Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое педагогика




Слуцкий В. И.

(Из кн. "Элементарная педагогика")

Я очень уважаю педагогическую теорию, жить без нее не могу, люблю педагогическую теорию.

Хочу уточнить: речь идет именно о педагогичес­кой теории, а не о наборе благих пожеланий, кото­рый часто выдается за нее.

А.С. Макаренко

Прежде чем ответить на этот вопрос, определимся сначала с тем, что такое вообще наука, что обозначает это слово.

Наука — это определенная система знаний о какой-либо сфере ре­альности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфе­ре, т.е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.

Что такое объективный закон? Это такая причинно-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действу­ет всегда определенным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменять­ся. Следовательно, можно сказать, что педагогика — это наука, изу­чающая объективные законы развития человека в обществе, объяс­няющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельнос­ти человека. Все, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, — все это может быть рассмотрено с точки зрения Педагогики. Почему

это так?

Потому что психические механизмы, определяющие наше поведе­ние, одни и те же у всех людей. Каждый человек — прежде всего че­ловек, а потом уже спортсмен, политик и т.п. Люди общаются друг с другом, взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей. Как заметил Мишель Монтень, души императора и сапожника скроены на один и тот же манер.

Таким образом, педагогика — это особый взгляд на мир, педагоги­ческое мышление — это особое, специфическое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика — это тот волшебный ключик, которым открывается все в мире людей.

* Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Науха, 1984. С. 134—142.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С 418.

Для педагога-профессионала нет секретов в человеческих взаимоот­ношениях. Он понимает, почему идет война между двумя государства­ми и почему поссорился с женой его друг, потому что, как сказал все тот же Монтень, в основе войны между государствами и ссоры между соседями лежат те же причины.

Воспитание, вернее, взаимное влияние людей друг на друга, проис­ходит непрерывно, круглосуточно. Дома, в школе, во дворе, в кино наш ребенок и мы тоже все время воспитываемся. И все мы попере­менно выступаем то в роли объекта, то в роли субъекта воспитания (порой в той и другой одновременно). Но если бы люди осознавали это, то можно было бы сказать, что человек человеку педагог.

Однако человеку дана уникальная способность: познав законы природы, он может научиться использовать их. Человек научился ле­тать в космос, синтезировать искусственные вещества и пр., однако, как ни странно, пожалуй, единственный реальный объект, которым человек еще не научился толком управлять, это он сам, т.е. его духов­ная, психическая жизнь.

"Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совер­шенные", — говорит В.Л. Леви. Что он хочет этим сказать? Обыкно­венный человек — "рядовой необученный" (т.е. не имеющий пред­ставления о своих психических механизмах, о педагогическом зако­не, — выражение Леви) чаще всего реагирует на внешние раздраже­ния по принципу простого автомата. Что это значит?

Представьте себе автомат с газированной водой. На нем есть три кнопки: белая, желтая, розовая. Нажмем на белую кнопку, льется во­да без сиропа; на желтую — с лимонным сиропом; на розовую — с апельсиновым. И так всегда. Определенной кнопке соответствует оп­ределенный сироп, и не может быть такого, чтобы вы нажали на бе­лую кнопку, а потекла вода с сиропом, или на желтую — и потекла вода без сиропа (если, конечно, автомат исправен). Вот так и любой "рядовой необученный" человек реагирует на внешние раздражения:

на определенное раздражение следует определенная заданная реакция.

Но если человек осознает свои психические механизмы (а тем са­мым и психические механизмы остальных людей), то он способен не подчиняться им. В этом, по-моему, и состоит так называемая свобода воли. Допустим, кто-то меня оскорбляет, грубит мне. По закону про­стого механизма я должен обидеться и тоже начать грубить. Но я мо­гу сказать себе: "Нет, раз этот человек грубит, значит, у него что-то случилось, он чем-то расстроен, попробую посочувствовать ему". И вполне вероятно, что мне удастся усилием воли (так как раздражение возникнет обязательно, подсознательно, помимо воли) заставить себя улыбнуться этому человеку и сказать ему несколько дружеских и со­чувственных слов, т.е. поступить не по закону простого механизма. Тем самым я как бы выключаю прежний механизм и включаю но­вый: механизм доброжелательности. Можете попробовать этот прием на практике: при условии вашей полной искренности он действует бе­зотказно.

Таким образом, моя свобода воли осуществляется только при усло­вии знания психических механизмов, и заключается она в том, что я

могу по своему желанию выключать нежелательные и включать желательные психические механизмы (действовать, вообще не подчиняясь психическим механизмам, принципиально невозмож­но), т.е. я сам себе отдаю приказ и сам же его исполняю.

Люди в большинстве случаев воздействуют друг на друга неосо­знанно. Но! Если человек знает основные психические механизмы, если он приучил себя действовать сознательно (поступки "ря­довых необученных" являются подсознательными, хотя им кажется, что они сознательные, т.е. у них не сознание командует подсознани­ем, а наоборот), то он может управлять "рядовыми необученными".

Действительно, нужно только знать, чего ты хочешь добиться и "на какую кнопку нужно нажать". Причем "рядовой необученный" этого совершенно не заметит. Тут следует, правда, напомнить читателям, что когда мы говорим "действовать сознательно", то это значит дей­ствовать во благо человека и природы, т.е. в соответствии со своим человеческим предназначением, в противном случае действия челове­ка нельзя назвать сознательными.

Итак, если человек, с которым вы имеете дело (ребенок или взрослый), способен сам сознательно контролировать себя и управ­лять своим поведением, его воспитывать не нужно, такой сам кого угодно воспитает. Если же он на это не способен, т.е. реагирует подсознательно, то тогда все зависит от вас. Единственное, что для этого нужно, — это хорошее развитие сознательных сил своей

психики.

Но вот что интересно в свете всего того, что мы сказали. Все дети, за редчайшими исключениями, относятся к "рядовым необученным", а маленькие дети (до 10 лет) по самой своей природе не способны ре­агировать иначе, как подсознательно. Так что учитель, который жа­луется: "Ах, какие у меня скверные дети, опять плохо себя ведут", упо­добляется человеку, который подходит к автомату с газированной во­дой и нажимает наугад на белую кнопку. Естественно, льется вода без сиропа, а человек сердится и говорит: "Ох уж этот скверный автомат! Опять он мне льет не ту воду, которую я хотел!"

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Как часто, достигая цели ложной — счастья, мы забываем о цели истинной — долге.

В. Гюго

По вопросу о цели воспитания, как это ни удивительно, даже у классиков педагогики не существует единства взглядов. Макаренко сетовал на то, что категория цели воспитания в педагогической науке является категорией почти забытой. Между тем, не зная, зачем воспитываешь, нельзя и знать, как воспитывать.

Отец педагогики Ян Амос Коменский считал, что целью воспита­ния является не что иное, как подготовка к загробной жизни. Подоб­ная формулировка, быть может, вызывает некоторое изумление, од­нако оказывается, что Коменский под этим имеет в виду усовершен-233

ствование своей души, или, иначе, — достижение полного душевного здоровья, а тем самым человеческого счастья.

Таким образом, можно сказать, что целью воспитания является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье.

Что такое психическое здоровье и в чем заключается счастье?

Состояние здоровья — психического или физического — это со­стояние нормы, отсутствие патологии.

Для того чтобы определить, здоров ли психически человек или нет, нужно знать, что такое норма, что такое патология, т.е. иметь эталон психически здорового человека.

Например, и темпераментный человек, и человек очень спокойный являются нормальными; но человек раздражительный — это уже па­тология, невоспитанность. Патология — это все, что приносит объ­ективный вред как самому человеку, так и окружающим.

Однако как раз в этом смысле взрослые и дети отличаются друг от друга: ребенок — это человек формирующийся, взрослый — сформированный (по крайней мере должен быть таким). Поэтому норма для взрослого — это прежде всего умение владеть собой, со­знательно контролировать свое поведение (искусство быть собой и искусство быть другим), к ребенку же такого требования предъявить нельзя.

Но есть психические качества, которые одинаково являются нор­мой как для взрослых, так и для детей1. Перечислю их:

1. Альтруистическая жизненная установка ("Я для людей, а не лю­ди для меня"). Только такая установка делает человека счастливым. Но что такое счастье? Счастье — это состояние удовольствия от жиз­ни, жизненного комфорта. Действительно ли альтруистическая уста­новка ведет человека к счастью? Давайте порассуждаем.

Кто живет для других, стремится быть бодрым и здоровым, чтобы иметь возможность приносить пользу; живущий же для себя часто не заботится об этом. Альтруист имеет в жизни постоянное занятие, по­стоянную цель, которая никогда не может иссякнуть, так как люди вокруг есть всегда; живущий же для себя все время разочаровывается. Альтруист мало думает о себе, а потому мало страдает (мы страдаем только за себя), сочувствие же другому — чувство скорее приятное. Для эгоиста любая царапинка — источник страданий, наконец, соб­ственная смерть для эгоиста — величайшая трагедия, так как он ощу­щает себя центром Вселенной; альтруист же, как правило, не боится и не думает о смерти. Альтруистам свойственна жизнерадостность и ровное настроение, эгоистам — припадки отчаяния, печаль, непосто­янство.

Отсюда можно сделать вывод: самые несчастные люди на свете — это эгоисты.

2. Стойкость, умение переносить трудности, лишения и страдания. как духовные, так и физические. Как говорит Локк, человек закален­ный прекрасно спит на голом полу; неженка порой не может заснуть и на пуховой перине.

[ Для взрослых — как актуальное требование, для ребенка — как идеал.

3. Ум, любознательность, активность. Глупость, вопреки общепри­нятому мнению, является не врожденным качеством, а почти всегда следствием педагогической запущенности, т.е. воспитательных ошибок. Так что глупость можно определить как неразвитый ум. То же — пассивность, равнодушие.

4. Смелость, решительность, сила воли.

5. Общительность, интерес к людям, уважение к ним, соблюдение элементарных этических норм. Общаться любит тот, кто умеет об­щаться, следовательно, общительность тоже продукт воспитания. Об­щителен не тот, кто болтлив, а тот, кто интересуется тем, что думают другие люди, и сам стремится поделиться с ними своими мыслями.

6. Стремление к созиданию, развитая фантазия, воображение; лю­бовь к творчеству.

7. Любовь к свободе, стремление быть независимым.

Все эти качества являются результатом воспитания. Хотя можно сказать, что человек изначально предрасположен именно к приобре­тению этих качеств, но будут ли они у него или нет, зависит от воспи­тания. Поскольку эти качества — норма, то качества противополож­ные — патология. Качества, не относящиеся ни к норме, ни к патоло­гии, — нейтральные качества.

Достижение душевного здоровья человека автоматически влечет за собой его человеческое счастье. Можно сказать, что счастье — это состояние совершенной души.

Человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различ­ных направлениях. Поэтому очень опасно ставить себе еще какую-то цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить.

Например, многие учителя активно и целеустремленно добиваются контакта, взаимопонимания с классом; но, добившись его, прекраща­ют воспитательную работу, считая, что достигли цели и теперь им ос­тается только наслаждаться достигнутым. Здесь цель истинная — сча­стье ребенка подменяется целью ложной — своим удобством.

Ложных целей существует множество. Назову наиболее типичные:

1. Стремление сделать детей послушными орудиями в руках взрос­лых.

2. Развлечение детей.

3. Карьера.

4. Добродетель.

Вообще отличительная черта любой ложной цели та, что ее мож­но довольно быстро достичь, тогда как цель истинная (долг перед де­тьми) остается всегда, каких бы успехов ни достиг педагог. Это не значит, конечно, что воспитание — процесс бесконечный, но в том, что касается именно детей, конец имеют фактически только отдель­ные воспитательные действия, например решение каких-то конкрет­ных педагогических задач; процесс же воспитания в целом здесь дей­ствительно бесконечен.

В отношении же взрослых людей можно сказать, что воспитание, соединившись с образованием, дающим человеку знание своих психи-

ческих механизмов, стремится сделать человека самовоспитываю­щимся объектом и тем избавить его от необходимости внешнего вос­питания.

Заканчивая разговор о цели воспитания, я хочу сказать, что из це­ли педагогической вполне можно вывести и цель общечеловеческую:

целью жизни человека по отношению к другим людям является их счастье, по отношению к себе — долг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.