Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья и школа




Классный руководитель в школе

Воспитатели

Задания на усвоение и проверку

Личность и коллектив

Отношения в коллективе строятся, по А. Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отно­шения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способно­сти каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные — это отношения избира­тельного характера, основанные на взаимной симпатии, инте­ресах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недоо­ценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.

Поэтому теорию и методику коллективного воспитания сле­дует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься ин­дивидуальным воспитанием и формировать у детей психологиче­ские знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отноше­ний. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики:

ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

1. Дайте краткую характеристику или определение понятий:

группа, коллектив, коллективистские отношения, межличност­ные отношения, система перспективных линий, принцип парал­лельного действия.

2. Кратко опишите три стадии развития коллектива и методы руководства им.

3. Обсудите с коллегами концепцию коллективного воспита­ния и возможности ее применения в современной школе.

Все педагогические работники школы выполняют воспита­тельные функции. Классный руководитель (КР) — непосредст­венный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

функции КР: воспитательная — формирование личности и коллектива; организаторская — проведение работы по всем пе­дагогическим аспектам; координирующая — установление взаи­модействия между всеми участниками воспитательного процесса;

административная — ведение личных дел учащихся и других документов.

К функциональным обязанностям КР относятся: всесторон­нее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем профессионального само­определения, взаимодействие с родителями и помощь им в вос­питании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Система работы КР понимается как совокупность должност­ных и профессиональных обязанностей и включает в себя следу­ющие основные компоненты.

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демог­рафических, медицинских, психологических, педагогических дан­ных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные осо­бенности).

2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определен­ного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы — составление пла­на, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. Клас­сный час — время в расписании уроков для проведения работы с классом.

5. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.

В своей работе КР использует общие методы и формы воспи­тания: беседы, дискуссии, игры и пр. Эффективность работы КР оценивается по уровню воспитанности учащихся, их моральным качествам, поведению. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформирова­нию, которое проводится без научных обоснований, эмпириче­ским путем.

 

Согласно концепции общественного воспитания, принятой в 20-е годы в СССР, главным воспитателем является школа, в отличие от западных стран, где главная воспитательная функция принадлежит семье. Однако и в России семья как социальный институт выполняет свои воспитательные функции. Поэтому существуют известные теоретические и методические знания о семье как воспитательной единице, о взаимодействии семьи и школы в. воспитании детей.

Имеются глубокие работы о семейном воспитании и связи семьи и школы у А. Макаренко, Н. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. Основные их положения таковы. Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей, вплоть до юридической. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, исполнении обязанностей члена семьи. Родители обязаны обеспечить условия для развития ре­бенка, заниматься воспитанием детей (умственным, физическим,

нравственным и др.), правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учрежде­ниями.

Задачи школы в работе с родителями: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение роди­телей. Для решения этих задач используются следующие средства и формы: привлечение родителей в качестве ведущих кружки и секции, включение родителей в состав Совета школы и родитель­ских комитетов, оказание материальной помощи родителям через муниципальные и другие органы, групповое и индивидуальное консультирование родителей, посещение семьи школьника, от­крытые уроки для родителей, родительские собрания, совмест­ные педагогические советы, лектории.

Во всем мире родителей учат быть воспитателями. В США и Европе это делают в основном специальные работники, чаще всего психологи. В России обучение родителей входит в обязан­ности учителей, классных руководителей. Школьная админист­рация организует выступления врачей, психологов и других специалистов. Учителя также должны выступать с лекциями, беседами по вопросам воспитания и развития детей, проводить конференции, семинары, дискуссии с целью обучения родителей. Это требует специальных знаний, профессиональных умений, определенных психосоциальных качеств. Следует признать, что учителя без специальной подготовки не могут делать это эффек­тивно. Поэтому целесообразно готовить специалистов по работе с родителями по примеру западных стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.