Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели обучения в средней школе




ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Задания на усвоение и проверку

Современная дидактическая система (общий взгляд)

Педоцентристская дидактика

Традиционная дидактическая система

Ее связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, поня­тий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь поря­док в учебном заведении должны формировать, по его выраже­нию, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, при-

менение — рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочи­вала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональ­ную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учеб­ных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторван­ность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность учени­ка. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Ее называют также прогрессивистской, обучением через де­лание и связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умст­венных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельно­сти. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследова­тельское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует раз­витию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолюти­зации такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятель­ности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэконом­но: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской кон­цепциях заставляет искать пути их решения.

единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирова­ние знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения стро­ится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, орга­низует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.

1. Выберите правильный ответ.

Предметом общей дидактики являются: а) социальные усло­вия формирования и образования учащихся; б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования; в) психологическое развитие личности в процессе обучения; г) теория обучения отдельному предмету.

2. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику: а) обу­чение сводится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность уче­ника; в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности; е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.

Правильные ответы: № 1 — б. № 2 Традиционная — в,е. Педоцентристская — а,г. Современная — б,д.

Цели образования — один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа — требований общества к образованию граждан. Однако при постро­ении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.

В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получи­ло название «формальное образование». Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкрет­ных, нужных в жизни знаний. Это имело название «материаль­ное образование».

Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образова­ния конкретизируются в следующих задачах:

обеспечение необходимого уровня усвоения систематизирован­ных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;

• развитие интересов, способностей, мышления, внимания, во­ображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практи­ческих умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпуск­нику школы пополнять знания и совершенствовать себя;

• формирование научного мировоззрения, нравственных, эсте­тических и других качеств;

формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современ­ную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;

формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе элек­тронными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.