Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Контроль, или проверка результатов обучения, являет­ся обязательным компонентом процесса обучения




Контроль, или проверка результатов обучения, являет­ся обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть провер­ки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответ­ствовать образовательному стандарту по данной програм­ме, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значи­тельно больший объем в современной педагогике. Кон­троль, проверка результатов обучения трактуется дидак­тикой как педагогическая диагностика.

Зарубежная педагогическая диагностика столь же ста­ра, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и неко­торых сторон развития и воспитанности, обработка и ана­лиз полученных знаний, обобщение и выводы о коррек­тировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.

В отечественной педагогике тоже имеются обсуж­даемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура

проверки работы учителя и школ, как функция управле­ния, результаты которой и служат для принятия управ­ленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин педагогическая диагностика в ука­занном выше значении. Можно пользоваться и традици­онными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, зна­чит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения ("приборах"), об успешности обу­чения и неуспеваемости учащихся. Итак, по порядку обо всем отмеченном.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обу­чающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида кон­троля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, пе­риодический, итоговый. Текущий контроль — это систематиче­ская проверка усвоения знаний, умений и навыков на каж­дом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, ги­бок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксиро­вать минимум подготовки, который обеспечивает даль­нейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это

 

 

следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, реко­мендации по предупреждению неуспеваемости.

Большую важность для науки представляет содер­жание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что провер­ке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педа­гогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подле­жащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. В этом случае, счи­тается в дидактике, может быть зафиксировано их на­личие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т. е. может быть установлен уровень сформированности знаний.

С 50-х годов текущего столетия идет разработка таксономии целей обучения (Б. Блюм), именно на основе такого подхода диагностично поставленные цели позволяют объективное обнаружение и оценивание степени их достижения. В когнитивной области Б. Блюм предложил такие ступени целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Эти действия ученика и подлежат проверке. На языке отечественной ди­дактики это означает, что проверяется запоминание и воспроизве­дение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, делать лабораторную работу и пр.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологиче­ское развитие учеников. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, по­стольку требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, вы­полнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как

чувство ответственности, моральные нормы и поведе­ние. Однако, во-первых, эти социальные и психологи­ческие результаты обучения весьма трудно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление некоторых социальных качеств личности в рамках проверки ре­зультатов обучения может расцениваться как посяга­тельство на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир учащегося. Тем не менее перед педаго­гикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.