КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семенов ВД
"НОВАЯ" ПАРАДИГМА И ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ (Из кн. "Социальная педагогика: история и современность") В конце XX в. можно уже точно сказать, что воспитание как одна из функций жизнедеятельности людей по воспроизводству социальной и духовной культуры индивида и общества — не всесильно. Оно не всесильно ни на макроуровне (в надличностных структурах: экономических, политических и пр.); ни на микроуровне (индивид, семья, школа и пр.). Романтическая вера гуманистов века Просвещения в разум, в науку, в воспитание не выдержала испытания природой человека и созданным им обществом — прошедшие XIX и XX вв. тому свидетельство. Ф.М. Достоевский, размышляя об этом, писал: "...осмыслить и прочувствовать можно даже и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо вы делаться в человека... страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные" (Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 47). Почему? Известный ученый Н.П. Дубинин различает "биологическую наследственность" и "социальное наследование". Для педагогов-исследователей это научное расчленение имеет прогностическое значение: а) индивид при рождении наследует от родителей как индивидные, так и родовые биологические свойства; б) социальное наследование как индивидуальное, так и родовое — это уже результат "выделки", это то, что прижизненно осваивается каждым. Что-то из опыта каждого приходит в опыт всех. Отсюда — взрослые воспитывают, возможно, и не осознавая, ребенка и как неповторимую личность, и как представителя рода, типичного для своего социума человека. В течение многих лет в опыте воспроизводства личностей сложились стратегии отношения к биологическому в индивиде: религиозные представления о "тварной" природе как о греховной, которую следует в себе преодолевать (монахи, пустынники и т.п.); противопоставление души и тела, потому тело подлежит всяческому подавлению (наказание, голод, истязания и пр.); научные представления более многообразны: от почти полного отрицания биологического в человеке как социальном продукте до абсолютизации биологического в нем. Вера просветителей в то, что "общие законы" исправят человека, реализовалась в социальных теориях, смысл которых выразил К. Маркс: "Если человека создают обстоятельства, то надо сделать обстоятельства человечными". Когда эта мысль овладевает политиками, то на первое место выходит слово: "сделать". Делают же люди, вышедшие из бесчеловечных обстоятельств и несущие в себе все пороки этих условий жизни — агрессию, нетерпение и пр. Круг замыкается. Ученые пытались объяснить людские пороки тем, что цивилизация еще очень молода, поэтому родовое человеческое не переходит по наследству и нужно иметь терпение на века, и поднимать культуру рода, иначе, как писал Г. Спенсер, "свинцовые инстинкты" все равно победят. Это был XIX в. В конце XX в. известный ученый Н.М. Амосов более категоричен. По его данным 81% в прогрессе человечества зависит от развития культуры рода, но сам он в этот прогресс культуры уже не верит и связывает лучшее будущее людей на этой планете с исследованиями в области евгеники и воплощением созданных технологий в жизнь (операции по улучшению генетического кода, наследственных программ мозга, всего организма): "На военные нужды тратится 1000 млрд долл. в год;...чувство агрессивности в десятки раз сильнее чувства сопереживания. Сейчас на "невоенную" помощь идет всего 10—15 млрд долл. в год... Богатые, в лучшем случае, будут спасать бедных от массовой голодной смерти... Так будет и впредь... люди слишком жадны, завистливы и ленивы, а лидеры все еще любят власть и агрессивны". И именно этим людям уважаемый Николай Михайлович хочет доверить "исправление зародышевых клеток в соединении с искусственным оплодотворением"? Правда, он считает. что это произойдет в будущем, но когда? Люди не перестают ни есть друг друга, ни пытать, ни убивать. Нетрудно представить это будущее, когда политики получают возможность внедряться в "зародышевые клетки". Сразу же начнется "животноводство" по воспроизведению прирученного стада, причем, как в муравейнике, строго функционального, а во главе — "Свиньи" (Дж. Оруэлл "Скотный двор"; Е.И. Замятин "МЫ"). Эволюцию, как и социальную жизнь, торопить нельзя. Целостный подход к человеку, в основе которого возвышение культуры как рода, так и индивида, которому подлежит (самому!) "выделаться" в Человека. Если читателя привлекают иные взгляды, это его право (если с иных позиций студент решит сдавать зачет или экзамен, то это тоже его право, но реализовать его сдающий должен аргументирование). Автор признает право на существование всех позиций, но принимать их или не принимать — это его право (для студентов: никакого отношения к оценкам личная позиция автора пособия не имеет). Веками в опыте массовой практики воспитания (народной педагогики, этнопедагогики) складывались закономерности этого процесса1. 1 Процесс (от лат. продвижение) — последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; процесс предполагает наличие цели (социальный), функций, структуры, динамики, результата. Воспитание имеет много определений. В науке — это и вид духовных отношений в обществе, и педагогический смысл: воспитание внутри обучения; воспитание как специальная работа за пределами обучения, как составная часть образования... (См.: Мудрик А.В. Воспитание // Магистр. 1992. № 1). 1. Воспитание — это процесс взаимодействия участников в ходе социального (типичного) и духовного становления подрастающих людей и совершенствования личности взрослых. При таком понимании воспитания оно выступает как неравновесная система, при которой возможен кризис и разрыв взаимодействия, даже в первичной "клеточке": мать — дитя. Подробнее об этом пойдет разговор в последнем разделе пособия, посвященном теории педагогики. 2. Условиями воспитания является природный фонд индивидов и все то, что относится к филогенезу — развитию родовой человеческой психики в процессе эволюции; источниками развития и воспитания индивидов следует называть прежде всего взаимодействие их со средой (познание, труд, общение), т.е. то, что психологи называют движущими силами развития. 3. Активность подрастающего человека в ходе его воспитания избирательна, а потому этот процесс по результатам — вероятностен. Не всесильно целенаправленное педагогическое воздействие, не учитывающее обратной связи, т.е. отношение ребенка на формирование. В становлении человека многое зависит от того, что он считает СВОИМ, потому за СВОЮ жизнь человек отвечает САМ. Процесс становления личности в общении со взрослыми проходит стадии гоминизации, социализации, персонификации (в реальной жизни, естественно, они нерасчленимы). Гоминизация (очеловечивание) — эта стадия наиболее изучена возрастной, медицинской и педагогической психологией, возрастной педагогикой. Ребенок как объект воспитания несет в себе индивидное (наследованные от родителей задатки, темперамент и т.п.) и родовое (первичные потребности, рефлексы, инстинкты и т.п.). Это существо природное, но существо человеческого рода, потому в каждом ребенке и стремление познать жизнь в общении, и в то же время в нем нет программ поведения, помогающих ему жить и адаптироваться среди людей. (Такие программы есть и у детенышей нечеловеческого рода, ибо их родителям достаточно вырастить своих малышей и научить тому, что из поколения в поколение передается на уровне умений и навыков, но только своего вида.) Гоминизация — это и есть, скорее, выращивание, но не только. И если родители занимаются исключительно только выращиванием, они — не воспитатели. Ребенок как существо человеческого рода не имеет опыта, приобретенного человеческим родом за века культурной жизни, удовлетворения потребностей (кушать хочет, а трудиться и не хочет, и не может). Нет в ребенке запрограммированных от природы норм общежития и ценностных ориентаций. Стало быть, если ограничиться выращиванием, то нет никакой для родителей гарантии, что ребенок не начнет отделяться от них сначала духовно, а потом и вовсе бросит: в нем нет природного инстинкта заботы о родителях, любви к ним. Взаимная холодность с детства (даже при сытой и ухоженной жизни) на всю жизнь оставит след в душе ребенка, отразится на его характере. Социализация — термин зарубежной социологии, обозначающий объективный общественный процесс, способствующий адаптации подрастающих людей к социальным отношениям. В социализации участвуют все социальные институты. Педагогический смысл этого понятия в том, что оно отражает суть становления социально-типичных людей (граждан). Воспитательная стратегия при социализации — прагматизм (практическая полезность и нужность в ходе удовлетворения субъективных интересов индивида или социума). Прагматизм субъективный ("снизу") — человек хочет приспособиться к жизни быстрее и с наименьшими затратами своих сил. ("Что это мне даст?", "Что я буду иметь?", "Ну и что?".) Прагматизм объективный ("сверху") — общество ставит перед своей системой образования четкие прагматические цели (например, "Будь готов к труду и обороне"). Однако, если воспитание и развитие индивидов ограничивается целями данного социума, то в результате общество пополняется "без-личностями" (Ф. Достоевский) или "термитами" (А. Экзюпери). Оценка людей в социуме-термитнике не должна проводиться по правилам черно-белого экрана, как это, к сожалению, делают некоторые современные публицисты, обзывая своих соотечественников "совками" и пр. Во-первых, социум-термитник существует в любой стране и во все времена; во-вторых, люди, преданные социуму, выполняют важнейшую общечеловеческую роль: они стабилизируют жизнь общества; трудясь, они накапливают свое и общественное благосостояние; защищая его, сохраняют традиции народа, его историю, семейные роды, кланы и т.д.; в-третьих, в свою жизнь они отбирают то, что полезно данному социуму, тем самым сохраняя все то полезное, что проявляется в быстротекущей жизни... В воспитании никому и никогда не удастся преодолеть прагматическое начало в людях. Этому способствует еще и краткость человеческой жизни, смертность индивида: человеку хочется еще при жизни успеть пожить так, как он это себе представляет. Однако прагматическое воспитание типичных людей предполагает, что эти люди овладеют и такими столь необходимыми качествами, которые помогут им жить среди людей, в обществе в целом. В чем же все-таки недостаточность такого воспитания? Абсолютизация "стандарта" приводит к тому, что человек сам себя начинает осознавать исключительно как представителя той или иной должности, профессии ("я — учитель", "я — мэр", но не как обозначение профессии и должности, а "я = учитель", "я = мэр"). При этом в обществе отсутствует избыточная сверхинформация (человечность, духовность), так как всё и все подчинены заботам социума. История знает такие общества: древняя Спарта, царства Древнего Востока, все тоталитарные режимы, древние индейские племена Америки и др. Эти семьи, племена, государства, общества обречены, так как в них прекращено саморазвитие; люди способны только на воспроизводство того, что уже было. Персонификация (индивидуализация) воспитания личности. Это достигается возвышением его потребностей до уровня творческих и духовных. Духовные потребности — стремление к самоотдаче себя, своей души другому, людям. Такой человек, живя, конечно же, в том времени, в котором родился, — в то же время считает своими любые времена, так как духовно он живет уже в общечеловеческой истории, его волнуют духовные интересы людей, а потому с точки зрения обычных "обитателей Тулузы" — этот человек странен, нестандартен. Его и называют: "чудак", "идиот" и т.п. Однако снова следует оговорить; эти люди не обязательно бывают высоконравственными личностями. При оценке нравственности человека главное — направленность его замыслов и в связи с ними их реализация. Критерием "хорошо" — "плохо" можно назвать соотношение "цели" и "средства". Люди Зла ("нелюди") — это люди, для которых "средствами" поставленных "целей" являются другие люди. "Нелюди" — к несчастью, могут рекрутироваться из среды творческих индивидуальностей ("личностей"), Персонификация личности — уже больше результат саморазвития индивида, но источники направленности следует искать в предыдущих стадиях, в детстве. Отечественные и зарубежные психологи довольно обстоятельно изучили средства, с помощью которых индивид становится личностью, т.е. субъектом своей социальной и духовной деятельности. Если в раннем возрасте это в основном адаптация к среде, то впоследствии — это уже идентификация, отчуждение и "персонализация" (пола-гание своего бытия в других, самоотдача: "отраженная субъект-ность"). Понятие "отраженной субъектности" многое объясняет в удачах и неудачах воспитателей. "Отраженная субъектность" как бы показывает: живет ли душа мамы или папы в душе ребенка; живет ли учитель в душе своих учеников. Если взаимодействуют ДУШИ, то и происходит воспитание; если нет, то — нет! Тогда родители удивляются: "Мы ли не старались, мы ли не кормили, не одевали..."; а учителя причитают по-своему: "Мы ли не применяли методики, мы ли..." Воспитание — процесс, основанный на "отраженной субъектности", потому — интимный и духовный. Воспитание как доверие своей души другому сродни любви: приручил — неси ответственность (А. Экзюпери). Крах духовных контактов между воспитателем и воспитуемым можно обозначить как феномен Овода. Видимо, потому какая-то часть родителей, учителей, интуитивно ощущая огромную ответственность за душу ребенка, а чаще за сохранность своей, не вступают в эти интимно-духовные контакты с рядом живущими детьми. Эти взрослые, оберегая себя, живут рядом, но не вместе, со своими детьми, своими учениками как совершенно чужие люди. Эгоизация отношений взрослых и детей прекращает воспитательный процесс, сводя его к организационным методам и санкциям. Персонализация со стороны взрослых должна начинаться как можно раньше, чуть ли не с самого рождения ребенка, если родители хотят заниматься воспитанием, а не выращиванием потомства. Так мы возвращаемся к гуманистической стратегии воспитания, рассматривающей человека как целостное существо. <...> Термин "педагогика" в современной литературе наполнен многими смыслами — это и: наука о закономерностях воспитательного (непрофессионального) и педагогического процессов, о способах их организации, о взаимодействии их с окружающей средой. Наука как парадигма1, система понятий, созданная на определенных принципах. (В прошлом веке — это "новая педагогика", в зарубежной педагогике — это "эдукология", в нашей — это "общие основы педагогики"); наука о методиках преподавания и воспитательной работы (о "технологиях"); искусство и мастерство профессионалов-учителей и воспитателей; учебный предмет в вузах, училищах; научно-популярное изложение знаний: "педагогика для всех". Даже такой краткий перечень содержания, заключенного в термине, свидетельствует о том, что он безнадежно устарел. (Однако им будут, видимо, еще пользоваться долго, так как нет никакого смысла устраивать споры о терминологии. Тем более нашим коллегам-физикам, скажем, термин "атом" нисколько не мешает исследовать сущность этого явления. Думаю, что и педагогам не нужно изобретать новые термины, но всегда строго оговаривать, что имеет в виду автор, когда употребляет термин "педагогика".) Из структуры и содержания пособия видно, что в нем этот термин употребляется для обозначения общих основ науки "педагогика": общие основы педагогики (метапеда-гогика). Метапедагогика2 в современной научно-методологической ситуации выходит на одно из первых мест, так как в числе глобальных проблем человечества проблема самого человека и воспитания подрастающих поколений становится для всех народов и государств одной из самых актуальных. Метапедагогика России не растворяется в потоке общечеловеческих знаний о воспитании, поскольку она выросла из недр российской народной "педагогики", из "новой педагогики" России второй половины XIX в., на основе специфической русской философии в ее серебряный век. Вспомним еще раз: человек как предмет воспитания (педагогическая антропология, природосообразность); развитие и воспитание человека происходит в ходе расширения его МИРА, в диалоге с культурой (культуросообразность); " Парадигма (греч.: образец) — строгая научная теория, исходная концептуальная схема; модель, с помощью которой ставятся проблемы и проводятся исследования. Введено в научный оборот Т. Куном (Структура научных революций. М., 1975.) - Метапедагогика как термин обозначает ту сферу научных педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ (государственных), переходящую из века в век, из страны в страну (например, педагогическая антропология). Эта сверхинформация входит в общую структуру чело-векознания и обществознания. В русле такого научного подхода все конкретные национальные педагогики всех времен выступают как частные случаи общечеловеческой вечной общей науки, которая развивается в ноосфере, в этосфере. целостность жизнедеятельности человека с его воспитанием. Единство в сущности человеческой типичного (предикатного) и духовного (экзистенциального). МИР: "мир" в душе, "мир" — община, семья (микросреда); "мир" — не война; "мир" — Вселенная. Космос. Индивид "выделывается" (Ф. Достоевский) в человека, преобразовывая себя и свою жизнь, потому начало воспитания — национальная культура, свой ДОМ в полном объеме содержания этого слова. Приобщение ребенка к бесконечному потоку национальной и общечеловеческой культуры и есть ведущая стратегия его воспитания (выращивания и персонализации), так как индивид становится человеком только в стремлении к самоотдаче себя другим (Ф. Достоевский, Л. Толстой. Н. Рерих). Прагматический подход к воспитанию человека ограничивает его развитие: а) целями того социума, в котором он родился; историей того социума, в интересах которого трудятся историки, политологи; ценностными ориентациями, насаждаемыми в данном социуме — награды, привилегии, престиж и пр.; б) профессией, которая становится адекватным выражением сущности "частичного индивида" (безличности, термиты и пр.). Как справедливо заметил Э. Фромм, есть много людей, что умирают, не родившись. Таким образом, русская новая педагогика была противопоказана политизированной прагматической советской педагогике не по признаку: хуже — лучше, а по основному постулату: советская педагогика, изжившая пережитки "абстрактного гуманизма", выстраивалась на идеях социальной детерминации не только поведения индивида, но и всего его внутреннего мира, причем жестко ограниченного ценностями наличного социума; новая педагогика выстраивается на приоритете гуманизма, на признании самоценности человеческой жизни, жизни вообще. Совместимость этих подходов была возможна только на уровне сверхинформации: расширение смыслов употребляемых терминов до "абстрактного гуманизма" в теории и "одушевление" педагогического процесса — на практике. Однако этот симбиоз всегда был искусственным. Возрождение гуманизма в педагогике в современных условиях безудержного прагматизма, основанного на ценностях эпохи первоначального награбления капитала при растаскивании общенародной собственности, тоже будет затруднено, так как целевые установки в обществе снова за пределами интересов духовного возрождения всего народа и каждого человека. И вновь воспитание "частичного индивида" становится престижным, а гуманизм — "абстрактным". Однако новая педагогика уже стала достоянием науки и начались исследования на основе ее постулатов, уже восстанавливается и гуманистический подход в практике работы учителя. Конечно, до необратимости этого "одушевленного" педагогического процесса еще мы не дожили, но уже есть сподвижники, а это уже — надежда... <...> Метапедагогика исследует педагогический процесс как неравновесную систему. Мысли о том, что необратимые процессы энтропии (хаос) являются источником порядка (саморазвития), в основном раз- рабатываются за рубежом И.Р. Пригожиным и его коллегами; у нас в стране — Н.Н. Моисеевым и его коллегами. Постепенно была создана новая наука: синергетика — о самоорганизующихся системах, об эволюции систем природы. После плодотворных дискуссий с авторами книги о неравновесных системах Г.П. Быстраем и Д.В. Пивоваровым мы пришли к выводу, что воспитательный и педагогический процессы — это виды неравновесных систем, что по результатам они вероятностны, и в этом источник их саморазвития. При таком понимании закономерностей этих процессов возникла необходимость исследования их "пределов" (К. Ушинский), а потому и поиски возможностей предотвращения катастроф. В течение многих лет, сотрудничая с Б.З. Вульфовым, А.Т. Куракиным, Х.И. Лийметсом, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой и другими исследователями, автор разрабатывал суть теоретического "ядра" педагогического процесса-источника его саморазвития: педагогическое взаимодействие. Педагогическим становится взаимодействие подрастающих людей с Природой, Вселенной: "Я в Мире". Педагогическими становятся экологические проблемы, так как их острота в XX в. объясняется тем, что люди начинают понимать свое место в природе. В этой сфере человековедения происходит смена парадигмы: отказ от представления человеком самого себя как Царя природы, ее Хозяина и Покорителя; начинается, наконец, осознание того, что наша Планета для нас единственная, что она и есть наш дом, что антропоцентризм — это уже атавизм века промышленного прогресса. Уже становится ясно все большему числу ученых, что разум, освобожденный от духа, может быть опасен, так как приведет человечество к самоуничтожению. Взаимодействие предполагает и возможность распада и катастрофы, потому нужна специальная воспитательная инструментовка (и духовная, и организационная) для создания такого взаимодействия, его сохранения и расширения. Педагогическое взаимодействие, составляющее "ядро" собственно педагогического процесса, проявляется в следующем: совместный труд души: взаимопереживания, сочувствие, солидарность; совместный труд познания: взаимопонимание, совместная радость открытия; совместный труд предметно-физический (общественно-полезный, учебный, производительный); совместный труд общения: самоотдача, милосердие, а потому и взаимообогащение. Самоотдача — это источник саморазвития человека. При таком понимании сотрудничества как взаимозависимой духовной деятельности и можно представить целостность педагогического процесса. Метапедагогика в своих исследованиях выходит на общенаучные принципы познания, позволяющие нам, педагогам, избавиться от своих внутринаучных императивов и запретов. Не изменяя своим убеждениям, мы можем рассмотреть исследуемый объект с общена- учных позиций и тем самым увидеть его с более широких позиций, что обязательно дает приращение научной информации. Итак, принципы: Дополнительности (Н. Бор) Этот принцип предполагает применение дополнительных понятий с целью объяснения целостности объекта: эти понятия могут быть взаимоисключающими, могут отражать объект с позиций других наук, но при взаимодействии их смысл интегрируется и дает в комплексе новое качество знания. В педагогике этот принцип при реализации помогает решать познавательные научные задачи, так как эта наука по сути интегратив-ная. В частности, он помогает найти выход из антиномий: а) "частичный индивид", "безличность" — "человек как самоценность", "всестороннее развитие личности"; б) "школа грамотности" — "школа развития" и др. В современных условиях решение этих противоречий возможно при введении понятия: "гражданственност ь". Гражданин — субъект социальной и духовной деятельности на благо Отечества, а не только как носитель правосознания. Эти антиномии в педагогической психологии решаются введением понятия: самоактуализация личности, когда мы можем рассмотреть эти проблемы исходя из концепций Л.С. Выготского, А. Маслоу и современных ученых: В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.В. Петровского. Всеобщей избирательности (эффект эволюции) В психофизиологии, в психологии этот принцип ключевой в познании индивида в его среде — "целого". Воспитательный процесс как неустойчивое равновесие возможно сохранить и даже продолжать работу только при учете данных обратной связи. Однако сам процесс получения сведений о состоянии уровня обу-ченности и воспитанности ребят таит в себе опасности разложения личности воспитателей и воспитанников, если в коллективе завести себе информаторов: ябед, сексотов и пр. Выход — создать такие нравственные отношения в классе, в школе, которые исключали бы соревнования по баллам, любой формализм, когда появляется возможность обмана. В естественных жизненных условиях ребенок и выбор своего поведения сделает естественно нравственный. Отсюда: предоставляя ребенку право выбора, мы должны позаботиться о нравственном климате, в условиях которого он осуществляется. Креативность, интуиция, "достройка" Догадка, "достройка", интуиция = по отдельным известным свойствам явления восстановление целого; стремление выйти за рамки известного в поисках неизведанного. Озарение! Стремление к сверхинформации — это преодоление в себе энтропийных сил: лени — желания покоя, ухода от проблем и т.д. Источником самодвижения индивида и его креативности является уровень общения: "С кем поведешься, от того и наберешься". Самые основные понятия, раскрывающие суть человека: "смысл" — со-мыслие; "совесть" — со-весть; "счастье" — со-участие. Для педагога важно понять, с каким "СО" сомкнуть душу ребенка, чтобы в ней пробудилось стремление к творчеству. "Реальность" (по Г.В. Лейбницу) Этот принцип позволяет верно оценить опыт: ремесленнический или мудрецов. В научной деятельности — это экономия времени; экономия средств на реализацию поставленных познавательных целей; степень совершенства по сравнению с прошлым опытом; оптимальность: "вовремя" и "по силам". Требования к оценке научного исследования: валидность (достоверность); надежность выводов, их репрезентативность; воспроизводимость результатов; уровень обобщенности: фундаментальное или прикладное исследование. Применение этого принципа очень важно при оценке результатов исследования аспирантов, соискателей и докторантов. Кроме того, именно эти требования важны при оценке практического опыта, о котором когда-то К.Д. Ушинский писал, что важен не опыт, важна мысль, выведенная из опыта. "Границы" как возможности процесса, определение норм техники безопасности На внедрении такого понимания сути воспитательного процесса настаивал еще А.С. Макаренко. В современных условиях настало время осмыслить педагогам (теоретикам и практикам) теорию катастроф, конфликтологию. Однако еще до сих пор многие педагогические статьи — это просто литературные мечтания на воспитательные темы. Предел педагогического взаимодействия очевиден — это отношения участников к содержанию общения; отношения, а не результаты познавательной деятельности (скажем, процент успеваемости или процент посещаемости). Невероятность этого очевидного предела в том, что в официальных документах его нет. Конечно, в пособии не перечислены все научные принципы, на которых базируется исследовательская деятельность. Каждому исследователю предоставлена возможность выбора подходов к объекту в зависимости от познавательных задач. <...> П р и н ц и п ы, на которых'выстраивается педагогический процесс в разных типах учебных заведений. П р ир о до с о о бр аз н о с ть Воспитание человека сообразно его природе осуществлялось издревле. В теории одним из первых его выделил Ф. Коменский в XVII в. В русской педагогике этот принцип разработал К.Д. Ушинский в монографии "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии". Для нас важны такие мысли: "...Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы тем не менее ясно сознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить. Кроме того, мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле слова как преднамеренная воспитательная деятельность, — вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия, его язык... Однако же и в самих этих влияниях... многое изменяется самим же человеком в его последовательном развитии, и эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на вызов, развитие или задержку которых преднамеренное воспитание... может оказывать прямое и сильное воздействие" (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В б т. М., 1990. Т. 5. С. 11—12). Мысли Ушинского об ответственности человека за собственное состояние своей души, а стало быть, за свою жизнь не только не потеряли своей актуальности, но более того, они побуждают нас сегодня к более точному пониманию "пределов воспитательной деятельности": и в целях, и в средствах. Ушинский один из первых отметил, что в воспитании происходит становление как родового существа, так и индивида. Эта кардинальная мысль состоит в том, чтобы воспитатели всегда чувствовали диалектику онтогенеза и филогенеза, чтобы в "капле росы", т.е. в отдельном человеке, видели проявления общего и наоборот: во всеобщем не теряли единичного... Природосообразность в обучении и воспитании — это: организация воспитательного процесса в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами, без надрыва: "вовремя" и "по силам"; обучение должно проводиться в "зоне ближайшего развития" ребенка, опережая развитие, но не выходя за предела возрастных "сензитивных периодов" (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов); возвышая потребности человека, педагог выводит воспитанника за пределы его "растительной" и "животной" жизни, за пределы "термитника" в жизнь духа: познания, творчества, и самоотдаче как источнику саморазвития. Если так понимать этот принцип, то речь должна идти о том, чтобы его восстановить в педагогике. В настоящее время он существует как учет возрастных потребностей ребят, а это значит: мы, взрослые, составляем какую-то программу обучения по своему плану, только учитывая "возрастные стадии", причем и в них многое искажая в угоду "взрослым" целям (например, дошкольный возраст самый благоприятный для изучения ребятишками иностранных языков, но... их изучают не в детских садах, а в подростковом возрасте, когда отрокам (по возрастным особенностям) не хочется учить все, что абстрактно...). Схема парадигмы в том и состоит, что классический принцип педагогики должен быть восстановлен как руководство к действию, а не декларативно. Мы просто обязаны полностью преодолеть трагические для педагогики последствия разгрома педологии, т.е. педагогической психологии, педагогической социальной психологии. Культуросообразность1 Необходимость этого принципа тоже обусловлена самой природой человека: при рождении индивиду не задан генетический код социального поведения, по наследству не передаются социально значимые средства удовлетворения витальных потребностей. Культура может жить и развиваться только при условии, что если есть или будут люди, умеющие ее воспроизводить или развивать (например, люди, знающие ноты, — без них партитуры будут выброшены; люди, умеющие варить сталь — без них встанут заводы и т.п.). Человечество ежесекундно рискует одичать, если не обеспечит преемственность социального и духовного опыта. Трансляция подрастающими поколениями только опыта данного социума: идей, мифов, языка, представлений о престижности; отсюда — закрытость общества — не уменьшает риска разрыва "связи времен", а потому и не спасает от одичания и смут, особенно взращенных на фанатизме (идейном, религиозном, националистическом и пр.). В.О. Ключевский сформулировал различные подходы к обмену информацией между народами: элементы общечеловеческие: знания — наука как общее достояние человечества; духовное богатство: религия, философия, искусство. Взаимообмен на этом уровне — это взаимообогащение, так как ученики становятся равными в знаниях учителям, а это стимулирует учителей к дальнейшему росту — и так культура рода возвышается постоянно; исключительная принадлежность культуры данному народу и не подлежащая взаимообмену и растворению в общем: национальные особенности, местные обычаи, склад общежития: самый "низ" цивилизации народа, его быт, в котором и зарождаются либо семена саморазвития, либо гнилостные микробы распада... подражательность в виде перенимания житейских удобств (вещей, прикладных знаний, техники, моды и пр.). Этот "обезьяний" уровень закабаляет тех, кто перенимает, ставит их в зависимость от "патронов"; тем самым как бы воспитывает у "знатоков" амбиции, презрение к "низшим"... В России разрыв в культурах... проявлялся и в том, что все старое получило значение... русского, а все новое — иноземного (Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 360— 363) <...> Однако коммерциализация жизни, причем повальная, без психологической подготовки населения, приводит к такому же эффекту, что и в б0-е годы прошлого века, но на качественно ином уровне: все не- - В содержании понятия "культура" заключено: а) все о том, что и как создано и сделано на планете разумом, трудом z чувствами многих поколений людей; это все надбиологическое, что создано на планете; б) личностный смысл культуры — мера человеческой сущности: насколько в условиях данной цивилизации (дискретности) созданы условия для раскрытия родовой сущности каждым индивидом; в) основным механизмом — посредником между поколениями — является образование. Социальное наследование, не передаваясь индивидам по биологической наследственности, возможно только с помощью образования, а это и есть залог выживания человечества на этой планете. гативные процессы усилены средствами массовой информации, коммерческим кино и пр. Молодые люди, входя в жизнь в этом беспределе бездуховности, естественно, воспринимают ее, как должное. Значит, есть реальная опасность легализовать антикультуру, так как появилось уже много носителей ее антигуманных постулатов. Антикультура включает несколько составляющих: антиидеи — антипод духовного прогресса, мрачная альтернатива добру: человеконенавистничество, шовинизм, расизм, национализм; цель оправдывает средства; антимораль = беспредел; антиобщественные структуры: своя иерархия отношений в организациях, жестокость и жесткость взаимоотношений; антиискусство: "кич", свой фольклор, обычаи, всевозможные "чернухи"и пр. Антигуманизм, проявляется в антикультуре в том, что человеческая жизнь (чужая!) выносится за скобки и ничего не стоит, так как создан культ Денег как эквивалента ценности жизни. В "деньгах" же нет содержания, потому люди, обладающие деньгами, могут быть по своим нравственным качествам самыми разнообразными, но в обществе поклоняющемся золотому тельцу, качество людей оценивается по другим критериям. Эту специфику обществ, где смещены нравственные ориентиры, уже давно вскрыли великие гуманисты-писатели, художники, мудрецы. ,.В современном нам обществе, где (пусть временно) ситуацию диктуют представители коммерческого капитала, а он в основном криминогенный по происхождению, — легализовалась социальная психология преступного мира: жаргон, стиль общения, мифы, наколки и пр. Уголовная лексика стала в обществе почти общепринятой: зона, блатата, отстегнуть, туфта, заначка, лагерь и т.п. (Костырко С. От сумы да от тюрьмы... // Новый мир. 1992. № 8. С. 126—128), не говоря уже о полной легализации мата. Вот это-то социально-психологическое поле микро- и макросреды может серьезно влиять и воздействовать на становление духовного облика не одного поколения... Итак, принцип культуросообразности — это диалог человека с культурой, накопленной человечеством, и развитие ее. Если природосообразность обеспечивает в воспитании как бы "вертикаль", то Культуросообразность — это "горизонталь" = диалог индивида с людьми и их культурой от первой улыбки до последнего вздоха... Целостность жизни с воспитанием человека "Вертикаль" и "горизонталь" в воспитании (своеобразный "крест") воплощаются в духовном круге = целостности поля: вспомним знамя культуры Н.К. Рериха. Локальные воспитательные системы (семьи, общины) — это, пожалуй, наиболее совершенные объединения, выпускающие из своих "гнезд" подготовленных к взрослой жизни "птенцов". Эту целостность люди создают в сферах влияния гражданского общества, основанного на автономии частной жизни людей, в клубах. "Случайные" дети "случайных" семей (Ф. Достоевский), выросшие на "семи ветрах", попадают сызмальства под влияние всех влияний, а потому их адаптация, идентификация проходит субъективно с большим трудом, а для общества — это постоянная маята: трудновоспитуемые, безнадзорные и пр. Если человек вырастает в расколотом мире, то неизбежно в нем сильнее, чем в других людях, будет проявляться негативизм как одно из проявлений отчуждения. Отчуждение — природно-социальное свойство человека, так как информацию извне он воспринимает избирательно: что-то идентифицирует с собой, а что-то отторгает. (Социальные философы, абсолютизирующие механизм социальной детерминации, напрямую связывали отчуждение с идеологическим противостоянием: при капитализме отчуждение есть; при социализме — нет. Был создан миф, которому полагалось верить). Философская и педагогическая антропология уже давно исследуют этот сложный феномен психики человека, который включает в себя: беспомощность (чувство потери контроля над обстоятельствами своей жизни); бессмысленность (непонимание того, что происходит вокруг, непонимание смысла своего труда); отсутствие норм, принятых лично, — беспредел; отчуждение от культуры, социальная изоляция, самоотчуждение, отсюда отчаяние, суицид. Согласно многочисленным исследованиям, индивиды, менее образованные, менее обеспеченные, выполняющие малоквалифицированную работу, — более отчуждены. Философы, ученые, менеджеры в постоянном поиске, какими средствами преодолеть отчуждение людей в современном обществе, особенно постиндустриальном, где преобладает монотонный труд: конвейер и пр. Предлагались и предлагаются разные пути: К. Маркс: кооперативное сотрудничество. Совладелец (арендатор, акционер) будет заинтересован в общем успехе. Отсюда, доведя эту позицию до общественного устройства, коммунисты в 40-е гг. прошлого века пришли к идее "государственного социализма". Что из этого получилось — известно. (Заметим: в конце жизни К. Маркс, увидя, что пропагандируют его последователи, сказал: "Я не марксист"); приоритет образования. Образованный человек понимает и принимает свою жизнь и свой труд: он знает их Законы, видит в технологиях смысл; в процессе образования человек должен научиться прежде всего доверять другому. Доверие — это антропологически заданное дорациональное достижение человека (в ходе эволюции), которое было дискредитировано анонимностью общения в маргинальном обществе. Взаимное доверие позволяет строить сложные объекты: в течение 10 лет свыше 300 тыс. человек трудились над будущим полетом на Луну, и космонавты не побоялись — полетели. Если же отчуждение поразит большое количество людей в стране, то тогда начнут работать законы толпы — анонимности общения (вандализм, массовый психоз и пр.). Стало быть, целостность жизнедеятельности и воспитания обеспечивает преодоление человеком отчуждения от своей жизни, своих родных, своего труда, своих друзей, от своего клуба. Таким образом, все эти принципы в единстве и каждый в отдельности составляют теоретическую основу социальной педагогики. Это позволяет обозначить и направления практической работы социальных педагогов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |