КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кононко ЕЛ. Чтобы личность состоялась 2 страница
Второй тип позиции — агрессивная. Она характерна для активных, но эгоистичных детей, видящих себя в центре любых событий. Основной их жизненный тезис: "Я, а не ты". Это "престижные" девочки и мальчики, стремящиеся любыми средствами заслужить одобрение и высокую оценку авторитетного взрослого. Склонные к демонстративному поведению. Главное для них — "показать себя", даже ценой унижения другого. В целом достаточно успешны и сознательны, однако часто их побуждения не совпадают с действиями (говорят одно, делают другое). Инициативны, но активность эта малопродуктивна из-за агрессивности, т.е. носит деструктивный характер. Большие спорщики. Отличаются пренебрежительным, снисходительным отношением к тем, кто слабее их. Спорят, чтобы продемонстрировать себя группе. Не склонны считаться с мнением других. Третий тип позиции — созерцательная. Она характерна для дошкольников и младших школьников, предпочитающих оставаться в стороне от активных действий. Их тезис: "Ты, а не я". Любят спокойное существование, размеренность. Достаточно консервативны. Стремятся ценой минимальных усилий выполнить требуемый взрослыми минимум. Это преимущественно дети-индивидуалисты с неразвитым чувством коллективизма. Способны объективно оценить сделанное, однако более критичны, чем самокритичны. Четвертый тип позиции — конформистская. Что характерно для этих детей? Подчинение другим, "растворение" в тех, кто сильнее, своеобразное самоустранение, стремление не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи — плохой оценки, наказания взрослых, сложных испытаний. К такому же, как и они сами, слабому партнеру по деятельности проявляют агрессивность, к более сильному — подобострастие. Предпочитают простые задания, за сложные не берутся, чтобы не рисковать. Определяя нравственное лицо своего ребенка, основное внимание сосредоточьте на том, насколько развито у него отношение к труду, другим людям, к себе самому. Помните: когда мы говорим о нравственном поведении, мы обязательно должны иметь в виду лишь действие, совершаемое в чью-то пользу, возможно, даже в ущерб себе. Как только вы поймете, что внешне привлекательный поступок совершен из эгоистичных соображений, из какого-то расчета, признайтесь себе: ни о какой нравственности в данном случае речь не идет! Каких же детей в данном возрасте больше всего? Увы, "созидателями" являются лишь наиболее самостоятельные мальчики и девочки, а таких лишь около 20%. ...И дошкольник, и младший школьник — существа эмоциональные, остро переживающие радость и горе. Как же помочь чувствам ребенка, его трепещущему сердечку? Если вы думаете, что панацеей будет заласкивание малыша дома (некоторые стараются как бы компенсировать недостающее в яслях, детском саду и школе тепло чрезмерной лаской дома), вы глубоко ошибаетесь. Если стиль взаимоотношений родителей с детьми обычно ровный, спокойный, а любовь и нежность соединяются с требовательностью и последовательностью, ребенку нетрудно привыкнуть к близкой манере общения с ним воспитателя или учителя. ...Место ребенка в родном доме определяется типом семьи. Кто он для нас: чудо, самое неповторимое и дорогое в мире? Смысл существования? Просто продолжатель рода? "Наживка" для того, чтобы Удержать мужа? Ребенок, как у всех? Обуза? ...Призывая к агрессивности, "заботливые" родители рассуждают приблизительно так: "Впереди у сына нелегкая жизнь, а жизнь — это борьба. И здесь требуется умение работать локтями". Но о борьбе с чем и против кого идет речь? Да и можно ли считать такой способ самоутверждения приемлемым для жизни среди людей? Жаль, что система воспитания, основанная на уважении к личности любого человека, кажется таким родителям слишком сложной и ненадежной. Безусловно, мужество, храбрость, сила — очень важные для мальчика качества. Но без человечности, высокой духовности, открытости людям они мало что дают. По мере взросления ребенка они будут лишь деформировать его личность, приобретут характер агрессивности, превратят подросшего мальчишку в грубияна и драчуна, пробивающего себе путь кулаками. Таких детей сверстники не любят. Вот и выходит, что своей неумелой наукой родители программируют на будущее либо полную изоляцию сына, либо его склонность объединяться в небольшие группы с себе подобными. Мы не можем заставить воспитателя или учителя полюбить нашего ребенка. Но нам вполне по силам способствовать этому! Для этого надо растить детей приятными, симпатичными другим людям! Нахал, грубиян, забияка, неряха, "глухой" к замечаниям, неуравновешенный, плакса, жадина, высокомерный, неумелый ребенок не может вызвать симпатию! ...Начнем с совета учить ребенка изъясняться, четко выражать свои желания. Вот несколько основных требований к речи дошкольника и младшего школьника. Она должна быть: понятной — правильной по произношению, четко и доступно излагать основные мысли; выразительной — соответствовать эмоциональному состоянию говорящего, отражать его; уважительной — выражать симпатию, участие, признание достоинств адресата; культурной — спокойной, без выкриков, грубостей, оскорбительных и жаргонных слов; грамотной — правильно сконструированной, без ошибок. Ребенок должен уметь устанавливать контакты с другими людьми. Дошкольник и младший школьник должны уметь проявлять: 1) свою индивидуальность (и в то же время иметь развитое чувство долга, быть со сверстниками вместе, а не рядом или над ними); 2) открытость к людям, доверие к ним, доброжелательность не только к знакомым, но и к незнакомым; 3) готовность к личностному и деловому общению со взрослыми и сверстниками; 4) инициативу в общении с окружающими, способность выражать свою заинтересованность в контакте; 5) отзывчивость, положительный отклик на чью-то инициативу. Ребенок дошкольного возраста должен уметь: 1) выполнять обязательные для всех правила игры; 2) по мере необходимости подчиняться и командовать; 3) договариваться с участниками общей игры: вносить свои предложения, обосновывать их целесообразность, доказывать правомерность; 4) уступать — проявлять гибкость, принимать доводы сверстников, взрослых, соглашаться со здравым требованием, подчиняться объективной необходимости; 5) делиться с другими игрушками, различными атрибутами, книжками, не дожидаясь побуждений взрослого и не рассчитывая на его похвалу; 6) выражать сочувствие товарищам, которые проиграли, упали, оступились... Не злорадствовать, не хвастать своим выигрышем или успехом. Не секрет, что порой из семьи ребенок выходит воспитанным лучше, чем из детского сада или школы. И тогда родителям приходится задумываться над тем, как воспитывать ребенка дальше, чтобы он оказался жизнеспособным, сумел в далеко не идеальных условиях не просто существовать, но и развиваться. Что можно посоветовать? Конечно же, не потакать формированию в сыне или дочке нежелательных качеств — грубости, бесцеремонности и т.д. В этом случае, по-видимому, придется приложить еще больше усилий, чтобы развить в ребенке умение свободно мыслить, здраво рассуждать, проявлять выдержку, действовать только достойными способами. Белой вороне всегда трудно. Но не станем же мы добавлять искусственно серые и черные тона в ее окраску, чтобы она не отличалась от всех вокруг?! [Увы, придется признать, что проблема существования белых ворон (среди темных), да и вообще людей с тонкими чувствами, подвижным умом, лабильных и нестандартных личностей, детей в том числе, среди коллективов с преимущественно дебильными типами раскрыта здесь явно недостаточно. Хотя для растущих и уже состоявшихся личностей она всегда останется непростой. Жить двойной жизнью? Искать или формировать другую микросреду? Перевоспитывать? Тянуть за уши? Уход, "эмиграция"? Все это не то, не то...] ...Способность близких взрослых относиться к собственному чаду не только с точки зрения заинтересованного лица, а по возможности объективно... Что тут можно посоветовать? Попробуем для начала отказаться от безраздельного приручения к себе родного существа. Почему это необходимо? Потому что ребенок, всецело принадлежащий маме (и в год, и в семь, и в пятнадцать...), зависящий лишь от ее советов и предписаний, вырастает в определенном смысле закрепощенным, с ограниченным диапазоном направленности на других людей. Казалось бы, материнская любовь обогащает растущую личность, греет ее и защищает. Это так, но все же... Чрезмерная любовь матери к ребенку, любовь "для себя", может стать своеобразным "канатом", связывающим чувства сына или дочери к окружающим. Ребенок вырастает как бы не нуждающимся в чьей-то любви и привязанности. Так что чрезмерная любовь близких помимо добра несет растущей личности и элементы зла: ребенок привыкает любить "для себя", начинает требовать полной отдачи в ответ на свою привязанность, считает, что за его любовь ему обязаны платить тем же. К сожалению, мы стали все чаще ориентироваться в воспитании на узкосемейные интересы. Если раньше большинство семей независимо от положения и достатка ратовали за то, чтобы дети протаптывали себе дорогу в жизни с помощью знаний, талантов, собственного труда, то теперь они чаще всего надежно спрятаны за нашей спиной, охраняемые от шишек и неурядиц. Когда-то главной семейной наукой было научить жить достойно. Теперь все чаще — лишь бы достичь цели любой ценой. Кого мы хотим вырастить из своего ребенка? Ответ на этот вопрос определяет выбор тех или иных средств воздействия на растущую личность. Признаем, что честно ответить на него не так уж просто. На первый взгляд растить "действующее лицо" почетнее, чем "исполнителя". Но при близком рассмотрении оказывается, что дело это хлопотное: инициативный, творческий, независимый ребенок заставляет взрослых все время быть начеку, находиться в состоянии активной работы ума и рук. К тому же яркая личность — это всегда характер, не терпящий бездумного исполнительства и подавления инициативы, восстающий против авторитарных методов. Ведь по своей сущности он не отражатель, а созидатель. У каждого ли взрослого достанет сил ежедневно терпеть независимость сына или дочери? Но не может быть здоровым общество, состоящее только из послушных! Оно остановилось бы в своем развитии. Лелея послушание как наивысшую добродетель, игнорируя и изживая самостоятельность ребенка, мы рубим сук, на котором сидим: не может быть надежной поросль, вскормленная предписаниями, готовыми рецептами. Результатом такой стратегии может явиться лишь продуцирова-ние лицемеров, эгоистов, приспособленцев, ратующих за тихую, спокойную жизнь для себя. Конформизм, или приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, чаще всего сочетается: с недостаточно развитым интеллектом, негибкостью мыслительных процессов, бедностью идей; со слабым характером, низкой способностью владеть собой в напряженных условиях, со скованностью и беспокойством; с привычкой к неудачам, отсутствием веры в себя, с нереалистичными и поверхностными представлениями о себе; с повышенной озабоченностью мнением о себе других людей, внушаемостью, пассивностью, недоверчивостью, настороженностью; с тяготением к морализированию, поучениям, с нетерпимостью ко всему, что кажется отклонением от нормы, с авторитарностью, догматизмом, стереотипностью мышления. Так стоит ли множить, тиражировать конформистов, усиливать приспособленческое начало в растущем существе? Полагаем, что ответ напрашивается сам собой: не стоит, поскольку конформизм влечет за собой низкие жизнеспособность, оптимизм и открытость миру. Вряд ли существует в растущем человеке что-то более ценное, чем самостоятельность. Мы за развитие инициативного, независимого начала в растущем человеке, но начала продуктивного, а не провозглашаемого, естественного, а не демонстративного. Мы подчеркнули этот момент не случайно для того возрастного периода, о котором мы говорим, — три и шесть—десять лет. Индивидуализм — порождение неправильного воспитания. Чтобы изжить его, следует включить ребенка в систему требований, близкую большинству его сверстников: он должен иметь трудовые поручения по дому, заботиться о других, учиться отказываться от удовольствий в пользу долга. При всей распространенности понятия "самостоятельность" его содержание разные люди трактуют по-разному. Какие же черты, на наш взгляд, нужно прививать подрастающему человеку, чтобы он вырос самостоятельным? Речь идет прежде всего о таких качествах, как: независимость, т.е. способность без прямого руководства и помощи, своими собственными силами достичь поставленной цели; инициативность, т.е. готовность реализовать собственный почин, свою идею, намерение, план; творчество, т.е. умение проявлять выдумку, желание выполнить работу по-своему, стремление к рационализаторству; критичность, т.е. способность анализировать ситуацию или продукт труда с целью дать им собственную оценку, выделить достоинства и недостатки. Есть одно неукоснительное правило: если мы хотим воспитать своего ребенка самостоятельным, мы должны предоставлять ему возможность проявлять это качество! Радуют ли нас самостоятельностью сегодняшние шести-десятилет-ние мальчики и девочки? Признаем, что оснований для оптимизма маловато: лишь около 20—30% дошкольников и младших школьников способны на соответствующем возрасту высоком уровне проявить независимость, инициативу, творчество и критичность. Теперь от слов перейдем к делу, обеспечив их единство. С чего начать? С подбора заданий. Полезны задания, которые требуют умения сравнивать (предметы, образы, знаки, слова, героев); анализировать (расчленять, классифицировать по категориям, устанавливать всевозможные связи и зависимости); конструировать (превращать равенство в неравенство, и наоборот, применять разные способы решения одной и той же задачи); обосновывать выполняемые действия; проверять способы и результаты решения; приводить доводы в их защиту. Чтобы результат был воспитывающим, а не развращающим, ребенок должен сознательно относиться не просто к тому, что получилось в конце его работы, а ко всему процессу ее выполнения — от начала и до конца. Что это значит? Это значит, что ваш сын или дочь, приступая к выполнению любого задания, должны: понимать содержание того, что выполняют; осознавать цель деятельности; предвидеть и предчувствовать ее прямые и косвенные результаты; оценивать достижение с точки зрения нравственных норм. Правильно воспитывает лишь достойный результат, в котором объективные (количество, качество, правильность) и субъективные (вложенный в работу труд ребенка) характеристики соответствуют высоким нравственным образцам. По мнению известного советского психолога Ш.А. Амонашвили, "деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы". Самостоятельный ребенок — человек любознательный, удивляющийся с широко открытыми навстречу новому глазами, стремящийся к истине, предпочитающий сложное простому, с определенным кругом интересов, с умением концентрировать свое внимание на главном, способный к догадкам, умеющий выдвигать версии, склонный к логическим рассуждениям, творческий, способный приводить доводы, отстаивать свою точку зрения, ориентирующийся в новых условиях. Вырастить ребенка самостоятельным — значит запрограммировать его на счастье, на высокую жизнеспособность и радость существования. А кто из нас не хочет видеть счастливым самое родное в мире существо? Самостояние (самостоятельность как деяние!), по словам великого русского поэта А.С. Пушкина, — залог величия человека, это ощущение им себя как единицы, как продолжателя своего рода, как существа, ответственного за свою честь. Только самостоятельный человек может состояться как личность, реализовать свои потенциальные возможности. Способным к самоуважению может быть только самостоятельный человек! Попытаемся выразить самоуважение в виде формулы: Самоуважение - Успех (реальные достижения) v^uMUrDuJi^dmc — т-г / ^. • Притязания (желаемые достижения) Из представленной формулы следует: чем выше притязания сына или дочери, тем большими должны быть их достижения, чтобы они чувствовали себя удовлетворенными, испытывали самоуважение. Высокое или низкое, адекватное или неадекватное самоуважение определяет общий тонус, состояние, настроение, планы, активность маленького человека. Пониженное самоуважение делает поведение и деятельность болезненными, неустойчивыми, нередко провоцирует ложное поведение. [Повышенное, продолжим мысль автора, — залог счастья. Но оказывается, что счастливым проще всего стать, понижая знаменатель, уменьшая свои амбиции, притязания. Поэтому вполне счастливыми себя могут чувствовать и те, кто копошится в своем бесконечно малом мирке. Именно по этому пути вынужденно прошло большинство из нас. И самыми счастливыми оказались те, кто о большом мире даже не догадывается, — безнадежные дураки и мещане. Настоящая личность всегда в чем-то несчастна, ибо ее планы всегда шире возможностей их осуществления.] Воинствующее отношение к абстрактному злу или проступку непродуктивно. Оно лишь порождает обезличенные, холодные, регистрирующие "правильные" мысли, лишенные переживаний. А это чревато тем, что из родного чада может с годами вырасти рафинированный "плюмбум", вроде бы справедливый, даже возводящий эту добродетель в абсолют, но при этом безжалостный, холодный, расчетливый и эгоистичный. Очень плохо, если маленький ребенок растет в сознании злорадного превосходства над теми, кого обделила природа, к кому немилостивыми оказались жизненные обстоятельства. Ребенок должен ощущать полифонию, свое созвучие с окружающими, нуждаться в других людях, радоваться возможности расширять их круг, чувствовать свою сопричастность. Только так он может стать культурным, великодушным и счастливым человеком, умеющим быть с людьми не рядом, а вместе, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свои особенности, свое собственное лицо. Растите счастливого человека! Такого, который в будущем сумеет создать собственными руками среду, благоприятную для его развития! Счастье — это не достигнутый предел, это процесс достижения одних целей и постановка других. Невозможно достигнуть абсолютного совершенства..Всегда остается неограниченный простор для непрерывного совершенствования. Непрерывное совершенствование — единственно неизменный принцип поведения! [Очень хотелось бы верить в реальность этих высоких принципов для наших условий, в наше время. Ведь без такой веры нельзя надеяться хотя бы в следующем столетии вырваться из той жуткой ямы, в которой мы оказались, и увидеть свет в конце туннеля — свет будущего, которое предначертано России великими прорицателями.]
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |