Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция коллективистского воспитания




Коллектив как средство воспитания

В советской школе была принята концепция коллективист­ского воспитания, суть которой в следующем. В социалистиче­ском обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллекти-

визм являются идеологией социалистического общества, прин­ципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предпо­лагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубо­ко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяю­щимися социальными условиями может измениться коллекти­вистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и запад­ного мира. В новых условиях отечественная теория коллективи­стского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалисти­ческая идеология, сколько на принципе межличностного и меж­группового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремлен­ность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитан­ников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличност­ные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспи­танников, указанные еще А. Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и кол­лективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы,— и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные

коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределе­ние» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отраже­ны в педагогической теории коллектива А. Макаренко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.