КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Емкость рынка
Емкость рынка (платежеспособный спрос) - это общий объем продаж на определенном рынке (частном или совокупном) определенной марке товара или совокупности марок товара за определенный период времени. Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера. Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: - объем и структуру товарного предложения, в том числе по предприятиям-представителям; - ассортимент и качество выпускаемых изделий; - размеры импорта по данному товару или группе; - достигнутый уровень жизни и потребностей населения; - покупательская способность населения; - уровень соотношения цен на товары; - численность населения, его социальный и половозрастной состав; - степень насыщенности рынка; - состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; - географическое расположения рынка. Специфические (определяют развитие рынков отдельных товаров) -природно-климатические условия; -изменение моды; -национально-бытовые традиции; -достигнутый уровень обеспеченности в регионе. Одни факторы изменяют ёмкость рынка, другие, не изменяя ёмкости рынка, изменяют её структуру. В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы факторов и оценить их степень влияния на объём и структуру спроса на конкретном рынке товара, а также многовариантный прогноз развития товарного рынка с учетом тенденций изменений влияющих на него внутренних и внешних факторов. Для определения емкости рынка используются различные методологии. Кабинетное исследование, включающее анализ государственной статистики, данные ассоциаций производителей и торговых союзов, журналов и других СМИ, отчеты профессионалов и т.д. Аналогичные рынки. Иногда объем рынка возможно определить, пользуясь данными по аналогичным рынкам, имеющим примерно ту же самую структуру и темпы роста. Глубинные интервью с потребителями и дистрибьюторами могут помочь в оценке объема рынка. Часто дистрибьюторы продукции могут дать весьма ценную информацию. Естественно, она не может быть абсолютно достоверной, однако ею также необходимо пользоваться. Глубинные интервью с конкурентами. Как ни странно, ваши конкуренты готовы дать некоторую информацию. Эта информация, как правило, обезличена, то есть агентство маркетинговых исследований, проводящее интервью, не даст вам имени респондента (и названия компании), с которым проводилось интервью. Панельное исследование. Самую точную информацию о емкости рынка FMCG (потребительских товаров быстрого использования) можно получить только на основании потребительских панелей, дающих эти данные в динамике. Ну, и конечно, исследования на заказ (Ad Hoc), точно описывающие ситуацию для конкретного рынка. К другим источникам информации по определению емкости рынка можно отнести: - человеческий опыт и интуиция; - экстраполяция тенденций, процессов развития рынка, закономерности изменения которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; - модель исследуемого процесса, отражающая ожидаемые или желательные тенденции его развития. Для оценки факторов рыночной привлекательности чаще всего используют экспертные методы, оценивая каждый критерий по шкале от 0 до 100 (либо от 0 до 10, либо от 0 до 1). Среди критериев привлекательности рынка рассматриваются: 1. Объем (емкость) рынка - объем сбыта продукции (в натуральном или денежном измерении) в течение определенного периода времени в данном географическом месте. 2. Рост рынка - определяется индексом роста объема рынка (объема сбыта) за определенный период. 3. Структура потребителей - показатель, определяемый через объемы приобретения данного вида продукции так называемыми большими, средними, малыми потребителями на рынке, а также долей той или иной потребительской группы. 4. Диапазон цен - соотношение верхних и нижних пределов цен на сравнимую продукцию, которые существовали на данном рынке в прошлом или могут быть установлены в будущем, при различных соотношениях удельных цен на сравнимую продукцию собственной ассортиментной программы предприятия. 5. Покупательная способность потребителей - способность потенциальных покупателей или конечных потребителей приобретать на рынке товары или услуги за счет собственных доходов или прибыли. 6. Доступность рынка - зависит от существования на них протекционистских мер правительства, различных национальных и региональных норм, установления односторонних преимуществ местным предприятием и относительно высоких затрат, связанных с выходом на данный рынок. 7. Политические и экономические риски рынков зависят от политической и экономической нестабильности, слабой правовой базы, бюрократизации, высокого уровня инфляции, общего неудовлетворительного делового климата. Емкость рынка можно рассчитать различными методами. При сравнении мировых уровней развития конкретного вида рынка главными показателями считают относительные критерии долевого сравнения, которые можно выразить в следующих зависимостях. 1. Критерий оценки значимости исследуемого сектора экономики. Он выражается долей (Dr) оборота товарного (отраслевого) сектора R в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны: Величина R определяется статистическим методом основанном на аудите сектора рынка или опросе его субъектов. 2. Критерий оценки интенсивности потребления товаров (Do), определяемый величиной продаж товарного сектора (R), отнесенных к численности (Ч) населения в государстве: . Этот показатель оценивает уровень инвестиций исследуемого сектора экономики в национального потребителя. По этим показателям можно сравнивать уровни развития зарубежных рынков. Исходя из определения, что под емкостью рынка понимается то максимальное количество продукции, которое может быть реализовано на данном рынке в течение определенного периода времени, расчет емкости имеет вид: Е = П + О – Э + И – К + А, где: Е — емкость рынка; П — производство товара в стране; О - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; Э - экспорт товара; И - импорт товара; К - косвенный экспорт (косвенный экспорт - это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу); А - косвенный импорт. При наличии запасов товарной продукции расчет емкости рынка производится по формуле: Е=А1+А2-А3-А4, где А1 - товарные запасы на начало периода (года); А2 - поступление товара на рынок из всех источников за период; А3 - вывоз товаров за пределы рынка за период; А4 - товарные запасы на конец периода. Емкость рынка конкретного товара освоенного фирмой: Е=ЧН∙ПП∙СЧ∙СП∙ПБ∙СЦ, где: Е - общая емкость продукта без консерванта; ЧН – численность населения потребляющего продукт; ПП – процент жителей потребляющих продукт; СЧ – среднее число потребления продукта одним потребителем в год; СП – среднее потребление продукта одним потребителем за раз; ПБ – процент потребителей покупающих продукт без консерванта; СЦ – средняя цена средней порции продукта без консерванта. Емкость сегмента рынка может быть рассчитана и так: Еij =Dj×Bji, где: i - индекс выделенного сегмента рынка по продукту; j - индекс географического сегмента рынка; Dj - общее число изделий, проданных на j -ом географическом сегменте; Bji - доля i -го сегмента рынка по продукту на j -ом географическом сегменте рынка; Еij - емкость i- го сегмента рынка по продукту на j -ом географическом сегменте рынка. Умножив общее количество изделий, проданных в каждом географическом сегменте, на долю каждого ценового сегмента и просуммировав полученные значения по всем географическим сегментам рынка, можно определить, сколько изделий должно произвести предприятие. Емкость рынка потребительских товаров тем больше, чем меньше его насыщенность и наоборот. Емкость рынка потребительских товаров определяется на основе анализа национального дохода страны, уровня доходов населения и зарплаты среднего уровня потребительских расходов и т.п. показателей. Для этого необходимо провести конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта за 1-1,5 года, исследование поведения покупателей изучение практики деятельности фирм-конкурентов, исследование вероятной реакции на введение на рынок нового товара. При исследовании емкости рынка необходимо учитывать тенденции развития соответствующих отраслей, инвестиционной политики предприятий, а также процессы, происходящие в смежных отраслях. Емкость рынка уменьшается при понижающейся конъюнктуре. При повышающейся конъюнктуре емкость рынка увеличивается. Анализ рыночных трендов. Оценка доли рынка производится в конкретный момент времени. Но и объем рынка и доли и структура рынка являются динамическими показателями, они изменяются непрерывно. Кроме того, качественные показатели рынка редко остаются неизменными. Упаковка продуктов или спектр услуг постоянно приспосабливаются для того, чтобы удовлетворить спрос наилучшим образом. Анализ рыночных трендов позволяет изучить эти качественные и количественные изменения, происходящие во времени, понять и спрогнозировать изменения во всех компонентах комплекса маркетинга. Удобным средством для анализа трендов являются непрерывные исследования, дающие регулярную информацию по каким-то показателям рынка. Самыми важными, безусловно, являются аудит торговых точек (панель торговых точек) и дневниковый контроль покупок потребителей (панель домохозяйств). Емкость рынка в динамике можно определить исходя из темпов его роста: Q = Qп*(1 + Тк / 100), где Qп – емкость рынка в предшествующем году; Тк – темп роста объема рынка, %. Если известна рыночная доля фирмы - Q0 и темп ее роста – Тр % в год. Размер рынка фирмы – Qt через t лет можно рассчитать по формуле Qt = Q0 (1 + Тp / 100)t. Иногда можно использовать и упрощенную формулу Qt = Q0 (1 + Тр*t / 100). Структура сегмента товарного рынка характеризуется долей оборота сегмента (Dmi) в объеме товарного рынка: , где Vmi - объем товарооборота рекламы i -ого сегмента. Доля (удельный вес) конкретного вида товара j производителя i на рынке вычисляется как , где Динамику рынка можно оценить по его скоростной характеристике роста Vp = Qп / t, где t – единица времени отсчета (обычно год). При прогнозировании вероятного объема продаж многие фирмы используют собственную эконометрическую модель (объем продаж используется как функция от многих переменных), источниками информации для которой служат: - результаты опросов и интервью потребителей; - экстраполяция данных о продаже; - анализ роста объемов продаж товаров традиционного ассортимента; - определение коэффициента обновления ассортимента; - анализ товарных запасов и определение уровня устойчивого минимального ассортимента, его объемов, позволяющих фирме занять прочное место на рынке. Главное в прогнозе вероятного объема продаж состоит в определении границ верхнего и нижнего уровня объемов реализации и установлении основных причин, влияющих на их изменения. Доля рынка - это мера размера и успеха продукта на рынке. Рынки могут быть классифицированы в соответствии с долями, занимаемыми на нем различными поставщиками, марками или конкретными продуктами. Задачей любой маркетинговой стратегии является повышение доли рынка. Чем больше доля рынка, тем успешней считается бизнес. Как только достигнуты хорошие показатели по занимаемой доли рынка, компания получает множество дополнительных возможностей. Можно устанавливать более высокие цены на продукцию премиум-класса, можно диктовать свои условия дистрибьюторам, можно выпускать упаковки большего объема и т.д. Для определения долей рынка используются методы более точные, чем кабинетное исследование. Как правило, это количественные опросы. Серьезные игроки рынка работают с данными панельных исследований. Методы определения доли рынка. Доля рынка является другим важным показателем маркетинговых усилий предприятия и характеризует положение предприятия относительно конкурентов. Количественно доля рынка определяется как отношение объема продажи товаров предприятия к общему объему продажи товаров той же категории на рынке, выраженное в процентах. Доля рынка может быть рассчитана различными способами: - по объему продажи товаров в натуральном выражении; Dp = Qi/Ep, где: Qi - объем продаж, который может реализовать фирма; Ep - емкость рынка. Или: Dp = Qi/Qmax, где: Qmax - фирма, имеющая максимальный объем продаж. - в стоимостном выражении; - в обслуживаемом сегменте; - относительно продаж ряда ближайших конкурентов; - относительно лидера рынка, ведущего конкурента. Анализ абсолютный и относительный анализ доли рынка: - абсолютная доля рынка Di фирмы i на рынке, определяется и как отношение товарооборота фирмы Тi к общему объему продаж на рынке (): .; - относительная Doi= Тi / å Тki, где Тki. – объем продаж основных конкурентов. Метод цепных отношений. Он может быть использован как для оценки емкости рынка товаров производственного назначения, так и для товаров широкого потребления. Суть метода в следующем: - строится рабочая гипотеза о зависимости емкости рынка от ряда рыночных факторов. При этом предполагается, что указанная зависимость имеет следующий вид: Е = K1×K2×K3×Kn, где К1, K2 и т. д. — коэффициенты, отражающие влияние каждого из рыночных факторов на емкость рынка. При этом каждый следующий (слева направо) коэффициент уточняет результат, полученный при помощи введения предыдущего коэффициента. Например, К1 — общая численность населения на данной территории, K2 — доля мужского населения в общей численности, KЗ — доля мужчин в возрасте от двадцати до сорока лет в общей численности мужского населения и т. д.; - при помощи кабинетных или полевых исследований определяются численные значения коэффициентов К1, К2, Кn; - рассчитывается емкость рынка. Пример 1. Рассмотримпостроение формулы цепных отношений для расчета емкости рынка бюллетеней, информирующих о новинках компьютерных технологий, продаваемых через Интернет-магазины, осуществляющие доставку бюллетеней в пределах данного региона. Для построения формулы необходимо рассмотреть цепь уточняющих друг друга коэффициентов, заканчивающуюся определением емкости рынка, измеряемой в денежных единицах в месяц: К1 = 1675000 чел. — численность населения региона; K2 = 0,208 — доля пользователей Интернета в общем населении региона; К3 = 10000 руб. — среднемесячный доход пользователей Интернета в регионе; К4 = 0,05 — доля средств, затрачиваемая на приобретение СМИ в среднемесячном доходе; K5 = 0,082 — для дохода пользователей Интернета, затрачиваемая на приобретение СМИ в Интернет-магазинах (в общем объеме средств, затрачиваемых ими на приобретение СМИ); К6 = 0,063 — доля средств, затрачиваемых на приобретение СМИ, относящихся к компьютерным технологиям. Для анализируемого случая емкость рынка составит: Е = =К1×К2×К3×К4×К5×K6 = 1675000×0,108×10000×0,05×0,082×0,063 = 934530 руб. Более сложной является процедура определения доли, занимаемой на рынке отдельной товарной маркой. Существуют различные методы ее исчисления, основанные на измерении: - доступности товарной марки в каналах распределения; - интенсивности потребления товарной марки. Доля товарной марки представляет собой обобщенный показатель ее доступности в розничной торговой сети. Определяется размещением товарной марки в магазинах с различным оборотом данной группы товаров и средней долей марки в обороте выбранных магазинов. Определение доли товарной марки на основе интенсивности ее потребления (в %): Di=Pi×Qi×Ii, Di - доля рынка марки; Pi проникновение марки; Qi повторное приобретение марки; Ii интенсивность потребления марки. Проникновение марки на рынок определяется как процент покупателей данной марки (совершивших покупку хотя бы один раз) от общего числа покупателей, приобретающих за определенный период товары, к которым эта марка принадлежит. Повторное приобретение марки характеризует приверженность потребителей к данной марке. Она определяется как процент повторных покупок, сделанных покупателями за определенный период из числа тех, кто уже приобретал данную марку хоть однажды. Интенсивность потребления марки исчисляется как отношение среднего количества потребления данной марки покупателей, совершающих повторные покупки, к среднему количеству потребления всеми группами в данной категории товаров. При планировании достижения определенной доли рынка по марочной продукции предприятие может преследовать различные цели, в том числе: - более эффективное распределение товара в предприятиях розничной торговли; - увеличения числа покупателей, приверженных к марочной продукции предприятия; - повышение интенсивности потребления за счет качества, обслуживания и др. Структура рынка. Знание структуры рынка и взаимодействия с другими рынками помогает компании понять свои перспективы и свои задачи, увязывая их не только с конечными потребителями, но и с поставщиками и дистрибьюторами, от взаимоотношений с которыми по большей части зависит успешное ведение бизнеса. Для определения структуры рынка используют, как правило, кабинетные исследования. В оценку рынка входит показатель степень насыщенности рынка товарами (Сн) - соотношение количества имеющихся товаров (Тф) к тому количеству, которое необходимо для удовлетворения платежеспособного спроса (Тн). Этот показатель рыночной среды можно рассчитать по следующей формуле: где ТП - количество товаров, поступивших на рынок за определенный период; ТЗ - товарные запасы, имеющиеся на рынке. Оценка ТН представляет определенные трудности, так как этот показатель по своей сути характеризуется емкостью рынка и может быть оценен лишь прогностическим методом с определенной степенью достоверности. К тому же следует учесть, что из-за быстрой изменчивости рыночной конъюнктуры емкость рынка также может изменяться. В результате этого появляется опасность возникновения грубых погрешностей (ошибок), которые увеличат финансовые риски от избытка (перенасыщения) товаров на рынке. Косвенным показателем степени насыщенности рынка может служить количество товаров-конкурентов разных видов. Этот показатель поддается учету регистрационным и экспертным методами. С помощью регистрационного метода определяется общее количество товаров-конкурентов разных видов, а экспертным методом устанавливается, действительно ли эти товары являются конкурентами на выбранном сегменте рынка. При очевидности конкурентных отношений между товарами применение экспертного метода необязательно. Основанием для его использования может служить недостаточно полный учет всех товаров-конкурентов, что, в конечном счете приведет к грубым ошибкам и неверным результатам проведенной оценки количества товаров-конкурентов и степени насыщенности ими рынка. Избыток товаров и степень насыщенности ими рынка тесно связаны между собой и принципиально отличаются лишь шкалами измерений (дифференциальной или относительной). Степень насыщенности рынка товарами в определенной мере зависит от демонополизации предприятий, составляющих конкурентную среду на определенном сегменте рынка. Экономическими параметрами изменения динамики рынка являются: показатель относительной доли рынка, абсолютные приросты уровней, темпы роста, темпы прироста (снижения), уровень привлекательности товаров/услуг у потребителей. Абсолютный прирост () показателей рынка рассчитывается как разность между двумя уровнями (yi, yi-1) ряда, т.е. значениями оборота конкретного товарного рынка в определенные сравниваемые моменты времени. В зависимости от базы сравнения абсолютные приросты могут рассчитываться как цепные и как базисные. Вычитая из каждого уровня предыдущий (), получаем абсолютные изменения уровней ряда за отдельные периоды как цепные. Вычитая из каждого уровня начальный (), получаем накопленные итоги прироста с начала изучаемого периода, называемые как базисные. Темп роста (Тр) показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста (цепной) определится как 100%, темп роста базисный ∙ 100 %. Темп прироста (Тп) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень развития рынка больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения. Темп прироста может быть положительным, отрицательным или равным нулю, выражается он в процентах и долях единиц. Темп прироста (цепной) 100 %, темп прироста (базисный) ∙100 %, при этом, Тп = Тр -100. Среднегодовые темпы роста и прироста объемов рынка, %: средний темп роста ; средний темп прироста Средний абсолютный прирост , где N – число уровней ряда; yi - уровни ряда. Используя эти показатели в оценке динамики роста рынка, можно выявить закономерность его развития. В тоже время не стоит в процессе анализа увлекаться и анализом результатов в абсолютном изолированном значении. В этом случае существует опасность одностороннего взгляда. Например, если рассматривать в чистом виде объём продаж какого–либо вида продукции, имеющего абсолютные показатели, даже при низких темпах роста, может создаться впечатление, что свою стратегию надо связывать именно с ним. Для того, чтобы избежать этой опасности надо вводить в расчёт весовые коэффициенты по каждому показателю и использовать произведения параметров, а не их абсолютные значения. Пример вычисления степени вклада продукции в критическую норму прибыли:
Анализируя рынок в целом, следует понимать, что тенденции рынка невозможно точно определить единичным изучением. За основными показателями следует наблюдать постоянно. При этом, если речь идет о продукции массового потребления, то изучение должно происходить в отношении изменения демографической структуры, географических аспектов, сезонных условий потребления, торговой обстановки в регионе, социально-экономических факторов, поведения потребителей в отношении покупки, стиля жизни, импорта. Если это продукция производственного назначения, то необходимо учитывать сырьё и материалы, технологические разработки, экономические факторы и т.д. Нужно помнить о том, что точная оценка ситуации на рынке достигается не только анализом положения и фактических показателей самого предприятия, но и сбором и анализом информации, полученной из других источников, в том числе и из того, что было увидено собственными глазами. Следовательно необходимо в процессе осуществления своей коммерческой деятельности и общения с Потребителями изучать тенденции рынка и запросы Потребителей, а главное претворять результаты изучения в конкретные действия. К качественным оценкам рынка можно отнести. 1. Рейтинги марок на рынке (по рейтингу в анализе рекламных СМИ; по частоте, площади, времени рекламы, по данным экспертов). 2. Соответствие доли рынка (большая, средняя, малая), которую можно установить исходя из АВС – анализа (гипотеза Парето): большая доля (группа –А), к ней относятся 15% крупных марок, торговых фирм или производителей, обеспечивающих 65% оборота рынка; средняя (группа - В), когда следующие 20% марок обеспечивают 20% оставшегося рынка; малая -С, когда 65% оставшихся марок имеют рыночную долю в 15%. 3. Доли на рынке. Г.Л. Азоев, изучая распределение числа предприятий по доле рынка, пришел к выводу, что оно статистически подчиняется закону нормального распределения. На основании его исследования разработана шкала позиции фирмы в зависимости от доли рынка (табл. 8.2). Таблица 8.2 Шкалирование позиции фирмы в зависимости от принадлежащей ей доли рынка
4. Уровень качества предоставляемых услуг. На основании совокупных отзывов потребителей и конкурентов можно достаточно объективно оценить уровень качества услуг конкретной Фимы или марки. Целесообразно использовать комплексный показатель качества обслуживания: , где åх1 – число респондентов оценивших качество предоставляемых услуг на «отличное», åх2 – «хорошее», åх3 – «удовлетворительное», åх4 – «неудовлетворительное». Сумма значений показателей обслуживания определится из опросных таблиц. Чем выше значимость Ккач, тем лучше обслуживание. Предел значимости может быть равен 1, когда все покупатели оценили качество обслуживания как «отличное». Для интервальной оценки диапазона качества рекомендуется пользоваться таблицей 8.3. Таблица 8.3 Диапазоны качества обслуживания потребителей
Разновидностью оценки выступает следующая методика. При оценке качества обслуживания используют обобщенный показатель Ko оценок четырех групп -A, B, C, D покупателей, основу которого составляют отзывы покупателей, а именно: где К0 – коэффициент качества обслуживания покупателей; Х1 – количество респондентов присвоивших оценку «отлично»; Х2 – количество с оценкой «хорошо»; Х3 –«удовлетворительно»; Х4 –«неудовлетворительно». Диапазон значимости стремится к пяти, когда все покупатели оценили обслуживание как отличное и хорошее. Чем выше значимость К0, тем лучше обслуживание. Пример 2. Рассмотрим качественную сторону конкурентоспособности фирмы через оценку качества обслуживания клиентов (покупателей). Проведенный анкетный опрос посетителей магазина по качеству работы с клиентами менеджеров фирмы показал следующие результаты: отличное качество – 1200 человек, хорошее – 1500, удовлетворительное – 340, неудовлетворительное – 50. В данном случае уровень качества: , что по пятибалльной шкале означает - качество обслуживания клиентов хорошее. Этот коэффициент К также опосредованно выражает уровень конкурентоспособности фирмы по качеству обслуживания. Пример 3. Расчет уровня культуры обслуживания по мнению покупателей приведен в табл. 8.4. Будем учитывать, что магазин с высоким уровнем обслуживания имеет величину обобщающего коэффициента от 0,901 и более, с удовлетворительным уровнем обслуживания - от 0,701 до 0,900, с низким уровнем обслуживания - от 0,700 и ниже. Таблица 8.4 Расчетная таблица уровня культуры обслуживания покупателей
Из табл. 8.4 следует, что обобщающий коэффициент культуры обслуживания равен 0,75. По принятой системе оценки магазин можно характеризовать с удовлетворительным уровнем обслуживания. 5. Позиционирование в матрице Бостонской консультационной группы («собаки», «трудные дети», «звезды», «дойные коровы»). Матрица в анализе конкретного вида товарного рынка образована двумя осями координат: темп роста объема продаж, который рассчитывается как индекс физического объема темпа роста оборота конкретного товара всех или основных продавцов, работающих на данном рынке (ось ординат); относительная доля рынка, занимаемая маркой, исчисляется как отношение ее объема продажи марки к общему объему или объему продажи основных конкурентов (ось абсцисс). Представленные позиции рынков товаров (марок) характеризуют, в первую очередь, инвестиционную привлекательность рынков. Точное знание места расположения марки на матрице БКГ позволяет оценивать стратегические перспективы рынка конкретной товарной категории. Пример 4. Оценку тенденций, товарного рынка конкретного товара (товарной категории) можно получить из состояния заполнения портфеля заказов на закупку у торговых субъектов, используя структуру табл. 8.5. Таблица 8.5 Опрос респондентов о тенденции развития конкретного сегмента товарного рынка
Если баланс положительный, то перспективы развития рынка оцениваются по табл. 2.10 коэффициентом перспективности – р = п.1/п.2. Чем он ближе к 1, тем перспективнее рыночная ситуация. Если известно значение - р - предшествующего периода, настоящего – р и прогнозное - р+, то по ним можно построить тренд развития спрос-предложение на конкретном товарном рынке. При экспертном методе оценки «спрос-предложение» составляется таблица индикаторов рынка. Каждому индикатору присваивается балл (Bi) в направлении желательности от 1 до 10 и вес (Wi) индикатора в оценке конъюнктуры рынка. Интегрированная оценка ( состояния рынка определится индексом рыночной ситуации: . По этому индексу оценивают границы благоприятствования рыночной ситуации. Оценка лояльности покупателя. Рассмотрим технологию проведения мониторинга лояльности клиентов и составление портрета лояльного покупателя магазина. Мониторинг уровня удовлетворенности и лояльности клиентов является очень важным процессом, позволяющим оценить качество клиентской базы. Оценка удовлетворенности клиента является крайне важным моментом в рамках программы работы с клиентами. Периодическая оценка индекса удовлетворенности представляет собой метод отслеживания эффективности принимаемых решений и работы магазина. Оценку удовлетворенности можно производить на основе количества рекомендаций существующих потребителей, ведущих к привлечению новых. В рамках функционирования программы лояльности для оценки уровня удовлетворенности покупателей предлагается использовать специальный индекс. Расчет индекса проводится после интервьюирования клиентов, во время которого определяется вес каждого предложенного критерия оценки (степень важности для клиента) и сама оценка критерия клиентом. Расчет индекса удовлетворенности производится по формуле[3]: , где: - индекс удовлетворенности; - номер критерия оценки; - общее количество критериев оценки; - оценка критерия; - вес критерия. Критериями оценки являются те показатели, которые наиболее важны для покупателя, причем для каждого критерия устанавливается его вес (степень важности для клиента) на основе опроса покупателя. В табл. 8.6 представлен пример расчета индекса удовлетворенности на основе результатов опроса одного из покупателей. На основе расчета индекса удовлетворенности магазин может проводить мониторинг тех областей, которые отстают, и улучшать их. Этот индекс служит инструментом обратной связи между клиентом и компанией. Таблица 8.6 Расчет индекса удовлетворенности
В ходе анализа всех анкет был получен средний уровень удовлетворенности равный 161,3 балла, что составляет 77,5% от максимума (максимум в данном случае баллов). Важной задачей измерения уровня удовлетворенности является определение такого уровня в процентах (%) от максимального при котором покупатель сокращает объем закупок. Анализируя историю взаимоотношений с клиентом, можно вывести значение этого индекса. Применительно к розничной торговле рекомендуется использовать значение менее 80% для зоны слабой удовлетворенности и менее 30% для зоны потери клиентов (рис. 8.1). Рис. 8.1. Распределение индекса удовлетворенности покупателей магазина по отдельным периодам На рисунке показано, что в течение последних лет индекс удовлетворенности для данного магазина изменяется в сторону уменьшения, перейдя в 2009 году из зоны удовлетворенности в зону слабой удовлетворенности. Очевидно, что нужно разработать определенные меры реагирования на снижение значения уровня удовлетворенности. Они должны представлять собой ряд процедур и действий, которое руководство магазина должно выполнить для изменения ситуации (создание в рамках программы лояльности всевозможных акций различной продолжительности). В случае, если клиент демонстрирует стабильность потребления, тратит значительные средства и пользуется многими предложениями магазина, то имеет смысл говорить о его удовлетворенности. Однако удовлетворенный клиент – это еще не лояльный клиент. Удовлетворенный покупатель вовсе не обязательно сделает покупку – одной удовлетворенности не достаточно. Индекс лояльности является наиболее значимым показателем при анализе клиентской базы данных, поскольку именно он позволяет проанализировать поведенческий аспект (на основе повторных покупок, их частоты, срока сотрудничества с магазином), мнения и предпочтения потребительских сегментов, а также их желание рекомендовать данный магазин. Последний фактор имеет особое значение для оценки показателя лояльности, поскольку характеристика лояльности как приверженности потребителя к продукту или в целом к компании связана с превышением ожиданий данного потребителя, и только это превышение ожиданий и максимальная удовлетворенность потребителя компанией заставляет его рекомендовать этот магазин своим знакомым. Для измерения общего уровня лояльности покупателей используется количественный опрос, где респондент в ответ на вопросы анкеты, дает информацию по следующим основным параметрам: 1) Перцепционная (аффективная) лояльность: измеряются мнения / отношения покупателей. 2) Транзакционная (поведенческая) лояльность: измеряется заявленное поведение покупателя, например, намерения о покупке. 3) Вероятность рекомендации магазина другим людям. В данной анкете для проведения оценки уровня лояльности был приведен набор утверждений, с которыми респондент должен был выразить согласие – несогласие по шкале Лайкерта. Для построения индекса лояльности рассчитывается среднеарифметическое значение для средних баллов по каждому утверждению. Формула расчета индекса лояльности, построенного с помощью шкалы Лайкерта, выглядит следующим образом: , где: - значение индекса (общее и значение по каждому утверждению); - порядковый номер утверждения; - количество утверждений входящих в шкалу. Расчет индекса лояльности за разные периоды позволяет отслеживать тенденции, которые прослеживаются в разных сегментах клиентской базы и в целом по ней. В таблице 8.7 представлены значения составляющих параметров лояльности покупателей за 2009 и 2010 гг. Таблица 8.7 Значения составляющих параметров лояльности покупателей за 2009 и 2010 гг.
В этом случае индекс лояльности за 2010 г. составит 3,61 ((4,01 + 3,32 + 3,49)/3). Индекс лояльности за прошлый период дал значение показателя, равное 3,52, следовательно, имеет место повышение уровня лояльности клиентской базы на 3,61–3,52 = 0,09. Увеличение индекса составило 2,4%, такое изменение считается низким. Отслеживая изменения индекса лояльности за разные периоды работы магазина, становится реальным прогнозировать ситуацию и корректировать свою политику привлечения и удержания клиентов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |