Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика. ют мизансцены автора, предложенные им перемещения и физиче­ские действия




Заказ № 1775

Театр и педагогика

ют мизансцены автора, предложенные им перемещения и физиче­ские действия. Это другой прием, нежели просто читка, это факти­чески скрытая разведка телом. Я говорю, читайте слова. Актер читает. Но тут ведь он должен поеживаться от холода. Я говорю, читайте слова и поеживайтесь. Это, правда, не этюдный метод, но это, может быть, как раз прием физических действий. Итак, читать, выполняя ремарки пространства и физических действий, ходить, сидеть, нить молоко и т. д. Правда, «Двое на качелях» — это очень специфическая пьеса. Она с очень подробными авторскими, а фак­тически режиссерскими ремарками. Поэтому и оказался уместен метод читки с выполнением физических действий.

Во время работы над спектаклем «Двое на качелях» меня все время мысленно сопровождало и, надеюсь, питало творчество А. В. Эфроса. Я пытался соотносить с ним свой творческий и мето­дический опыт, пытался определить, какую бы в данном случае он применил методику. Вот, например, его умение работать над спек­таклем, предварительно письменно воссоздавая его — сцепу за сце­ной. Подражая А.В., я записал возможное начало нашего спектак­ля — семь начальных эпизодов.

1. Мы слышим в музыке нечто упругое, волевое, действенное, ак­тивное и т. д. Мы видим резкие определенные цветакрасный, си­ний, зеленый.

2. Слева выходит на сцену волевой человек. Но оказывается, что это лишь первое впечатление, будто он волевой. Он остановился растерянно и посмотрел перед собой довольно просительно, жалоб­но и недоуменно. Потом вроде бы опять воля, но затем топчется... вот снова воля — и снова растерянность... Он входит к себе в каморку, достает телефонную книгу, звонит... Не дозвонился, но до­волен собой: ведь он позвонил, совершил маленький поступок. Он до­стает свой залежавшийся выходной костюм, расправляет его и че­рез некоторое время звонит по телефону снова, уже более уверенно.

3. Когда он звонил в первый раз, справа как раз входила в свою квартиру девушка: «Сейчас, сейчас»,приговаривала она, но не успела. Огорчилась, но быстро пережила это маленькое огорчение, и вот уже включила музыку для настроения, переоделась, пошла на кухню.

4. На третий раз молодой человек дозвонился. Представляется. Пытается в разговоре быть легким, раскованным. Он, видите ли, хочет взять у нее ледник, о котором услышал от нее вчера на вече­ринке. Но, увы, ледника уже нет, — девушка уже отдала его. Моло­дой человек не находит продолжения разговора, и вешает трубку.

5. Она тоже обескуражена — вышло нелюбезно с ее стороны.

6. Его настроение меняется, он зол на нее, на себя, он даже взбе­шен — элементарно не смог познакомиться с женщиной. Но все же виновата,считает он, — именно она, тупая, прямолинейная, решила, будто ему и вправду нужен этот дурацкий ледник. Он злоб­но звонит ей еще раз, злобно молчит, а потом грубит и бросает трубку.

7. Однако она уже вступила в игру: она узнает у подруги его те­лефон, звонит сама... Теперь уже она настраивается на особый, как ей кажется, удачный, кокетливый тон, но ему теперь подавай про­стоту и естественность. Не вышло... Она прерывает разговор.

8. Но уже завязалось. Он звонит ей и искренне, подчеркнуто иск­ренне предлагает вместе пообедать и пойти в театр. Она, чуть потянув, соглашается...

Перечитал. Коряво, и все не так человечно, как у автора.

...Полезно сравнивать себя с А. В. Эфросом... Кстати, нечто по­хожее на Эфроса в смысле режиссерской детализации во время подготовки к спектаклю делал, как помнится, и Марк Захаров: он писал режиссерские сценарии каждой сцены. Педагогика педагоги­кой, но готовиться к репетициям надо очень тщательно. Утвержде­ние, что, мол, все основное делается режиссером на репетиции, — ведь полемическое, а я в это от долгого собственного повторения сам поверил. Какая чепуха! Вот они издержки этюдного метода.

...А какое все-таки внутреннее действие у Гитель в первом акте? Постигать нового знакомого? Постигать нового мужчину? Увлечь его скорее в постель? Избегать любви? Искать любовь? Помогать человеку?

...30 марта. Успеть дойти до конца пьесы, но не головой, а чувст­венно. Актеры должны получить зарядку телу, впрочем, и слова они должны учить. Это даст им уверенность. Но пусть им дает уве­ренность и реальная физическая жизнь.

...Ура этюдному методу! Его победа! Я предложил актерам сыг­рать сцену неподробио, почти тезисно, но, не заглядывая в тетрад­ки. Сыграли убогонько, куце, сокращенно, и все же получился жи­вой кусочек. Взволновали даже своей беспомощностью. И после этого сели читать текст очень жадно, а потом естественно сами вы­шли на живую пробу, на пробу кульминации, сами стали на ноги и, Саша (новый исполнитель Джерри) сказал, что ему нравится рабо­тать этюдным методом. Лена стала читать по тетрадке, а я подошел и отобрал у нее тетрадку. Буквально осуществил один из главных принципов этюдного метода — отнять текст. И стало интересно. И на следующей репетиции тоже сработал этюдный метод, срабо­тал сильно...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.