогичной главы из второго издания, соавтором которой является Л. П. Крившенко. 234

описаний отдельных групп методов к обоснованию науч­ной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разра­ботки основ их классификации..

История развития и становления методов обучения весьма свое­образна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учи­телей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали назы­вать методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет прак­тическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод ин­структажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т. д., и т. п. Такой подход к постулированию методов обу­чения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е. И. Перовский, Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант выделяли словесные на­глядные и практические методы обучения; М. А. Данилов, Б. П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знании, фор­мирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки зна­ний, умений и навыков; Е. Я. Голант предлагал выделять две группы ме­тодов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру по­знавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом ор­ганизации учебной деятельности.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к ис­тине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядочен­ный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, поня­тие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таким образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ -это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т. е. дидактиче­ских задач.

Такое определение метода отражает некоторые суще­ственные характеристики обучения. Однако остается неяс­ным, что такое "упорядоченные способы". Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Сло­вари определяют "метод" как "способ", а о способе гово­рится, что это метод. На теоретическом уровне "метод" как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие "метод обучения" в состав педагогической теории обучения, т. е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущ­ностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как кон­струируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направлен­ной на передачу обучающимся, и усвоение ими определен­ной части содержания образования (В. В. Краевский).

Эта формулировка опирается на понимание модели­рования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово "модель" заменить на "общее теоретическое представление", и тогда получится, что метод - это общее 1еоретическое представление о единой деятельности.. учителя и учащихся, направленной на решение задач обу­чения, т. е. дидактических задач. Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представле­ние о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых эле­ментов его содержания.

Методы реализуются в педагогической действитель­ности в различных формах: в конкретных действиях, при­емах, организационных формах и т. п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут

найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный харак­тер, реализовать соответствующий метод и быть нацелен­ной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т. д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классифи­кациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидак­тическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой - к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конеч­но, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педа­гогической деятельности. Многообразие сочетания прие­мов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различ­ными средствами обучения, к которым относятся как ма­териальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений ма­териальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Каждый отдельно взятый метод обучения, о чем сви­детельствуют результаты фундаментальных исследований И. Я. Лернера в этой области, имеет определенную логи­ческую структуру - индуктивную, дедуктивную или индук­тивно-дедуктивную. Логическая структура метода обуче­ния зависит от построения содержания учебного материа­ла и учебной деятельности учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.