КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертая вологда 1 страница
Шалимов В.Т. (Из кн. "Четвертая Вологда") Наша формула такая: сначала жертва, а потом право на советы. Личный успех — все мы ценили в грош. Именно потому, что мы жертвы, мы не считаем нужным подчиняться. Восьмой ребенок в семье, я, родившийся в 1907 году, не был ребенком, для которого отец ломал бы голову. Правила чтения, поведения, учения были выработаны, наверное, давно, и только я попал под автоматически действующий механизм семейных ограничений, запретов и правил. У отца был один педагогический принцип: принцип первотворе-ния, первоначального толчка от бога, толчка от отца, и на этот толчок ребенок должен был откликнуться всей своей натурой, умом. Отец должен был только сказать о том, что хорошо, что плохо, и не повторять сказанного. Те железные рамки нарочитой духовной свободы, в которые втискивал отец юные души своих сыновей, не имели ни единого исключения. Подход, план жизни, ежедневные советы были для всех одинаковы — делились только по признаку пола: к дочерям несколько менялись требования. Жизнь каждого была запрограммирована от рождения, и неудачи были лишь неполадками из-за внешних причин, нарушивших внутреннюю гармонию отцовского замысла. Забегающих вперед, по его правилам, следовало осаживать, отстающих — подгонять — советом, примером собственной жизни, щипком. Я вспоминаю одну из самых деликатных проблем юности, проблему, которой не найдено решения и сейчас — все законодательные решения были отступлением от бешеного бега утопизма, фаланги Фурье, царства Сен-Симона, в которых я принял самое горячее личное участие позднее. Эта проблема не состояла в педагогическом кодексе отца. По его мысли, все тут надо предоставлять самой природе. Природа покажет верное решение. Если у нас в семье говорили с детьми взрослым языком о взрослых вещах, то советы на тему полового воспитания вовсе были исключены. Ни отец, ни мать, ни братья, ни сестры никакой разъяснительной работы, хотя бы в классическом плане тычинок и пестиков, не вели. Может быть, ждали моих вопросов? Вопросов я не задавал. Для того, чтобы все вести в соответствующем плане практической позитивной философии, чтобы оборвать мои книжные грезы, шепот дневной и ночной — меня заставляли водить на случку коз... <...> В самые последние школьные годы — зимы 1921—1922 и 1922— 1923 — я несколько разошелся со своей постоянной школьной компанией. У меня появилась другая жизнь, где драматический кружок, школьные дела по Дальтон-плану отошли на второй план. В этой школьной компании не было любителей книг, и жажда чтения раздирала меня. Я оставался секретарем драматического кружка — кружка человек из двухсот, сам был организатором, собирал культурные силы в тогдашней Вологде, делал всяческие доклады в школе — о Глюке, о Бальмонте, находил время и учиться с той же уверенностью, что и раньше, находил время на работу дома или для дома. Но настоящей моей привязанностью, определявшей все мое поведение, было чтение книг вместе со своим новым школьным товарищем Сережей Воропановым, головастым крепышом, с которым нас свела беззаветная страсть к чтению. И не только чтению. Сережа Во-ропанов понял истинный смысл игры в фантики, и сам отдался этой игре с увлечением. Мы отыгрывали роман за романом — в полном беззвучии. Здесь же мы отработали и Мережковского — не его трилогию, а его публицистику. Здесь же впервые прочел я "То, чего не было" Савинкова, прочел Куна и — всего Шекспира, Достоевского, Толстого. Читал или перечитывал все подряд от "Божественной комедии" до капитана Марриэтта — и давал всему свои оценки. Мы вдвоем переворачивали все библиотеки Вологды. Сережа читал помедленнее, но тоже неутолимо и жадно. Сережа в 1923 году поступил в Лесной институт, кажется. Мое знакомство с ним, дружба, душевное согласие были более бескорыстны, чем любое мое знакомство в юности.. Жизнь моя сложилась так, что я никогда не искал старых товарищей, и не потому, что боялся разочароваться, а потому, что меня всегда занимали новые мысли, новые события. Я не верю в пользу возобновления старых знакомств. — Да, — думал я, четырнадцатилетний мальчуган, слушая, как отец упрекает мать за ее культурную отсталость, за ее "печные горшки", мать, знавшую наизусть Пушкина и Лермонтова — поэтов, не нужных, по его мнению, для житейского успеха, в отличие от кумира русской провинции Некрасова, — слушая, как он поучает сестру в вопросах семейного счастья, ссылаясь на свой пример. Я думал так: "Да, я буду жить, но только не так, как жил ты, а прямо противоположно твоему совету. Ты верил в бога — я в него верить не буду, давно не верю и никогда не научусь. Ты любишь общественную деятельность, я ею заниматься не буду, а если и буду, то совсем в другой форме. Ты веришь в успех, в карьеру — я карьеру делать не буду — безымянным умру где-нибудь в Восточной Сибири. Ты любишь хорошо одеваться, я буду ходить в тряпках, в грош не поставлю казенное жалованье. Ты жил на подачки, я их принимать не буду. Ты хотел, чтобы я сделался общественным деятелем, я буду только опровергателем. Ты любил передвижников, а я их буду ненавидеть. Ты ненавидел бескорыстную любовь к книге, я буду любить книги беззаветно. Ты хотел 257 9 Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. заводить полезные знакомства, я их заводить не буду. Ты ненавидел стихи, я их буду любить. Все будет делаться наоборот. И если ты сейчас хвалишься своим семейным счастьем, то я буду агитировать за фалангу Фурье, где детей воспитывает государство, и ребенок не попадает в руки такого самодура, как ты. Ты хочешь известности, я предпочитаю погибнуть в люОом болоте. Ты любишь хозяйство, я его любить не буду. Ты хочешь, чтобы я стал охотником, я в руки не возьму ружья, не зарежу ни одного животного". ПРОЧИТАЙТЕ! ЭТО ИНТЕРЕСНО ОТ КУЛЬТУРЫ ПОЛЕЗНОСТИ К КУЛЬТУРЕ ДОСТОИНСТВА (О кн.: А.Г. Асмолова "Наперекор оппозиции души") Таким вектором можно определить большинство публикаций последних лет известного психолога А.Г. Асмолова. Не составила исключения и новая его книжка. Чтобы преодолевать тоталитарную культуру полезности, необходимо определить ее черты. Эта культура породила то, что называется теперь советской душой или душой "гомо советикус". А.Г. Ас-молов отмечает такие ее особенности, как образ отца, овеществленный во всевидящем непогрешимом центре, наличие образа врага, страх перед неопределенностью и бегство от личностного выбора в критических ситуациях. Отсюда — неприятие права на выбор у других. Эти типичные черты советской души оказались сильнее безличной экономики, и о нее разбились начинания реформаторов. Разбились и продолжают разбиваться — ведь психология людей, массовых движений по-прежнему не принимается в расчет архитекторами реформ. А.Г. Асмолов предлагает очень простую психологическую типологию политических партий: партии вопросов и партии ответов. Разумеется, нашему менталитету более соответствуют партии ответов — именно они, учитывая психологию "гомо советикус" обещали и продолжают обещать избавить население от неопределенности, уверяют, что имеют ответы на все вопросы. Выстраданное и мудрое предостережение А. Галича: "А бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!" — пока еще остается гласом вопиющего в пустыне, во всяком случае ряды его последователей не так быстро увеличиваются. И во многом потому, что партии вопросов, к которым А.Г. Асмолов относит все реформаторские партии, в своей пропагандистской деятельности не учитывают психологические особенности людей, их ожидания. Автор отмечает, по меньшей мере, три таких психологических барьера. Первый — это магические заклинания о рынке, который нам поможет. Но у наших людей нет представлений о рынке, только о базаре. И в глазах многих людей психология базара не выглядит привлекательной. Второй — восприятие демократических партий как партий власти, хотя они таковыми в действительности не были. Но коль скоро массовое сознание считало такие партии, в частности, "Выбор России", правящими, то им приходилось расплачиваться не только за свои грехи, но и за невыполненные обещания президента. 9« Третья политическая психологическая ошибка состояла в том, что для своих политических противников партии вопросов создавали ореол мучеников. Поскольку прошлые ошибки учат нас мало, автор делает пессимистический вывод о необратимости реформ. Еще одним основанием для подобного вывода становится аналогия выборов 12 декабря 1993 года с раскладом политических сил в Германии накануне рождения 3-го рейха. Тогда в Германии не получилось организации единого блока демократических сил, фашистская демагогия овладела общественным сознанием, была поддержана частью интеллигенции. Как тактические задачи фашистская партия ставила: латентный захват государственных должностей, проникновение в аппарат полиции и вооружение штурмовиков, создание общественных организаций, поддерживающих имидж фашистов, использование механизма прессы. Перечень задач впечатляет и очень многое напоминает, но, как мы видим, к психологам властные структуры прислушиваются мало, если прислушиваются вообще. Показательно, что в президентском совете психологу тоже места не нашлось. Тоталитарная культура стремится выбить такие духовные опоры людей, как духовная история и милосердие. Именно они создают и питают оппозицию души хотя и не столь заметную, как социальная или интеллектуальная, но не менее опасную для тоталитаризма. Как вернуть духовную историю и милосердие в сознание людей из многолетнего изгнания? Автор приводит данные, свидетельствующие о поиске доверия между органами образования и церковью. Тем не менее, хотя в главе и говорится о веротерпимости, а приведенная цитата из Д.С. Лихачева не оставляет никаких сомнений в том, что А.Г. Асмолов понимает веротерпимость как сосуществование различных конфессий, все же пока речь идет о поиске контактов с одной из них — русской православной церковью. Наверное, нельзя все сразу, и начинать дорогу к Храму надо с чего-то одного, но все же, все же... Тоталитарная культура воспроизводит себя через школу. Здесь действуют те же законы, что и в мире взрослых — тоже не поощряется индивидуальность, непохожесть, насаждается усредненность. Автор приводит данные социологов, которые называет кричащими: примерно 30% сверходаренных — как выяснилось, увы, потом — отчисляются за неуспеваемость; среди так называемых слабых учащихся — две трети одаренных детей (обладающих или общей одаренностью или способностями выше средних в той или иной области). Огромна доля одаренных среди детей асоциального поведения. И самое страшное: среди подростков, отстаивающих свою одаренность, в два раза больше процент самоубийств, нежели у свыкшихся с ролью среднего ученика. Где же выход? Как разорвать этот порочный круг, вырваться из него к культуре достоинства, где человек ценен сам по себе, потому что он человек? А.Г. Асмолов называет три основные проблемы, стоящие перед современной школой. Первая связана с тем, что принято называть организацией учебного процесса. Речь идет о том, что арифметическое увеличение предметов — путь тупиковый. Что бы мы ни преподавали, надо избавиться от социальной слепоты и увидеть, что функция образования — развитие личности, а не накачка ее информацией. По мнению автора, продуктивным является путь смысловой педагогики, где образование стоит в связи с общей культурой — именно к ней приобщается ученик. Стало быть — перспективен путь интегрирования школы и школьника в мировую культуру. Вторую проблему А.Г. Асмолов видит в избавлении от механизмов формирования усредненности, "среднего ученика". Некоторые шаги в этой сфере уже предпринимаются — запущены в жизнь три программы: "Творческое развитие личности", "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития", и "Социальная служба помощи детям и молодежи". Все три программы нацелены на раскрытие и пестование индивидуальных особенностей ребенка, на помощь его самоосуществлению в этом мире. И эти три программы задают необходимость школы в психологе. А.Г. Асмолов считает, что появление психолога в школе есть явление вариативности культуры. Из-за этой вариативности психолог в тоталитарном обществе выступал фигурой нежеланной. Ведь, выступая "мастером по неодинаковости", он открывал обществу глаза на ценность индивидуальности в культуре, на особенность каждого. Его роль в школе А.Г. Асмолов образно определяет так: превратить обыденную драму ученика в оптимистическую трагедию развития. И здесь встает третья проблема — проблема учителя. Взаимоотношения учителя и ученика автор определяет как отношения духовного наставничества. Они предполагают диалог, веру учителя в ученика, содействие. В самом деле, проблема одаренного ученика начинается с проблемы одаренного учителя. Пойдет ли наше общество по пути культуры полезности, где выживают, а не живут, считают и оценивают, а не понимают и прощают, или же по пути культуры достоинства, зависит во многом от того, каким станет образование России. КОГДА ЛАГЕРЬ СТАНОВИТСЯ ДОМОМ (О кн.: В. П. Бедерхановой "Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей)") Кто когда-либо работал в летнем лагере, тот знает, как трудно поддерживать интерес детей в течение смены. Особенно, если дети одни и те же на протяжении всех смен. Хорошо в "Орленке" — там дети, как правило, приезжают лишь единожды, вожатым легче удивлять своих питомцев, "быть интереснее кино", а вот как быть в обыкновенных лагерях, где отдыхают дети трудящихся какого-либо учреждения или завода? Чем их удивишь, если все уже было в прошлом году или в предыдущей смене? Дети телевизионной эры, они и в лагере получают свою порцию "полей чудес", брейн-рингов и им подобных игр и конкурсов, которые меняются в соответствии с новациями на телеэкране. И все равно ощущение такое, что все уже было. Между тем, практики ищут и находят свои собственные, неповторимые формы организации жизни, стиль отношений, набор дел. Если бы кто-то собрал по крупицам, изучил и описал этот бесценный опыт, какое богатство мы получили бы! Пока же литературы о летних лагерях крайне мало, до сих пор, как нам представляется, лучшими здесь остаются работы О.С. Газмана и В.Ф. Матвеева, особенно "Педагогика в пионерском лагере", а ведь она вышла в 1982 году. Поэтому каждая новая книга, посвященная летнему лагерю, встречается с интересом, заранее обречена стать раритетом. Не миновала сия судьба и книжку В.П. Бедерхановой "Летний дом", всего, правда, в 60 страниц, но несмотря на это, чрезвычайно содержательную и информативную. Ее пятитысячный тираж разошелся, конечно же, мгновенно, а содержание книги достойно быть воспроизведенным тиражом многократно большим. Хотя бы потому, что ее адрес несколько шире — помимо работников внешкольных учреждений книга окажется полезной работникам школ-интернатов, детских домов и других учреждений интернатного типа. Автор описывает собственный опыт создания вместе с коллегами летнего дома в поселке Криница Краснодарского края в течение двух лет (1991—1992). Этому названию предшествовали другие: лагерь, оздоровительная база, детская деревня. "Менялись названия, но неизменной была наша позиция, — пишет В.П. Бедерханова, — строить этот самый дом от ребенка. Ребенок, человек — лежит в основе гуманистического подхода к воспитанию, когда не ребенок для школы, лагеря, государства, а школа, лагерь, государство — для ребенка". Ведущая концептуальная идея работы — самоопределение ребенка в ситуации выбора. Педагог помогает этот выбор сделать, для чего работает с целями каждого ребенка. Цели педагога не вносятся извне, а вырабатываются, уточняются, формулируются совместно с ребятами. В таком случае педагог не становится единственным держателем истины, что представляется совершенно справедливым в условиях, когда возникает объективная необходимость готовить подрастающее поколение "к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений" (И.С. Кон). Основой жизни коллектива становится договор. Именно в нем реализуется субъектная позиция ребенка — он становится субъектом выработки норм и требований совместной жизни. И те "нельзя" и всякие ограничения исходят уже изнутри, от самих детей — ведь свобода каждого кончается там, где она посягает на свободу друго- го. Самоутверждаться можно и нужно, но не за счет других. Идея свободы — одна из ведущих в концепции летнего дома. Подлинное самоутверждение предполагает стремление человека к "свободе для" в отличие от "свободы от". Автор сознает, что сегодня свободную личность приходится выращивать педагогу, который внутренне не свободен, и не скрывает, что среди педагогов, особенно молодых, довольно скоро обнаружились сторонники "сильной руки" и "твердого порядка" — не всем по плечу бремя свободы, ибо не все готовы к риску и ответственности. Поэтому необходима такая организация жизни, которая заставляла бы и каждого взрослого жить в режиме самоопределения и соответственно — личной ответственности за свой выбор. "Взрослый вместе с ребенком учится быть свободным — иного не дано". Педагоги работают в двух блоках: первый — защиты и заботы и второй — развития. Развитие происходит в процессе проживания, т.е. погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов; общения; разнообразной деятельности. Автор настаивает на термине "педагогика проживания", ориентированной на те педагогические учреждения, где дети в первую очередь живут, а уж потом занимаются всем остальным. Здесь на первом месте — общение, образ жизни в отличие от педагогики мероприятий, требующей определенных действий и дел для получения заранее намеченных результатов. От педагога здесь требуется прежде всего высокая культура общения, способность взаимодействовать с детьми, причем, не в массовом мероприятии, а в малой группе, в реальных условиях повседневного существования. Однако малая группа не может обеспечить все потребности детей, удовлетворить их разносторонние интересы. Поэтому помимо малых групп, построенных по принципу семьи, появляется набор разнообразных объединений — "мастерских", как одновозрастных, так и разновозрастных — на выбор. "Мастерская — это не просто кружок. Задача мастера состоит в том, чтобы на определенном материале (это может быть обучение основам менеджмента, ораторское искусство, мастерская фалеристики и пасьянса, салон красоты, творческие игры и пр. — автор кратко характеризует 44 мастерские, работавшие в летней деревне) развить в каждом ребенке любознательность, пробудить охоту к самопознанию и жажду самоусовершенствования". Набор мастерских велик, поэтому детей в них понемногу, и есть возможность индивидуальной работы с каждым. Автор предлагает отказаться от взглядов на лагерь только как на систему жизнеобеспечения, физического оздоровления детей или как на идеологическую структуру и видит в нем уникальную систему развития ребенка, поле для его физического и духовного саморазвития, гражданской активности, самовоспитания, систему, непосредственно связанную с семейным воспитанием прежде всего, хотя, конечно, и со школой и внешкольными формированиями. Последнее чрезвычайно важно, поскольку ребенок появляется в лагере не из вакуума, там не начинается и не заканчивается его воспитание — поэтому лагерь должен искать свое место в формирова- нии личности — не за кого-то или вместо кого-то работать, а выполнять свое назначение. Помочь осмыслить это назначение в сегодняшних условиях, прямо скажем нелегких с любой точки зрения, нащупать и обозначить пути реализации воспитательного потенциала лагеря как летнего дома, т.е. структуры близкой к семье, — способствует книжка В.П. Бедерхановой. О ПРОБЛЕМАХ ДЕТЕЙ РОССИИ — С ТРЕВОГОЙ И БОЛЬЮ (О кн.: "Государство и дети: реальности России") Такого рода сборники полезны всем: и исследователям, и практикам, и администраторам, и преподавателям высшей школы. По его материалам можно определить приоритетные направления исследовательских интересов. Таковыми, судя по сборнику, являются вопросы, связанные с выживанием и защитой детей. Оснований для этого более чем достаточно. По данным, приведенным в материале зам. министра здравоохранения и медицинской промышленности Н.Н. Ваганова, заболеваемость беременных женщин возросла в 2,5 раза. "А это очень чуткий барометр общего неблагополучия в обществе, потому что беременная женщина, так же, как и новорожденный ребенок — чувствительный организм, реагирующий на все". Заболеваемость новорожденных детей возросла тоже в 2,5 раза. "А это ведь стартовая позиция, с нее начинаются все остальные неблагоприятные последствия от этого периода новорожденное™". Каждый участник конференции затрагивает, как правило, какую-то одну проблему, но представленные все вместе (всего 94 материала) они создают удручающую картину общего неблагополучия, побуждают интенсивно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Только несколько фактов. "У нас резко возросла частота юношеских беременностей, частота абортов и заболеваний, передаваемых половым путем". Опасность состоит в том, что если сейчас 60% наших школьниц-старшеклассниц живут половой жизнью, то через два-три года их число составит 100% (И.И. Гузов). "Беспризорность детей, отсутствие условий для раннего развития, белковая и витаминная недостаточность становятся острой социальной проблемой села" (М.П. Гурьянова). "Доказано, что у школьников физико-математических классов, лицеев, колледжей чаще, чем у учащихся других предметных ориентаций, представлена совокупность реакций, отражающих неблагоприятное функциональное состояние организма" (Г.В. Бородкина). "Каждый десятый воспитанник детского дома и школы-интерната для детей-сирот заканчивает жизнь самоубийством. Каждый третий попадает на скамью подсудимых, каждый второй — бомж" (М.Н. Ла-зутова). "Исследования Института возрастной физиологии свидетельствуют, что у значительной части детей 7—9 лет (60% опрошенных) не имеющих реального опыта применения наркотических средств, сформированы соответствующие установочные компоненты. Они в дальнейшем могут побуждать обращение к наркотикам. 43% детей уже использовали наркогенные вещества (алкоголь, никотин), у 27% их использование носит систематический характер" (А.Г. Макеева, Л. П. Николаева). Среди новых, несомненно тревожных явлений в сборнике называются такие как децелерация — замедление роста и развития детей (А.М. Панов); "мальчишеская проституция и страшное развитие гомосексуализма" (Р.А. Быков); резкое увеличение количества детей группы риска. Это дети, которые живут в школе в ситуации постоянного неуспеха, чувствующие себя изгоями в школе. Чаще всего это дети с нарушенной мотивацией к обучению и с тенденцией или проявлениями асоциального поведения" (О.Н. Усанова). Однако авторы сборника не только ставят диагноз неблагополучия, но пытаются наметить конструктивные пути развития систем образования и воспитания, путей гармонизации развития ребенка. Л.П. Буева, отметив сегодняшнюю перевернутость системы отношений между целью и средствами, ведет речь о нравственных основаниях свободы. "Вне проработанных культурных форм, вне внутренних личностных структур ответственности, при отсутствии и ослаблении внешних форм, на которых базируется ответственность, свобода обращается в своеволие и беспредел'. "Свободе нужно учить, — считает Л.П. Буева, — ее развитие должно идти постепенно при обязательной проработке внутренней способности растущей личности к саморегуляции". (Как тут не вспомнить герценовскую мысль о том, что нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождена изнутри.) В этой связи представляют интерес размышления И.М. Ильинского о взаимосвязи демократии и воспитания: "Демократия особенно заинтересована в воспитании, ибо только с помощью воспитания тоталитарное сознание и мышление могут быть замещены демократическими, только при этом условии возможно функционирование нарождающихся демократических институтов". Если отношение властей к воспитанию, которое мы все ежедневно ощущаем, назвать заинтересованным (а в Законе РФ об образовании эта сфера провозглашена приоритетной), то что же тогда назвать безразличием, равнодушием? Или сегодняшние власти и демократия — "две вещи несовместные"? И.М. Ильинский определяет демократию как "разнообразие общественных группировок, идеологический, политический и организационный плюрализм, баланс целей и интересов различных слоев, групп, партий и движений, это форма проявления и образ жизни, которые могут утвердиться только через длительное и последовательное образование и воспитание в духе демократии". Лейтмотивом сборника проходит мысль Л.П. Буевой (многими она как бы нащупывается) о необходимости нравственного противосто- яния катастрофизму, критическим моментам бытия. Нельзя адаптироваться к катастрофизму, его надо преодолевать и ему следует учить противостоять. Особенно остро эта мысль звучит в материалах, посвященных деструктивной деятельности религиозных сект типа "АУМ Синрике", "Белое братство", "Богородичный центр" и др. У молодых людей, вовлеченных в эти секты, отмечаются психические нарушения (Ю.Н. Полищук). Многие приверженцы этих сект и вообще новых религиозных движений отмечают формализацию и бюрократизацию образовательного процесса, снижение авторитета знаний, духовности в стенах учебных заведений любого уровня. Ни школа, ни вузы не смогли дать молодым людям полноценных, убедительных ответов на встающие перед ними важнейшие жизненные вопросы: "Кто я?"; "Зачем я?"; "В чем моя ответственность перед обществом?"; "Что ожидает меня после смерти?" (И.Я. Канторов). В связи с этим остро встает вопрос о современных формах такого религиозно-нравственного просвещения, которое бы способствовало выработке иммунитета против фундаментализма в любой религии. Есть в сборнике и вполне конкретные рекомендации, в частности, по совершенствованию режима дня и школьного расписания в соответствии с ритмобиологическими закономерностями организма. В отличие от взрослых людей, у которых обнаружено три био-ритмологических типа (жаворонки, совы и голуби) у детей выделено шесть: утренний, дневной, вечерний, утренне-вечерний, дневно-ве-черний и аритмический типы. Оказалось, что в начале недели (вторник) преобладают вечерний, дневно-вечерний и дневной. Это свидетельствует о внешнем десинхрозе большинства школьников младшего возраста и подростков: состояние их вегетативных функций, особенно умственная работоспособность резко повышена днем и вечером, в то время как интенсивность школьной нагрузки падает на первую половину дня. Однако к четвергу и пятнице количество детей с вечерним и дневно-вечерним типами (самыми неблагоприятными) чаще всего уменьшается в 2—3 раза, а число детей с утренним типом увеличивается. Стало быть, к концу учебной недели наблюдается синхронизация типа их ритма с учебной нагрузкой. Но на следующей неделе все повторяется вновь. Исследователи хронобиологических аспектов здоровья, развития и воспитания ребенка из Института возрастной физиологии предлагают учитывать полученные ими данные при организации режима дня школьников. Почти все авторы в качестве мер совершенствования педагогического процесса предлагают разработку соответствующих законов и нормативных актов. Против этого возражать не приходится. Законодательная база, конечно же, необходима. Однако едва ли стоит уповать только на нее. Достаточно привести первый параграф Закона РФ об образовании о приоритетности сферы образования, который никогда не был реализован. Попытка управлять страной с помощью заведомо невыполнимых уголовно-правовых актов ни к чему хорошему не приведет. В материале Г.М. Миньковского приводится такой поучительный пример. В России совершается около 200— 250 миллионов покупок продуктов и вещей в день. Примерно 30— 40% из них связано с обманом покупателей, который уголовно наказуем. Возьмем не 40, а хотя бы один процент. Тогда в день надо возбуждать 2—2,5 миллиона уголовных дел. Ну разве это мыслимо?! Подобными бездушными и непроработанными законами население приучается к тому, что на законы можно не обращать внимания. А бездействующий закон хуже отсутствия закона, ибо порождает правовой нигилизм. Поэтому при изобилии предложений о новых законах необходима их экспертиза на исполнимость. Материалы сборника, конечно же, не равноценны, но несомненно то, что каждый читатель найдет в нем созвучные его настроению и поискам мысли, суждения, рекомендации, просто полезную информацию. ТРУДНЫЕ ДЕТИ (О кн.: Э. Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума") Книга адресована родителям и в форме доверительных бесед-размышлений анализирует наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье. Без использования специальных терминов, избегая наукообразности Эда Ле Шан, которая известна в США как телеконсультант по семейным проблемам, находит очень точную интонацию, не стремясь как-либо возвыситься над собеседником и не стараясь "присесть на корточки".
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |