КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертая вологда 2 страница
"...Существуют дети, которые могут иногда раздражать своих родителей и часто утомлять их, но никогда не сводят их с ума. Одна из моих основных жизненных целей, — пишет Эда Ле Шан, — увеличить число подобных семей!" В каких же случаях дети сводят нас с ума? "Это часто происходит, когда дети совершают такие поступки, которые родители не позволяли нам делать в детстве. Прежде всего нас сводят с ума дети, которые не так задавлены и закрепощены". "Второй вид поведения,' с которым мы не можем спокойно мириться, начинается тогда, когда наши дети отказываются делать то, что мы безотказно выполняли, когда были детьми". "Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым.результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя получения одобрения и любви. В глубине души мы чувствуем себя крайне порочными существами, не заслуживающими ничьей любви. Когда наши дети ведут себя в точности так же, как мы вели себя в их возрасте, — это сводит нас с ума". "Наконец, дети сводят нас с ума, когда они хотят, чтобы о них заботились так, как о нас никогда не заботились... Родители, не испытавшие любви в детстве, какими бы хорошими они ни старались быть, приходят в ярость, когда ребенок молит о любви. Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы". Получается, труднее назвать случаи, когда дети с ума нас не сводят. Автор рассматривает множество ситуаций, время от времени возникающих практически перед всеми родителями: когда ребенок врет, боится, грозится убежать, все время ноет, все отрицает, не спит, не хочет есть и многие другие. Читатели, конечно же, задумаются, почему в число десяти самых важных вещей, которым родители могут научить маленького ребенка, включено следующее: любить себя; интерпретировать поведение; общаться с помощью слов; понимать различие между мыслями и действиями; интересоваться и задавать вопросы; понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов; не бояться неудач — необходимое условие взросления; доверять взрослым; думать самому; знать, в чем можно полагаться на взрослого. Из множества тем, затронутых в книге, назовем лишь несколько, чтобы показать достаточно необычный для нашей литературы подобного рода подход, заявленный уже в самой их формулировке: "кто-то не хочет, чтобы его обнимали"; "хорошо или плохо шлепать детей"; "как много можно рассказать ребенку"; "потребность в при-ватности"; "когда родительская любовь заходит слишком далеко". Для иллюстрации приведем фрагмент из главки "Как научить ребенка быть щедрым": "...Нередко обучение детей щедрости начинается с того, что им позволяют быть собственниками. Дети становятся щедрыми, только если они уверены, что взрослые уважают их право на собственность. Когда моя дочь была маленькой и к ней приходили другие дети, я обычно отводила ее в сторону и говорила: "Я знаю, что тебе очень не хочется, чтобы кто-нибудь играл с Пушком или новым поездом. Отбери свои любимые игрушки, и мы их спрячем на время'. Поскольку девочка знала, что я забочусь о ее чувствах и уважаю ее право на собственность, она была способна смягчиться. Зная, что ее любимые вещи в безопасности и принадлежат ей одной, она великодушно делилась своими кубиками, куклами и пластилином... Щедрость может быть воспитана только тогда, когда потребности любого, даже самого маленького, человека понимают и уважают. Если это не так, эгоизм разовьется обязательно. Наибольшей щедростью отличаются не те люди, которые материально обеспечены лучше других, а те, кто хорошо к себе относится, кто чувствует, что их любят и уважают... У всех нас есть такие вещи, которыми мы не хотим делиться с кем-нибудь другим. Я, например, никому не позволю пользоваться пишущей машинкой. Моя подруга не выносит, когда кто-нибудь просит у нее теннисную ракетку. Одна мать никак не могла понять, почему ее дочь так дорожит своей любимой куклой, до тех пор, пока сестра не попросила у ней самой дать ей в путешествие кашмирскую шаль. "Шаль была старой и не особенно дорогой, — рассказала она, — муж подарил мне ее в знак примирения, когда наш брак был под угрозой. С ней было слишком много связано. Когда после моего отказа сестра сказала, что я веду себя эгоистично, я неожиданно вспомнила, как часто я упрекала в этом дочь, когда она не позволяла никому играть с ее любимой куклой". В чем дополнительная, а, может, и главная! — прелесть этой книги? Учась вместе с Э. Ле Шан проникать в детскую психологию, понимать душу ребенка, мы начинаем понимать свою, находя достаточно убедительные объяснения тем своим ощущениям и переживаниям, как в детстве, так и в позднейшие годы, объяснить которые мы прежде не могли, а может, и не пытались. Мы начинаем объяснять поступки своих детей, да и свои собственные не примитивно однозначно, а многомерно, пытаясь учитывать или, по меньшей мере, иметь в виду множество факторов, разнообразие мотивов, множественность потребностей. ОБРАЗЦЫ ПРОШЛОГО (О кн.: О.С. Муравьевой "Как воспитывали русского дворянина") Эта книга увлекает сразу же, с первых строк. Чем? Как это ни странно, актуальностью и даже злободневностью темы. Точнее, ее интерпретацией. Дворянство, как известно, проявило в годы революции и после нее патриотизм, любовь к России, родному языку, верность долгу (его по-разному понимали, но в меру своего понимания оставались ему верны до последнего), умение принимать достойно удары судьбы, не роптать и опираться на свои силы. Рухнуло все, а нравственные устои дворян остались практически незыблемы (чего нельзя сказать, к примеру, об отсроченных результатах коммунистического воспитания). Другая причина злободневности: сегодня стало модно объявлять себя потомком дворянского рода, всячески афишировать причастность к российскому дворянству, теряя при этом чувство меры и реальности. И когда читаешь в книге фразу о том, что "непристойной считалась в хорошем обществе всякая открытая и нарочитая демонстрация богатства, дурным тоном — чванство и высокомерие", понимаешь: большинство новоявленных нуворишей, причисляющих себя к дворянам, не выдерживают этот не самый сложный тест. "Дворянское воспитание, — пишет О.С. Муравьева, — это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это прежде всего образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают". Для автора важны не столько теоретические предписания (а они, разумеется, были), сколько принципы, которые реализовались в живом общении. Отсюда обращение к мемуарам, письмам, дневникам. В той или иной степени автор анализирует воспитание в семьях Бестужевых и Л. Толстого, в Царскосельском лицее и Морском корпусе, обращается к трилогии Л.Н. Толстого и Н.М. Гарина-Михайловского (особенно к "Детству Темы"), мемуарам и дневникам Екатерины Мещерской, Софьи Ковалевской, М. Добужинского, Н. Давыдова, Т. Пассек, К. Кавелина. Многочисленные обращения к текстам Честерфильда и Бульвер-Литтона выглядят органично в книге о русском дворянстве, ибо оно в петровскую и послепетровскую эпохи сознательно стремилось усвоить европейские нормы этикета и быта. Воспитание русского дворянина было направлено не столько на раскрытие индивидуальности, неповторимости ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. Интересно, что к аналогичному выводу приходит и В.Д. Семенов, анализируя постулаты русской народной педагогики: народное воспитание воспроизводило типичного человека, родовые качества, необходимые для жизни среди людей, а нестандартному ребенку пробиться было трудно, почти невозможно. Об этом нелишне задуматься создателям так называемой русской школы — учитывать, по меньшей мере, что народное воспитание не ориентировалось на воспитание талантов. Какие же типичные свойства русского дворянства, передаваемые из поколения в поколение, отмечает автор? Прежде всего, это ответственность за происходящее в государстве. "Дворянству было решительно несвойственно то подчеркнуто негативное, брезгливое отношение к государственной службе, которым в той или иной мере бравировали все поколения русской интеллигенции". В дворянском кодексе чести традиционной была установка — думать об этическом значении поступка, а не о его практических последствиях. В книге отстаивается тезис "казаться, а не быть", которым руководствовались наставники дворянской молодежи. В его основе — безукоризненное умение владеть собой. Оно достигалось путем длительного и тщательного воспитания. Автор утверждает, что умение держать себя — из тех, что передается только из рук в руки, путем наблюдения и непроизвольного подражания. Считалось, что демонстрировать всем свое горе, слабость или смятение неприлично. Однако при всем внимании к хорошим манерам умные люди никогда не считали их чем-то самодостаточным. В основе всегда лежало уважительное и внимательное отношение к людям. Если человек умеет вести себя так, чтобы сделать свое общество как можно более приятным для окружающих, выражает свои чувства в сдержанной и корректной форме, это всегда приятнее, чем амико-шонство, несдержанность, вызывающая самореклама и самохарактеристика: вот я какой и другим быть для вас не собираюсь. При этом блестящим молодым людям из высшего света было свойственно то, что называлось "кураж" — храбрость с оттенком дерзости, уверенность в своем обаянии. Однако эти свойства сочетались с приветливостью, любезностью, сдержанностью. У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые остро вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне желавшей этот народ осчастливить. Дворяне жили среди народа и хорошо его знали, автор в этой связи обращается к справедливому замечанию Ю. Лотмана, который назвал эту способность без наигрыша, естественно быть своим и в светском салоне и с крестьянами на базаре — одним из вершинных проявлений русской культуры. (Никуда не денешься: вершинные проявления на могут быть массовыми!) Не обходит автор и такой момент, как терпимое отношение дворянства к физическим наказаниям. Известно, что детей за соответствующие поступки наказывали строго, в том числе розгами. Видимо, если строгость не воспринимается как произвол и насилие, она переносится легко и приносит свои плоды. Это предположение О.С. Муравьевой перекликается со взглядами современных педагогов (Э. Ле Шан, Аллан Фромм и др.). В книге приведена одна маленькая история, связанная с ситуацией весьма далекой от быта великосветских салонов, но тем не менее красноречиво свидетельствующая о сущности аристократизма. В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. "Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?!" Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи. ВОСПИТАНИЕ КОНВЕРТИРУЕМОГО ЧЕЛОВЕКА (О кн.: В.Д. Семенова "Социальная педагогика: история и современность") Книга В.Д. Семенова в сущности о том, как в России с начала прошлого века и до наших дней гуманистическая педагогика преодолевала прагматизм снизу и сверху и как постепенно на общенаучных принципах и технологиях складывается новая педагогика. Объект педагогической практики и ее цель автор видит в воспитании конвертируемого человека, то есть такого, который способен жить в современных жестких (и все более ужесточающихся) условиях и не терять человеческого облика. В книге сформулированы научные основы методической работы в микросреде, обеспечивающие воспитание такого человека. Это индивидуализация воспитательной работы (настолько, насколько возможно в современных условиях); это возрождение и восстановление памяти семьи, двора, нации, народа; это создание и развитие клубных форм объединения и деятельности людей. Автор рассматривает клуб — общение по интересам, свободное и добровольное — как основу самореализации школьника и, если брать шире, — как важнейшее средство и условие становления гражданского общества. Автор не просто декларирует эти идеи, но и сам следует им. Восстановлению исторической памяти посвящены замечательные страницы, где анализируется социально-педагогическая деятельность основоположников отечественной педагогики Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова и их последователей, творцов так называемой новой педагогики. Эта педагогика осознала себя на рубеже веков в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахте-рова, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского и многих других. В книге это созвездие названо, по аналогии с поэзией и философией того периода, — серебряным веком русской педагогики. Автор бережно относится к историческому наследию, предлагает не отбрасывать ничего из прошлого опыта, что может продуктивно работать сегодня. Показательны в этой связи страницы, посвященные народной педагогике. Пожалуй, впервые в научном издании сформулированы постулаты русской народной педагогики. Среди них: правовой нигилизм (закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло); стремление к воле в отличие от свободы (воля — свобода без границ, а свобода, как известно, осознанная необходимость); долготерпение (Бог терпел и нам велел); фатализм и вера в чудо, надежда на авось; вечная оппозиционность русского народа. Она в отсутствии третьего сословия. "Людям нечего терять, и они в вечной оппозиции", — записал Пушкин в дневнике мнение великого князя Михаила Павловича о постоянной возможности бунта в России. Автор приходит к выводу, что в начале века еще глубоко не изучали народную педагогику, внимание к ней пробудится позже. Пока же народное как единое национальное самосознание пробивается только в трудах гениев: Пушкина, Гоголя, Даля, — замечает В.Д. Семенов. Лишний повод задуматься ревнителям национальной стерильности, хотя здесь нет никакого противоречия: национальная культура наиболее полно и объемно осознается в сравнении с другими культурами. Видимо, есть определенная закономерность в том, что наиболее полно для своего времени русское осознавали немец Даль, украинец Гоголь, африканец (по выражению Маяковского) Пушкин. Дальнейшие исследования народного характера выявили обусловленность умственного развития русского народа его местом и образом жизни, огромными пространствами, буйством красок, спокойствием, величавостью природы. Еще одну особенность — целостность миросозерцания — отметил Энгельс, изучая Россию. Он обратил внимание на многозначность слова "мир" в русском языке: мир — покой в душе, мир — не война, мир — община, ее мнение (на миру и смерть красна), мир — Вселенная, космос. Отечественные ученые, в частности, А.Ф. Щапов увидели эту целостность как многоцветную мозаику: в народном сознании причудливо переплетались христианские постулаты и обряды на языческой основе. Интересны размышления В.Д. Семенова о доме, где воспитывался ребенок. Дом был наполнен различными оберегами от злых духов, нечисти, от сглаза. "Красный угол" был средоточием двоеверия — православные иконы украшались ритуальными полотенцами с языческим орнаментом. Домашняя утварь, украшенная изображениями давно забытых богов солнца, петухов как символов зари, окружала ребенка. Защищенность "оберегами" создавала у человека уверенность, что этот дом — его дом, и он в нем хозяин. Таким образом, взрослые создавали мир дома, в котором вырастал вольный человек, — делает вывод В.Д. Семенов. Хочется подчеркнуть мысль о доме как факторе оседлости, бытовой и нравственной. Чрезвычайно важно восстановить представление о доме как начале начал — в этом одна из задач социальной педагогики. В.Д. Семенов прослеживает развитие идей народной педагогики до наших дней. Он считает, что сегодня в чистом виде народной педагогики быть не может, ибо время наложило отпечаток на народные представления о воспитании детей в семье. Однако закономерности, на которых выстраивалась народная педагогика, сохранились, и их полезно знать, чтобы не нарушать по незнанию. По мнению автора, должно быть незыблемым: уважение к предкам и их могилам; воспитание детей в самой жизнедеятельности семьи, а не какими-то специальными средствами; взаимоуважение старших и младших; использование в воспитании фольклора, обычаев и других этнических средств; предоставление свободы выбора ребенку в рамках его компетенции (чтобы "не стоять над душой"). Наряду с народным воспитанием в книге анализируются и другие виды образования, складывавшиеся на протяжении XIX века в России: государственное, домашнее, общинное (земское), кроме религиозного, учебные заведения которого не рассматриваются автором. В.Д. Семенов формулирует три принципа социального воспитания, а, точнее говоря, дает им современное наполнение и интерпретацию. Это принцип природосообразности, сформулированный еще Я.А. Коменским и игнорируемый в дальнейшем. А. Дистервег был последним, кто использовал термин "природосообразность" в педагогических сочинениях. Природосообразность в обучении и воспитании, по мнению В.Д. Семенова, заключается в организации воспитательного процесса в соответствии с законами природы (ее ритмами, циклами, без надрыва, "вовремя* и "по силам"). Обучение должно проводиться в "зоне ближайшего развития" ребенка, но не выходя за пределы возрастных "сензитивных" периодов. И, наконец, возвышая потребности человека, педагог выводит воспитанника за пределы его "растительной" и "животной" жизни в жизнь духа: познания, творчества, к самоотдаче как источнику саморазвития. Второй принцип — культуросообразность — это диалог человека с культурой, накопленной человечеством, и развитие ее. Третий принцип — целостность жизни с воспитанием человека — обеспечивает преодоление человеком отчуждения от своей жизни, своих родных, своего труда, своих друзей, от своего клуба. Все эти принципы в единстве и каждый в отдельности составляют теоретическую основу социальной педагогики. Руководствуясь ими, автор обозначает направления практической работы социальных педагогов. А сверхзадача всей этой работы — помощь человеку в самореализации, чтобы он был готовым жить взрослым среди взрослых. Это как раз то, что автор называет конвертируемым человеком. Чему же следует его научить? Решать свои проблемы с детства, мириться со сверстниками, быть нужным людям, толерантности как высшему уровню интеллектуального развития и психики в целом. "Конвертируемый человек — это человек высокой сани-тарно-гигиенической культуры, здорового образа жизни, а потому он всегда собран и готов к решению сложных задач; он владеет несколькими иностранными языками, умеет общаться с людьми разных социальных слоев, на него можно положиться, а потому и на него спрос: он нужен людям!" В отличие от истматовской педагогики, охотно рисующей идеал человека, которого надлежит воспитать, но не показывающей как этого достичь, в книге В.Д. Семенова намечены и обозначены пути взаимодействия социального педагога, среды и подрастающих людей, ведущие к намеченным ориентирам, определены возможные подходы к проблеме педагогизации среды. Основой для выбора методических средств для автора является понимание среды как только того, что вошло в структуру личности человека, стало его личным и дорогим ему. Предложенный автором материал и уровень его осмысления дает основание считать работу В.Д. Семенова вкладом в развитие гуманистической педагогики, как строгой научной теории. Совершенно очевидно, что у одной группы читателей эта книга вызовет желание спорить, возражать, искать контраргументы (желательно такого же уровня доказательности и убедительности). Как очевидно и то, что многим исследователям и практикам работа В.Д. Семенова поможет утвердиться в собственных поисках, более основательно аргументировать свою позицию, даст толчок для творческого преобразования педагогической действительности. Вот только равнодушных читателей у этой книги скорее всего не будет. СЕКРЕТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (О кн.: А. Фромма "Азбука для родителей") Книг по семейному воспитанию появляется сейчас немало, и, к сожалению не все среди них хорошие. Хорошие — это, скорее всего, такие, рекомендации которых находятся в соответствии с последними научными данными (во всяком случае не противоречат им), где доступности изложения и высокой его информативности сопутствует краткость, лаконичность — ведь у родителей и так забот по горло, едва ли выкроишь время на толстый фолиант. А проблем действительно возникает множество. Что и как нужно делать, чтобы не избаловать детей? Как быть, когда ребенок говорит неправду? Может ли неправильное кормление развить у ребенка враждебность и угнетенность? Что делать, если ребенка трудно уложить спать днем? С какого возраста появляется у ребенка половой инстинкт? Что делать, если ребенок сосет большой палец или одеяло? Как отучить ребенка мастурбировать? Как бороться с детскими страхами? Как обеспечить контроль за мочевым пузырем? Как преодолеть у ребенка ревность к брату или сестре? Эти и множество других проблем освещает в своей азбуке для родителей известный американский педагог и психолог Аллан Фромм. Его азбуку отличают те признаки, которые свойственны хорошей научно-популярной книге. Сто статей на 280 страницах — получается в среднем по две страницы на статью. Высокая информативность достигается также за счет ссылок в конце каждой статьи на другие слова из азбуки. Например, после статьи "Комплекс вины" есть указание — См. также: Агрессивность, Дисциплина, Когда ребенок говорит неправду, Наказание, Неуверенность в себе, Плохие сны, Родители и дети. Если коротко определить кредо автора, то более всего здесь уместны слова: здравый смысл, доверие к природе ребенка и любовь. Разумеется, для Аллана Фромма это не только слова, а жизненные реалии, на которых держится вся его концепция воспитания детей. В жизни мы повседневно наблюдаем дефицит таких очевидных и простых, казалось бы, реалий. Разве не встечались вам молодые родители, которые, вычитав где-то, что не следует подходить к кровати ребенка, чтобы малыш прекратил плакать, ибо это ведет к избалованности, стойко выдерживали подобные рекомендации, хотя сердце обливалось кровью от душераздирающего плача. Или вечные истории с кормлением путем всевозможных отвлекающих манипуляций, укладывание спать, когда ребенок не хочет и противится... Аллан Фромм считает: главное наше усилие должно быть направлено на то, чтобы сделать ребенка счастливым, а не благовоспитанным. Ибо счастливое и привольное детство — лучший фундамент для закрепления прочного навыка самодисциплины. Помогать ребенку хотеть быть хорошим гораздо важнее, чем сделать его послушным. Автор старается в каждом конкретном случае объяснить, почему ребенок поступает определенным образом (не хочет есть, чего-то боится, плачет, ведет себя агрессивно и т.д.) Более того, он дает понять, как объяснить ребенку те или иные вещи. Однако не все надо объяснять. "Бесполезно, — считает А. Фромм, — объяснять малышу, что зубы надо чистить для предотвращения кариеса. Их надо чистить потому, что надо это делать. Как бы глупо ни звучала эта мысль, мы должны говорить детям: мы чистим зубы, потому что чистим, вот и все'. Вспомнился в связи с этим нравственный императив из фильма Ильи Авербаха "Чужие письма": "Почему нельзя читать чужие письма? Действительно, почему? Потому что нельзя. И все". Или еще одна острая проблема — отвергнутого ребенка (Паршивая овца, средний ребенок). Главный совет А. Фромма — не проводить никаких параллелей. Действительно, всегда из двух один по каким-то параметрам лучше другого. И родители допускают грубую ошибку, когда сравнивают. Вслух. Потому что не сравнивать они не могут. Это естественно. Но при этом вовсе необязательно сообщать свои наблюдения детям. "По тому, каким образом мы проявляем свою заботу о них, они понимают, принимаем мы их или отвергаем*. Так что воистину верен старый афоризм о том, что любовь скрыть невозможно. Как впрочем, и ее отсутствие. Любая имитация рано или поздно обнаруживается. Рекомендации американского профессора сформулированы вполне определенно без двусмысленностей. И тем не менее лишены императивности. Всего два примера. Из статьи "Мастурбация": "Все дети занимаются мастурбацией, и хорошо, что они это делают... Что бы ни говорили по этому поводу ханжи и старые девы, мастурбация не причиняет развитию ребенка никакого вреда — ни физического, ни морального". Из статьи "Подзатыльники": "Утешимся же сознанием, что шлепки не так уж вредны, если достаются детям нечасто и вознаграждаются нашей любовью в других ситуациях". И тут же следует перечень предостережений из шести пунктов, иллюстрирующих воспитательные ограничения телесных наказаний для формирования взаимоотношений детей и родителей, для развития детей, да и самих родителей. Таким образом, родителям дана информация о последствиях, а выбирать, что и как делать — им самим. Родители иногда слишком напрягаются для обеспечения режимных моментов: вовремя накормить, по часам уложить и т.д. Основной совет Аллана Фромма — стараться ничего не делать насильно. Ребенок попросит есть, если захочет, и будет спать, когда устанет. Если он плачет, значит испытывает дискомфорт — он же не может пока выразить свое беспокойство словами. Родительская азбука поможет своим читателям то небольшое количество времени, которое современные родители, особенно отцы, уделяют детям, сделать результативным в воспитательном отношении. Ведь гораздо важнее, — говорит А. Фромм, — то, что мы даем нашим детям, нежели то, сколько мы им даем. ПОЧЕМУ ЛГУТ ДЕТИ? (О кн.: П. Экмана "Почему дети лгут?") "Мой сын Билли солгал мне, а ведь ему всего пять лет. Нормально ли это?" "Джоанна лжет, когда говорит, что не курит марихуану. Я это знаю, но не могу доказать. Что мне делать?" "Мишель все время врет. Перестанет ли он, когда вырастет?" "Гита не рассказывает мне, что она делает во время свиданий. Она говорит, что это не мое дело, но ведь я имею право знать?! Я же хочу ей только добра". "Когда моя дочь обманывает меня, мне кажется, будто я делаю что-то такое, что вынуждает ее лгать". Этими вопросами, которые могут быть дополнены любым родителем или педагогом, открывается книга американского психолога Пола Экмана. Профессор Экман — всемирно известный специалист по проблемам лжи и человеческого общения, написал очень личную и искреннюю книгу. Он не боится признаться в том, что его обманул собственный тринадцатилетний сын, и в том, что обман сына повлек за собой ложь отца. Может быть, поэтому особое доверие вызывает глава, посвященная взгляду подростка на проблему лжи. Она как раз написана сыном Экмана, а еще две главы принадлежат перу жены Экмана, историку и адвокату. В этих главах обсуждается преимущественно правовая сторона вопроса (свидетельство ребенка в суде, ложь в обстоятельствах развода родителей и т.п.). Но эта личная, можно сказать, семейная книга одновременно и строго научная, поскольку авторы используют различные исследования лжи и жульничества, которых, кстати говоря, оказалось не так уж и много. Даны не только выводы этих исследований, но показан путь, каким получены приводимые результаты, описаны методики, приведена масса фактического документального материала. Итак, причины, по которым дети лгут, простираются от стремления избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Среди причин лжи обсуждаются такие, как страх унижения, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избежать стыда, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть, охрана личной жизни защита своей приватности. Хотя научный текст от газетного, к примеру, отличается отсутствием категоричности и сенсационности, все же некоторые выводы книги Экмана впечатляют своей определенностью. Например, что плохо адаптированные дети лгут в 2,5 раза больше, чем их нормальные сверстники. Или — мальчики, воспитывавшиеся в неполной или неблагополучной семье, лгали чаще. Важно и то, что наличие обоих родителей не помогало, если отношения в семье были плохими. Неблагополучные, несчастливые семьи ничем не отлича- лись от неполных и в плане детской лжи были значительно хуже семей, основанных на счастливом браке. Или такая информация к размышлению на тему — зачем нужны отцы: известно, что с возрастом все большее число ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных поступках. Выяснилось, что по мере возрастания влияния сверстников снижались положительные оценки отцов. Однако те ребята, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и о взрослых вообще, были не склонны следовать дурному примеру сверстников. Вот, кстати, один из ответов на вопрос, как можно родителям влиять на свободное общение своих отпрысков. Надо, чтобы дети уважали родителей и отца в первую очередь.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |