Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ сегментов рынка




Концепция рыночной сегментации основана на идее, что потребители неодинаковы, и поэтому рынки дифференцированы. С обострением во всем мире проблем реализации товаров и услуг и конкурентной борьбы наметился явный переход в производстве и реализации товаров и услуг от политики обслуживания массового потребителя к максимальному приспособлению к требованиям различных потребительских сегментов.

Понятие «рыночная сегментация» можно рассматривать как стратегию маркетинга, разделяющую определенный рынок или определенную совокупность покупателей на отдельные сегменты, или группы. Они имеют максимальную внутреннюю однородность по отношению к установленным критериям и максимальные внешние различия по отношению друг к другу, что позволяет использовать те или иные инструменты маркетинга.

Сегментирование рынка товаров и услуг направлено на то, чтобы найти для одного и того же товара однородные группы потребителей (покупателей), обладающие некоторыми общими характеристиками, которые могут быть использованы для проведения специфической торговой политики.

Принципы сегментации неодинаковы для различных товарных, отраслевых, региональных, национальных или мировых рынков. Единого метода сегментации рынка, который обеспечил бы неизбежный успех в поиске потенциального потребителя, не существует[4].

Таким образом, сегментация рынка (market segmentation) - это процесс разделения рынка на отдельные группы потребителей (покупателей), для которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга по какому-либо критерию (признаку).

Сегмент рынка (market segment) - группа потребителей (покупателей), одинаково реагирующих на один и тот же набор потребительских стимулов маркетинга.

Сегментирование позволяет установить количественные характеристики: число выделенных групп, их размер, тенденции развития; дает возможность вскрыть причинно-следственную связь поведения потребителей и позволяет на основе анализа признаков поведения выделить и описать условные их типы.

Правильное выделение рыночного сегмента- половина коммерческого успеха. В маркетинге при сегментировании часто упоминается модификация известного принципа Парето: 20% сегментов конкретного рынка обеспечивают, как правило, 80% доходов и прибылей фирмы, работающей на этом сегменте. Точных правил сегментации не существует.

Среди методов выделяют следующие [5]: метод сегментации по выгодам; метод построения сетки сегментации; метод многомерной классификации; метод группировок; метод функциональных карт.

Метод сегментации по выгодам основан на построении модели поведения потребителей. Предусматривается последовательное прохождение трех этапов определения:

- выгод, которые интересуют потребителей;

- различий в образе жизни, которые предопределяют сегментацию по выгодам;

- того, содержат ли сегменты по выгодам различные представления о товаре и конкурирующих марках.

В модели поведения потребителей в центре стоят искомые потребителем выгоды от товара. Выгоды определяют восприятие и оценку альтернатив. Восприятие, в свою очередь, определяет выбор товара и его употребление.

Глубокая сегментация начинается с выгод и действует по принципу прямой и обратной связи или начинается с поведения и действует по принципу обратной связи. Затем каждый сегмент описывается в категориях поведения, предпочтений, искомых выгод, потребительских ситуаций, потребительской демографии, географии и образа жизни.

Реализуя этот процесс, можно опираться на интуицию и использовать способность к оценкам или же применять сложный статистический анализ.

Метод построения сетки сегментации используется на уровне макросегментации для выделения базовых рынков. Рассматривается комбинация переменных, характеризующих функции, потребителей и технологии. На основе анализа значимости выделяются основные сегменты, дающие наибольший процент предпочтений.

Метод многомерной классификации. Сущность метода заключается в одновременной многомерной (автоматической) классификации признаков потребительского поведения. Такой подход базируется на следующих предположениях. В один тип объединяются люди, имеющие сходства между собой по ряду призна-ков (демографических, социально-экономических, психографических и т.п.). Степень сходства у людей, принадлежащих к одному типу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным типам. С помощью такого подхода решается задача типизации потребителей по наиболее важной компоненте.

Исследования поведенческой реакции отечественных потребителей на моду выявило три типа потребителей (включающих мужчин и женщин). «Избирательный тип» представляет лиц, тщательно отбирающих модные новинки и предъявляющих к ним высокие требования. «Независимый тип» характеризует лиц, сдержанно реагирующих на моду и придерживающихся выбранного стиля. «Безразличный тип» считает, что мода не имеет никакого значения, а изделия должны быть недорогими и практичными.

Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. При этом один из признаков выделяется в качестве системообразующего. Формируются подгруппы, в которых значимость этого признака значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара.

Метод функциональных карт предполагает проведение «двойной» сегментации: по продуктам и по потребителям. Такие карты могут быть:

- однофакторными, когда двойная сегментация рынка проводится по какому-либо одному фактору и для однородной группы изделий;

- многофакторными -- при анализе того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения товара на рынке.

В любом случае с помощью составления функциональных карт можно определить, на какой сегмент рынка (т.е. определенную по ряду признаков группу потребителей) рассчитано данное изделие и какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.

Сегментация рынка по потребителям является наиболее распространенной. Процедура сегментирования включает следующие этапы (рис. 8.2).

 
 

 

 


Рис. 8.2. Процесс сегментации рынка

Сегментация рынка по группам потребителей производится в соответствии с факторами (признаками), приведенными в табл. 8.8. При совпадении у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка.

Таблица 8.8

Основные факторы(признаки) сегментации рынка по группам потребителей

Факторы (переменные) Наиболее распространенные значения переменных
1. Географические
Регион Район Крайнего Севера. Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток и т. п
Административное деление Республика, край, область, район, город
Численность населения (для городов) 5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел.. 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел., 1-4 млн чел., свыше 4 млн чел.
Плотность населения Город, пригород, сельская местность
Климат Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический н т. д.
2. Демографические:
Возраст До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 года, 35—49 лет. 50—65 лет, 65 лет и более
Пол Мужской, женский
Размер семьи 1—2 чел.. 3—4 чел.. 5 чел. и более
Этап жизненного цикла семьи Молодежь - одинокие; молодежь - семейные без детей; молодежь — семейные с детьми; семейные с детьми; пожилые, имеющие детей; пожилые — семейные, не имеющие детей: пожилые — одинокие
Уровень доходов До минимального размера заработной платы; минимальный размер зарплаты; от 2 до 5 минимальных размеров зарплаты и т. д.
Рол занятий Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятии, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки
Уровень образования Без образования, начальное образование, среднее специальное, высшее, ученая степень, звание...
Национальность Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары...
Религия Православная, католическая, ислам...
Раса Европеоидная, монголоидная...
3. Психографические
Социальный слой Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка
Стиль жизни Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский...
Личные качества Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность...
4. Поведенческие
Степень случайности покупки Обычно случайный характер приобретения; иногда случайный характер приобретения и т. п.
Поиск выгод Поиск изделий высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т. п.
Степень нуждаемости в продукте Нужен постоянно, нужен иногда
Степень готовности купить изделие Не желает покупать; не готов купить сейчас; недостаточно информирован, чтобы купить; стремится купить; обязательно купит...
Повод для совершения покупки Обыденная покупка; особый случаи

 

В таблице 8.8 приведены характеристики основных критериев и признаков сегментации рынка. В каждом конкретном случае маркетолог принимает во внимание те критерии и признаки, которые наиболее объективно могут отразить условия внутренней и внешней среды в системе поведения покупателя или потребителя.

Традиционно часто используются демографический, социально-экономический, географический критерии, как более доступные для исследования. Но современная практика выводит на первое место психографический и поведенческие критерии, которые начинают оказывать всё большее влияние на покупателя.

Среди недостатков сегментации можно назвать высокие затраты на дополнительные исследования рынка, но, тем не менее, без неё обойтись невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть продан лишь определённым сегментам рынка, но не всему рынку.

При организации планирования сегментации рынка важным является соблюдение следующих требований: каждый сегмент рынка должен иметь свои отличительные особенности от других; потребители, включаемые в тот или иной сегмент должны иметь сходство по спросу на продукцию; фирма должна иметь достаточно полную информация по характеристикам потребителей данного сегмента; каждый сегмент рынка должен быть достаточным для реализации запланированного объема продаж и покрытия расходов, которые связаны с выходом на данный сегмент, и наконец, потребители сегмента должны иметь возможность проведения рекламных компаний.

Технологическая схема исследования рыночных сегментов приведена на рис. 8.3.

Сегментация рынка по товарам. Учитывает реакцию потребителей на определенные параметры конкретных товаров. Она приобретает особое значение при выпуске на рынок новых товаров или модифицированных. Сегментация может быть проведена по какому-то ключевому потребительскому свойству товара, например экономичность, надежность, дизайн.

1.Определение требований потребителей к товару   2.Определение различий и сходств в требованиях   3.Разработка профилей потребителей  
             
  4. Сегментация  
     
5. Товары непроизводственного назначения (потребит.)   6. Товары производственного назначения
     
7. Первичный анализ условий рынка для каждого сегмента, в т.ч. анализ конкурентов
   
8. Формализация целей предприятия и целей маркетинга для каждого из сегментов
   
9. Исследование конъюнктуры в каждом сегменте
     
10. Выявление ключевых факторов успеха   11. Прогноз конкурентоспособности товара в каждом сегменте
     
12. Разработка маркетинговой политики для каждого сегмента (комплекс маркетинга).
                           

Рис. 8.3. Технология рыночной сегментации

Для повышения конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка помимо сегментации по группам потребителей производится сегментация рынка по товарам, т. е. по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. При этом используется метод составления функциональных карт (метод двойной сегментации).

Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставленияих с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.

Наиболее распространенными для оценки рынка по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам — сегменты рынка по потребителям.

Сегментация рынка по товарам предполагает, что на стадии разработки новой продукции для каждого товара учитываются все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и одновременно технические параметры нового товара, удовлетворяющие запросы потребителей (выделение сегмента рынка по параметру изделия). Далее определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация), ранжируются по степени значимости для каждой группы потребителей (сегментов рынка). Всеэти переменные включаются в многофакторную модель сегментирования рынка по продукту (табл. 8.9).

Подобная многофакторная модель сегментирования рынка позволяет определить узкие места при разработке товара и воздействовать на них с помощью различных методов на структурные подразделения предприятия в целях завоевания доли рынка.

Таблица 8.9

Модель сегментирования рынка по продукту

Факторы выделения сегментов рынке (технические и функциональные параметры изделия или виды запросов потребителей) Сегменты рынка по основным группам потребителей
Сегмент А Сегмент Б
Исследуемые модели
В Г Д В Г Д
             

В зависимости от типа потребителя или услуг различают сегментацию потребителей товаров потребительского спроса и потребителей товаров производственно-технического назначения. Критерии сегментации рынков товаров производственно-технического назначения, которые приобретаются предприятиями, в основном базируются на географических, производственно-экономических и на профессионально – личностных признаках. К таким критериям следует отнести:

-отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, наука, здравоохранение, торговля и другие);

-формы собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная);

-сфера деятельности (НИОКР, основное производство, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура);

- размер предприятия (малое, среднее, крупное);

- географическое положение (центр, тропики, Крайний Север ит.д.).

Важным направлением сегментации товаров производственного назначения является также периодичность заказов на данные товары, специфика организации закупки (сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. Как и для рынка товаров народного потребления, сегментация потребителей товаров производственного назначения осуществляется на основе комбинации нескольких критериев.

При сегментации рынка потребителей товаров производственно-технического назначения не следует забывать и о таких признаках, как разновидность конечных потребителей и весомость заказчиков, наличие сложившихся предпринимательских отношений. В условиях Интернет и наличия и соответствующего банка данных получение такой информации не представляет какой-либо трудности.

Сегментирование рынка по конкурентам. Сегментирование рынка по основным конкурентам осуществляется на основе оценки конкурентоспособности предприятия. Для этого составляется таблица оценки конкурентоспособности с указанием всех факторов, которые сравниваются по сумме баллов данного предприятия с каждым конкурентом на данном сегменте рынка (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности Предприятие Конкуренты
А В
1 2 3 4
Продукт: качество, технические параметры, право замены изделия, престиж торговой марки, упаковка, габариты, уровень ремонтного обслуживания, гарантийный срок, многовариантность в использовании, уникальность (отсутствие аналогов)            
Универсализм      
Надежность      
Срок службы      
Защищенность патентами      
Цена      
Прейскурантная      
Договорная      
Свободная      
Срок платежа      
Условия кредита      
Условия финансирования в случае покупки      
Каналы сбыта      
Форма сбыта:      
- прямая доставка;      
- торговые представители;      
- предприятия -производители:      
- оптовые посредники;      
- комиссионеры и маклеры;      
- дилеры      
Степень охвата рынка      
Размещение складских помещений      
Система контроля запасов      
Система транспортировки      
Продвижение продуктов на рынке      
Реклама:      
- для потребителей;      
- для торговых посредников.      
Индивидуальная продажа:      
- стимулы для потребителей;      
- демонстрационная торговля;      
- показ образцов изделий      
Обучение и подготовка персонала сбытовых служб      
Продвижение продуктов по каналам торговли:      
- демонстрация продуктов;      
- продажа на конкурсной основе;      
- премии торговым посредникам;      
- кулоны;      
- руководства по использованию;      
- телевизионный маркетинг;      
-интернет- торговля;      
-упоминание об изделиях в средствах массовой информации      
Общее количество баллов:      

 

Таблица 8.10 заполняется на основе данных, предоставляемых экономическими службами аппарата управления предприятия, а выставленные оценки согласованы с мнением специалистов этих служб. Для этих целей формируется группа из наиболее квалифицированных работников, которые вместе с руководством предприятия проводят анализ конкурентоспособности предприятия. В случае, если члены группы расходятся в оценках, в таблицу вносится среднее значение переменной, определяемое с учетом мнения каждого.

Общий итог таблицы сумма баллов показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Бальная система оценки конкурентоспособности предприятия позволит руководству предприятия выяснить факторы, которые следует повысить, что окажет влияние на рост конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия завершается составлением сводного анализа, что позволит выявить его слабые и сильные стороны. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж?

- какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время и с помощью каких средств они обеспечивают ее реализацию?

- каковы их сильные и слабые стороны?

- каких действий можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов?

Для систематизации ответов на такого рода вопросы используется табл. 8.11.

Таблица 8.11

Сводный анализ конкурентоспособности предприятия

  Основные категории Лидер в отрасли Выше среднего уровня Средний уровень Ухудшение показателей хозяйственной деятельности Предприятие в кризисной ситуации
Финансы Производство Менеджмент Маркетинг Кадры Технология                    

 

Метод сегментации конкурентов по хозяйственному профилю (табл. 8.12) позволяет предприятию быстрее перейти от стадии внедрения на рынок к рыночной экспансии, повысить эффективность продвижения своих изделий на рынке. Таблица может содержать как краткую цифровую информацию, так и развернутые и достаточно детализированные примечания.

Таблица 8.12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.