КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертая вологда 3 страница
Подробно на конкретных примерах обсуждается в книге и такой сакраментальный вопрос, как "бить или не бить?" Вывод вполне определенный и, прямо надо сказать, не обладающий признаками новизны; ни одно наказание не дает полной гарантии. Но, обратите внимание, как мягко и корректно формулируются выводы. "Вот несколько основных принципов, которые детскими терапевтами и учеными расцениваются как наиболее приемлемые: избегайте применять физические наказания; отделяйте наказание за ложь от наказания за скрываемый ложью поступок; чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его проступок может иметь для других людей, а не просто что он есть зло сам по себе; наказание должно быть соразмерно проступку". Надо полагать, каждому родителю есть что взять в свой педагогический арсенал. Поскольку дети будут лгать родителям, пока "смерть не разлучит их", как обоснованно заявляет в своей главке Том Экман, то родителям предстоит научиться хотя бы адекватно реагировать на разные виды лжи. Этому поможет книга Пола Экмана, где как раз и содержится глубокий анализ мотивов, побуждающих ребенка лгать, и те средства, использование которых может помочь ребенку стать правдивее. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ — ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА (О кн.: К. Г. Юнга "Конфликты детской души") Этот том основоположника психоанализа, вышедший в серии "История психологии в памятниках", посвящен проблемам воспитания. Он включает статьи, лекции, рецензии Карла Густава Юнга, так или иначе затрагивающие вопросы, связанные с воспитанием. В педагогических работах основателя аналитической психологии, развивавшем учение о коллективном бессознательном, в образах которого он видел источник общечеловеческой символики, со- временного читателя скорее всего заинтересуют его подходы к воспитанию вообще, решение Юнгом проблемы одаренных детей, взаимосвязь бессознательного родителей, их образа жизни с особенностями развития психики детей, а также подход Юнга к раннему половому просвещению детей. Опираясь на учение Зигмунда Фрейда, развивая его и полемизируя с ним, К.Г. Юнг утверждал, что у человека нет инстинкта, который не уравновешивался бы другим инстинктом. Поэтому несмотря на безусловно важное значение сексуальности, все же было бы ошибочно полагать, что все зависит от этого инстинкта. Сексуальный инстинкт, по мысли Юнга, является одним из многих и проявляется наряду с другими. Интересно в этой связи выдвинутое им предположение о наличии у человека религиозного инстинкта. Во всяком случае, идея представляется плодотворной для современных исследователей. Юнг не является приверженцем сексуального просвещения детей в школе, как, впрочем, и вообще какого-либо механического просвещения, общего для всех. Он последовательно проводит мысль об индивидуализации воспитательного влияния, предлагая следовать линии развития природы, а не мертвым предписаниям. Анализируя опыт полового просвещения маленьких детей (4— 5 лет), Юнг делает вывод, что оно детям не повредило, невозможно было заметить какого-либо дурного влияния знания половых вопросов на характер и мораль детей. Тем не менее Юнг приходит к мнению, что более раннее, чем обычно, откровенное объяснение разгружает детскую фантазию, тем самым препятствуя ее развитию. Это может стать препятствием для свободного развития мышления, которое, как известно, стремится фантазировать — "неотступно возводить свой мир". В итоге Юнг, разумеется, не советует родителям, а тем более воспитателям давать ложные объяснения, но и навязывание гипотезы, дающей верное объяснение, кажется ему мало полезным. "Ведь ее тупая ограниченность просто подавляла бы свободу в развитии мышления. Ребенок был бы втиснут в рамки конкретного понимания, что исключило бы дальнейшее развитие. Как биологическое, так и духовное имеет свои неприкосновенные права". Важным для психики ребенка Юнг считал образ жизни родителей, ибо на ребенка действуют факты, а не слова. Сильнее всего, как правило, воздействует на ребенка жизнь, которую не прожили его родители, и даже их предки. Он имеет в виду "такой отрезок времени жизни, от которого родители увильнули, и при возможности воспользовались для этого неким подобием святой лжи". "Пролетарские наклонности у потомков древних, благородных родов, преступные поползновения у детей добропорядочных людей, параличная или хроническая леность у потомков энергичных и пробивных родителей — все это не только моменты сознательного выбора непрожитой жизни, но и данные судьбой компенсации, функции природного этноса, который унижает возвысившееся и возвышает униженное". Против этого не поможет ни воспитание, ни психотерапия (!), ибо здесь мы сталкиваемся с безличной виной родителей, за которую ребенок должен расплачиваться столь же безлично. Согласно Юнгу, все, что в течение долгих лет существовало в душе, всегда в ней наличествует так или иначе, пусть даже спрятанное за комплексами, вызванными совершенно другими причинами. Возможность проникнуть в тайный внутренний мир человека, истолковать причины поведения, которое не поддается рациональному объяснению, дает анализ бессознательного. Оно проявляется, в частности, в сновидениях. Юнг называет педагогическую деятельность лечения посредством анализа сновидений величайшей благодатью. Даже если один-единственный процент населения мог бы убедиться в том, что негоже упрекать близких своих в тех недостатках, которыми страдаешь сам, — уже стоит этим заниматься. И что характерно для большого ученого, он тут же предостерегает от переоценки бессознательных воздействий, "ибо мы вообще не имеем права преувеличивать значение причин". Причины же, конечно, есть, но душа — не механизм, который строго закономерно реагирует на специфические стимулы, Несомненно, душа каждого человека есть и глубокая тайна, которую никто до конца разгадать не сможет. И, как видим, Юнг не преувеличивает здесь значения аналитической психологии, тактично определяя границы возможного вмешательства во внутренний мир других людей. Говоря о целенаправленном воздействии на личность, Юнг выделяет три типа воспитания: через пример, сознательное коллективное, и индивидуальное. Высказав мысль о том, что даже идеально коллективистские черты характера могут нанести вред индивидуальному своеобразию, если превышена некоторая предельная величина своеобразия. Юнг тем не менее считает, что коллективное воспитание неизбежно и его нельзя да и не нужно заменять никаким другим. Во-первых, потому что мы все живем в стихии коллективности и пользуемся коллективными нормами, а, во-вторых, индивидуальное своеобразие является чем-то бесценным далеко не всегда даже для самого индивида. К примеру, для детей с разнообразными психическими аномалиями, как наследственными, так и приобретенными, для избалованных и испорченных детей, с повышенной агрессивностью и т.п. Юнг считает коллективное воспитание несомненно полезным для таких детей, ибо оно смягчает и нивелирует подобные индивидуальные особенности, а для очень многих из них оно и совершенно достаточно. А индивидуальное воспитание необходимо всем тем, кто успешно сопротивляется коллективному и нуждается в индивидуальном подходе. Среди них, к примеру, слабоумные и невротики, дети с односторонними, либо своеобразными задатками. Казалось бы, одаренные дети так же нуждаются в индивидуальном воспитании. Однако Юнг совершенно определенно высказывается за то, чтобы такие дети воспитывались и обучались коллективно. Более того — он затрудняется ответить на вопрос, действительно ли воспитание особо одаренных детей в особых классах несет с собой какие-то преимущества. Весь пафос статьи о феномене одаренности направлен против селекции детей и выделения особо одаренных в отдельные классы. Каковы аргументы Юнга? Он полагает, что большей частью развитие одаренности оказывается несоразмерным степени зрелости личности в целом и зачастую складывается впечатление, что творческая личность выросла за счет гуманной. "Что такое в конечном счете великий ум при моральной неполноценности?" — для ответа на этот риторический вопрос Юнга у каждого из нас, видимо, найдется свой набор фактов и собственная их интерпретация. Мнение Юнга таково: даровитость сердца для общественного благополучия полезнее и ценнее, чем прочие дарования. Стало быть, опасно односторонне развивать даровитость ума, она вовсе не безусловная ценность, и становится ею лишь тогда, когда талант применяется с пользой для людей. Другой аргумент Юнга исходит из того, что одаренность не только компенсируется некоторой неполноценностью в другой области, но порой идет рука об руку даже с патологическим дефектом. Поэтому в особых классах для одаренных возникла бы опасность того, что из ребенка разовьется односторонний продукт. В нормальных же классах он будет, напротив, изнывать от скуки именно на том предмете, где у него есть превосходство, а на других ему будут напоминать о его отставании, что может производить полезный и морально необходимый эффект. В этой связи Юнг с благодарностью вспоминает своего учителя, который был первым, кто дал ему почувствовать, что дары богов имеют две стороны: темную и светлую. Потому что опережение всегда ведет к побоям, и если их получают не от учителя, то потом — от судьбы, однако в большинстве случаев — от обоих. Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями. Поэтому Юнг считает, что для воспитания одаренного ребенка лучше обучать его в нормальном классе с другими детьми, а не подчеркивать его исключительность путем перевода в особый класс. "В конечном счете, — школа — это часть большого мира и как в зародыше содержит в себе все факторы, с которыми ребенок столкнется в последующей жизни*. Надо полагать, что в современных дискуссиях о правомерности селекции детей в школе голос и аргументы великого психоаналитика могут оказаться совсем не лишними... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, работа с данной книгой завершена. Отнюдь не считая ее совершенной, мы тем не менее надеемся, что нам удалось затронуть удивительно яркий и необъятный мир педагогики. Не как одного из вузовских предметов, экзамен по которому нужно сдать, а потом можно и забыть, а как дело жизни каждого человека, к какой бы профессии он ни принадлежал. Для истинно увлеченного этой наукой человека, ее освоение станет "трудом души". Стремясь разобраться во взаимосвязях и противоречиях научных постулатов, в законах и случайностях происходящей вокруг нас жизни, в объективной реальности и субъективных факторах, будущий созидатель Человека не ограничится прочтением этой книги. Наша цель будет достигнута, если этот труд даст старт к поискам новых знаний, столь необходимых истинному Педагогу. Приложение ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Педагогика — человеку, человек — педагогике. 2. Противоречия гуманизации педагогического процесса. 3. Общечеловеческие ценности — нравственный ориентир воспитания. 4. Рынок и воспитание: мечты и реальность. 5. Я — педагог. 6. Социализация и воспитание: общее и особенное. 7. Человек: противоборство совести и обстоятельств. 8. Ребенок и взрослый: сходство и различие. 9. Воспитание и самовоспитание. 10. Что такое духовность в современном мире. 11. Детские и юношеские сообщества: прошлое, настоящее, будущее. 12. Обучение и воспитание: сходство и различие. 13. Взаимосвязь категорий педагогической науки. 14. Ребенок в семье и школе. 15. Воспитанность — средство или результат формирования человека? 16. Что такое дисциплина. 17. Ребенок и "улица". 18. Педагогическая система: традиции и новаторство. 19. Взаимосвязь теории и практики воспитания. 20. Преемственность поколений: смысл и результат. 21. Обучение и учение. 22. Гуманизация школы: фантазии и реальность. 23. Что такое социальная педагогика. 24. Уроки этнопедагогики. 25. Как семье помочь ребенку учиться. 26. Педагогические идеи в творчестве А.С. Пушкина. 27. Авторская школа: анализ цельного опыта. 28. Конфликт: источники и пути решения. 29. Педагогические проблемы на страницах периодических изданий. 30. Школа 20—30-х годов XXI века.
ЛР№ 021079 от 28.10.96 Борис Зиновьевич Вульфов, Владимир Дмитриевич Иванов
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |