![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья и школа
Классный руководитель в школе Воспитатели Задания на усвоение и проверку Личность и коллектив Отношения в коллективе строятся, по А. Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива. Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации. 1. Дайте краткую характеристику или определение понятий: группа, коллектив, коллективистские отношения, межличностные отношения, система перспективных линий, принцип параллельного действия. 2. Кратко опишите три стадии развития коллектива и методы руководства им. 3. Обсудите с коллегами концепцию коллективного воспитания и возможности ее применения в современной школе. Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель (КР) — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. функции КР: воспитательная — формирование личности и коллектива; организаторская — проведение работы по всем педагогическим аспектам; координирующая — установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса; административная — ведение личных дел учащихся и других документов. К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем профессионального самоопределения, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся. Система работы КР понимается как совокупность должностных и профессиональных обязанностей и включает в себя следующие основные компоненты. 1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности). 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 3. Планирование воспитательной работы — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. Классный час — время в расписании уроков для проведения работы с классом. 5. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи. В своей работе КР использует общие методы и формы воспитания: беседы, дискуссии, игры и пр. Эффективность работы КР оценивается по уровню воспитанности учащихся, их моральным качествам, поведению. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию, которое проводится без научных обоснований, эмпирическим путем.
Согласно концепции общественного воспитания, принятой в 20-е годы в СССР, главным воспитателем является школа, в отличие от западных стран, где главная воспитательная функция принадлежит семье. Однако и в России семья как социальный институт выполняет свои воспитательные функции. Поэтому существуют известные теоретические и методические знания о семье как воспитательной единице, о взаимодействии семьи и школы в. воспитании детей. Имеются глубокие работы о семейном воспитании и связи семьи и школы у А. Макаренко, Н. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. Основные их положения таковы. Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей, вплоть до юридической. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, исполнении обязанностей члена семьи. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребенка, заниматься воспитанием детей (умственным, физическим, нравственным и др.), правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учреждениями. Задачи школы в работе с родителями: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Для решения этих задач используются следующие средства и формы: привлечение родителей в качестве ведущих кружки и секции, включение родителей в состав Совета школы и родительских комитетов, оказание материальной помощи родителям через муниципальные и другие органы, групповое и индивидуальное консультирование родителей, посещение семьи школьника, открытые уроки для родителей, родительские собрания, совместные педагогические советы, лектории. Во всем мире родителей учат быть воспитателями. В США и Европе это делают в основном специальные работники, чаще всего психологи. В России обучение родителей входит в обязанности учителей, классных руководителей. Школьная администрация организует выступления врачей, психологов и других специалистов. Учителя также должны выступать с лекциями, беседами по вопросам воспитания и развития детей, проводить конференции, семинары, дискуссии с целью обучения родителей. Это требует специальных знаний, профессиональных умений, определенных психосоциальных качеств. Следует признать, что учителя без специальной подготовки не могут делать это эффективно. Поэтому целесообразно готовить специалистов по работе с родителями по примеру западных стран.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |