Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поэтапного формирования умственных действий




Программированное обучение

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваива­емые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для

усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степе­ни усвоения. Доза усвоена — переходят к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Структура программированного обучения выглядит так:

Учитель (учебник, компьютер)   Ученик  
1. Предъявляет первую дозу ма­териала.   1. Воспринимает информацию.  
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним.   2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.  
3. Ставит контрольные вопросы.   3. Отвечает на вопросы.  
4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала. Если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.   4. Переходит к следующй дозе ма­териала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой до­зы.  

 

Главное понятие программированного обучения — обучаю­щая программа — совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ. Элемен­ты программированного обучения используются в данном пособии (см. 11.2.1).

Достоинства программированного обучения: мелкие дозы ус­ваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.

Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обра­ботке; ограничивается умственное развитие ученика репродук­тивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный. Обучаемые сле­дуют указаниям и учатся с большой долей самостоятельности. В этом пособии отчасти используется модульный подход. Кроме того, в дидактике используется обучение по алгоритму; большое будущее имеет применение электронных средств со сложными обучающими программами (см. ниже).

В основе теории поэтапного формирования умственных дей­ствий (П.Я. Гальперин, 50—60 гг.) лежит психологическое уче­ние об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятель­ность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действи­тельности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я. Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Формирование умственных действий проходит по следую­щим этапам. Первый — этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого. Второй — составление схемы ориентировочной основы действия (ООД, см.ниже). Третий — выполнение действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это — материальное:

например, при счете перекладывание каких-либо предметов). Дей­ствие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это — материализованное: счет на палочках). Четвертый — формирова­ние действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Операции выполня­ются словесно: считают вслух. Пятый — формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется. Шес­той — этап выполнения действия в умственном плане. Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.

Условием формирования действий является ООД — это сис­тема ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах дей­ствия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Учеными выделены три типа учения по характеру ориентировочной основы действий.

I тип учения. Ученикам дается в готовом виде неполная ООД — однократная демонстрация образца и неполное словесное описание. Учение в этом случае проходит с ошибками, действие остается не полностью осознанным, перенос действия на новые объекты и задачи затруднен. Например, и учебник, и учитель по русскому языку дают

образцы слов и предложений, демонстрируют какое-либо грам­матическое явление, анализируют его и формулируют правило написания. Аналогично делается в геометрии, физике и пр.

II тип учения. В готовом виде дается полная ООД. Пример с той же русской грамматикой. Дается алгоритм применения пра­вила на безударную гласную в корне или написание «нн-н» в прилагательном. Усвоение действия протекает без ошибок (иск­лючение — ошибки по «невнимательности»), ясно осознаются действия и существенные (несущественные) признаки объекта изучения. Перенос действия на новые задачи ограничен конкрет­ностью ООД.

III тип учения. ООД имеет полный состав, ориентиры пред­ставлены в обобщенном виде, годном для целого класса явлений. ООД в конкретных случаях составляется учеником на основе известного ему общего знания. Например, даются общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих случаях: анализ слова по составу и как части речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам. Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок, с уяснением существенных (несущественных) признаков объекта и условий действия с ни­ми, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкрет­ные случаи в данной области. Учитель может убедиться в том, что названные типы учения имеются в жизни, если проанализи­рует свои и чужие уроки и увидит: объяснение математических, физических, грамматических понятий и выполнение упражне­ний и задач происходит обычно по I типу учения.

Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно форми­ровать знания и действия с помощью главного дидактического средства — ориентировочной основы действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.