ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (РАТИХИЙ) (1 571 -1 635), немецкий педагог, сенсуалист
Биографические сведения и основные работы
Общие педагогические идеи
Дидактические принципы
Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию.
Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию.
Занимался вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам.
Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики.
Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников.
Дидактические идеи носили в целом материалистическийхарактер.
Считал, что разум ребенка — чистая доска,на которой можно написать то, что необходимо.
Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений.
В обучении необходимо опираться на индукциюи опыт.
Подчеркивалнеобходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.
Был поборником звукового методаобучения грамоте на родном языке.
Стремился к распространению школ для народа.Ратовал за начальное обучение на родном языке.
Основа обучения — религия,но выступал против монопольного права церкви открывать школы.
Много внимания уделял методическойи дидактическойподготовке учителей.
Учителямдолжно быть обеспечено хорошеематериальное и общественное положение.Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей.
Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;
2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи;
3)следует постоянно использовать повторение;
4) обучение должно вестись без принуждения;
5)заучиватьученики должны только то, ими понято;
6) в обучении следует идти от частного к общему.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Истоки формирования мировоззрения
Цель воспитания
Где осуществляется воспитание?
Чему учить детей в школах?
Как учить?
Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость.
Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе.
Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.
Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.
Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:
1 ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;
2 ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность);
3 ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж дениям;
4 ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.
Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.
Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО
Основные
Основные идеи
Нравственное
Умствен-
Значение
произве-
воспитание
ное воспи-
дения
тание
Открытая
Всеобщее обучение— в школах родного языка дол-
4 добродетели
Умствен-
1. Оказал огром-
дверь язы-
жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и
нравственного
ное воспи-
ное влияние на
ков всех
бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах.
воспитания:
тание—
развитие педаго-
наук;
Классно-урочная система.
1) мудрость,
это позна-
гической мысли и
Идеи дисциплины,без которой не может быть хо-
2) умеренность,
ние себя и
школы во всем
Великая
рошо организованной школы.
3) мужество,
окружаю-
мире.
дидактика;
Понятие школьного года,введение четвертей, ка-
4) справедливость.
щего мира.
Всеобщий
никул, организация учебных занятий, четкое распре-
Во всем со-
2- Написал
совет об
деление содержания всех видов школьной работы
Мудрость является
образуется
большое количе-
исправле-
по годам, месяцам и дням обучения, классы с по-
руководительницей
с приро
ство учебников,
нии
стоянным составом учеников, учебный год со стро-
добродетельной
дой
явившихся
человечес-
го фиксированным началом и концом.
жизни. Нужно разви-
Обязатель
образцом для
ких дел;
Дидактические принципы:
вать: скромность,
создания учебни-
1. Правильное воспитание должно сообразовывать-
послушание, благо-
ное изучение
ков во всем мире.
Мир
ся с природой — природосообразность.
желательность к
чувственно
2. Последовательность преподавания предметов.
другим людям,
• грамма-
3. Выдвинул много
восприни-
3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле-
опрятность, аккурат-
тики,
прогрессивных
маемых
ний, примеров.
ность, вежливость,
дидактических
вещей в
4. Систематичность обучения — не делать скачков в
почтительность к
• физики,
идей,принципов и
картинках;
обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па-
старикам, трудолюбие.
• МаТеМа-
правил организации учебной
Материнс-
мяти того, что не понято рассудком.
тики,
работы.
кая школа;
6. Посильность — учитывать возможности учащихся.
Средства нрав-
• ЭТИКИ,
Законы
7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед.
ственного воспитания:
• диалекти-
4.Разработал тео-ретические
хорошо организо-
ванной
Учитель:
должность учителя «настолько превосходна, как ни-
1) пример родителей, учителей,товари-
ки, • риторики.
основы классно-урочной системы
школы
какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче-
щей;
и организации
ШКОЛЫ.
ников благим примером», быть честным, деятель-
2) наставления,
школы.
ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич-
беседы;
5. Разработал
но любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление