Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение. Системы и виды обучения




Сообщающее обучение

Системы и виды обучения

В дидактике имеется ряд теорий обучения, которые по-раз­ному объясняют сущность дидактического процесса и, следова­тельно, различным образом предлагают его строить.

Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. В дидактике сложились сообщающее (объяснительно-ил­люстративное), проблемное, программированное обучение.

Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеют­ся другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. Выше (текст 9.2) данаих общая характеристика, те­перь более детальное описание.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение ха­рактерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидакти­ческом процессе выглядят так:

Действия учителя   Действия ученика  
1. Информирует о новых знаниях. 2. Организует осмысливание учеб­ной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материала. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения.   1. Воспринимает информацию, об­наруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понима­ние учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем по­вторения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.  

 

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, отно­сительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обу­чения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту (см. выше).

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономер­ности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется науч­ному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Этапы проблемного обучения таковы:

Действия учителя   Действия ученика  
1. Создает проблемную ситуацию.   1. Осознает противоречия в изучае­мом явлении.  
2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.   2. Формулирует проблему.  
3. Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения об­наруженных противоречий.   3. Выдвигает гипотезы, объясняю­щие явления.  
4. Организует проверку гипотезы.   4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.  
5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.   5. Анализирует результаты, делает вы­воды, применяет полученные знания.  

 

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслитель­ные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалифи­кации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант — обучение через иссле­дование — разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.