Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кононко ЕЛ. Чтобы личность состоялась 1 страница




(Из кн. "Звездный путь: Энциклопедия мудрости")

В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности.

Всякое достижение (как, впрочем, и неудача!) имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: "Самое сильное в человеке — его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью". Так попробуем на­чать с самого начала!

Состояться — произойти, осуществиться, т.е. из потенции превра­титься в реальность, из возможности стать действительностью.

Малыша нужно не только научить стоять на ногах, делать первые шаги, самостоятельно есть и одеваться, но и привить ему вкус к соб­ственному развитию, желание реализовать свои потенциальные воз­можности.

Состояться — значит реализовать свою собственную природную программу, прожить свою, а не кем-то задуманную жизнь.

Каждому из нас хочется, чтобы ребенок состоялся как личность.

Личность — это человек в своеобразии своего индивидуального лица, самобытный, по-своему уникальный, в чем-то непохожий на других.

В то же время личность — это человек с развитым чувством "мас­сы".

В этом, с одной стороны, залог его отказа от эгоцентризма, тще­славия, самолюбования, с другой — путь к полифонии с окружающи­ми, к соответствию требованиям социума.

Личность — существо сознательное, относящееся ко всему взве­шенно, рассудочно.

Такой человек ничего не принимает на веру, требует объяснений, доказательств, обоснований.

Личность — гармонически и разносторонне (а не всесторонне, поскольку это невозможно!) развитый человек, физически, интел­лектуально и нравственно здоровый, оптимистичный, жизнерадост­ный. Однобокость, развитость лишь одной какой-либо из этих сто-

рон в ущерб другой отодвигает, делает нереальной саму возможность состояться.

Всматриваясь в пестроту окружающей нас жизни, отметим любо­пытную закономерность: между типом семьи, образом нашей жизни, системой ценностей и избираемой программой воспитания сына или дочери существует определенная зависимость.

Сколько семей — столько и разных ориентаций в воспитании.

Где же на этом пути находится каждый из нас?

Предлагаем каждому поставить этот вопрос перед собой и попы­таться на него ответить. Помогут вам варианты возможных ответов в виде выхваченных из жизни под определенным углом зрения типов семей. Предлагая вашему вниманию семейные типы, прибегнем не к строгой, научной их классификации, а отдадим предпочтение житей­скому, обыденному подходу к их систематизации.

Накопитель. Что ж, читатель, вам сразу досталась роль современ­ного накопителя, в соответствии с которой для вас и всех членов ва­шей семьи труд — прежде всего средство наживы, а основная жизнен­ная цель — поиск пригодных для этого источников. Трудно вам при­ходится. Только недавно раздобыли импортную мебель, а уже надо подрабатывать, чтобы обзавестись видеомагнитофоном. Да, не жизнь, а гонка с препятствиями.

Похоже, оправдываются родительские ожидания. Не случайно же вы заботитесь о том, чтобы он рос физически сильным, выносливым, работоспособным, настойчивым, изворотливым, толстокожим (тон-кокожесть лишь мешает продвигаться по жизни). Для него окружаю­щие люди — это перво-наперво конкуренты, которых нужно обойти, перехитрить, опередить. Тут малец растет созданием гибким, сообра­зительным, хитрым.

Гастролер. Представьте себе, что вы человек-непоседа, то ли жаж­дущий перемены мест, то ли обреченный на нее силой жизненных об­стоятельств.

Ваши близкие потихоньку осваивают азы существования в полно­неполной семье. Так вы и живете: периодически рядом, чаще — врозь, никогда — вместе.

Ваше пребывание дома (в соответствии с ролью "гастролера") ко­ротко, оно интенсивно, но отрывочно и неустойчиво. Скорее всего вы не хотите такой же судьбы своему сыну. А между тем собственным примером невольно агитируете за нее.

Негативист. Представьте себя человеком с ярко выраженной кри­тичностью, склонным во всем видеть только недостатки, придирчиво все оценивать.

Ваши близкие, в том числе и семилетняя дочь, часто слышат что-то подобное этому: "Такая уродина (о соседке), а вырядилась, как на конкурс красоты!" или о сотруднице: "Подумай только, я работаю здесь 20 лет, а ответственной за проект назначили эту выскочку Анну Семеновну!"

Ребенком вы тоже, как правило, недовольны. Его воспитание сво­дится преимущественно к требованиям делать "как нужно" или "как сказали". А поскольку это удается дочери не всегда, она часто слы-

шит в свой адрес слова возмущения и упрека. С годами она и сама на­чинает все отрицать, критиковать, брюзжать. Это становится ее вто­рой натурой. Идет цепная реакция...

Здоровяк. Вам выпало попробовать себя не столько в роли чело­века с отличным здоровьем, сколько в роли главы семьи, культивиру­ющего жизнерадостное существование. Ваша философия проста — пока живешь, радуйся жизни: сытно ешь, сладко спи, весело гуляй, играй глазами и мышцами...

Бедное существо — ваша гонка за успехом стала его игрой. Он из кожи вон лезет, чтобы заявить о себе там, где чувствует свою силу, но при этом остается беспомощным и неприспособленным в быту, в общении со сверстниками.

Хамелеон. Представьте себя на несколько минут в непривычной (и все же для кого-то реальной) роли человека, легко меняющего свои мнения, взгляды, симпатии, имеющего множество самых разных об­личий: одно — для домашнего обихода, другое — для знакомых, тре­тье — для службы... Многоликость определяет вашу двойную мораль, склонность к компромиссам, неопределенность высказываний и по­ведения.

Посмотрим на эту роль под углом зрения ее проекции на самого маленького и соответственно наиболее податливого члена семьи. Что достается ему в наследство от хитроумных родителей? Наверное, мно­го всякого. Но среди прочего и известные многим, весьма нехитрые заповеди: не высовывайся, сиди тихо, не бери лишнего для себя.

Может ли из ребенка, которого не покидает мысль "как бы чего не вышло", вырасти первооткрыватель, исследователь, личность высо­ких порывов? Вряд ли.

Авантюрист. Вы предприимчивый, расчетливый человек, строя­щий жизнь на случайном успехе, порой беспринципный, чаще — рис­кованный. Живете, как придется, без всякого плана, не заботясь ни о перспективной, ни о ближайшей целях. Заняты сиюминутными забо­тами (что роднит вас с предыдущей ролью). Бесконечная гонка отби­рает массу сил и энергии, не позволяет спокойно посмотреть вокруг себя, увидеть главное, отсеять второстепенное.

Домашние воспринимают суету как данность. Ваша малышка на­чинает считать, что все время ненасытно много хотеть — это норма. Вероятнее всего, она растет активным, энергичным ребенком, с раз­витым исследовательским рефлексом. И это можно было бы привет­ствовать, если бы не одна деталь: ее активность чаще всего непродук­тивна, бессмысленна, направлена на достижение малозначимой цели.

Аскет. На вас маска в определенном смысле праведника, моралис­та, человека, стремящегося ни в чем не погрешить против нравствен­ности. Легко ли быть добродетельным? Отнюдь.

В существовании вашей семьи нет места свободному развитию, творчеству, выдумке, сюрпризу. Все привыкли к отработанному ук­ладу жизни, к расписанию, здравости. И взрослые, и самый малень­кий член семьи в своем поведении и деятельности руководствуются добродетельным "надо", начисто забыв о существовании "хочу". Пита-

ние в доме однообразное, гардероб скромный, увеселительные меро­приятия, развлечения сведены до минимума.

Нетрудно представить, как утомительно ребенку все время соответ­ствовать высокому стандарту, по существу недосягаемому образцу.

С высоты своей требовательности вы, как правило, низко оценива­ете достижения малыша. Поэтому он растет неуверенным, тревож­ным, униженным, все время старается заслужить, добиться, зарабо­тать симпатии окружающих, делать все "как нужно". Незавидная участь — всю жизнь "зарабатывать очки", оправдывать чьи-то ожида­ния, догонять ускользающий идеал.

Мимоза. Итак, напоследок предлагаем вам, читатель, попробовать себя в роли мягкого родителя.

Вы человек хрупкий, уязвимый, впечатлительный: нежная мелодия вызывает бурю чувств, красивый пейзаж — слезы умиления, неприят­ность — устойчивое тревожное состояние. Под напором наглеца вы из лирика превращаетесь в слабохарактерного, нерешительного че­ловека: начинаете его вяло, невнятно уговаривать, потихоньку уступа­ете, вполне можете стать соглашателем.

Вы весьма снисходительны в своих мнениях и оценках: легко вос­торгаетесь любыми, даже весьма посредственными результатами тру­да малышки (ее рисунки всегда восхитительны, шутки — умны, по­делки — изобретательны). Нетребовательность управляет становле­нием девочки, которая привыкает все делать кое-как, без выкладки. Хотя внешне она заимствовала вашу приветливость, внутренне, как и вы, нелегко сходится с людьми, редко находит с ними взаимопонима­ние, всегда оказывается под влиянием более сильного, легко увлека­ется и быстро остывает. Диапазон ее переживаний широк, но их ин­тенсивность и устойчивость низки.

Вот и подошла к концу своеобразная ролевая игра, позволившая нам не только развлечься, но и подвергнуть себя испытанию на зор­кость, самокритичность, смелость.

...По непреложному закону природы, самых-самых, т.е. наибо­лее одаренных, гениальных, талантливых по большому счету, немно­го, вернее сказать, мало, как и мало представителей и другой крайно­сти — совершенно бездарных, неспособных. Большинство же нас, смертных, относится к так называемым средним, т.е. обыкновенным. невыдающимся, просто нормальным: не красавцам, но и не уродам, в меру умным, достаточно умелым, вполне удачливым. И ничего ос­корбительного в этом факте нет! Это природа мудро соблюдает ба­ланс, ратует за спокойное развитие человечества. Ведь представители "крайних" групп, т.е. самые гениальные и самые бездарные, наиболее уязвимы. Так называемое "среднее большинство" — это ее опора и надежда, обеспечивающая стабильность.

На нас, нормальных, обыкновенных, держится жизнь. Мы — ее стержень и основа.

Но нормальный — вовсе не значит такой же, как все. Нашему об­ществу, как никогда, нужны сейчас индивидуальности.

Учить и воспитать всех сразу нельзя. Ювелирная работа по созда­нию личности требует от взрослого индивидуального подхода. Толь-

ко так можно вырастить человека "высокой пробы". Серийное про­изводство в воспитании себя не оправдало.

Природой человеку предопределена наивысшая обучаемость имен­но в начале его жизненного пути, т.е. в детские годы. Вот почему так важно, чтобы развитие ребенка проходило в оптимальных условиях. Примерно к девяти годам интеллект человека сформирован уже на 90%.

Если ребенок не встретит своего Учителя (им может быть не толь­ко педагог, но и кто-то из родителей), его способности утекут в пе­сок повседневности и рутины. Это истина первая.

Истина вторая; условия жизни, которые обеспечивают ребенку ро­дители, сами по себе еще не определяют его развития.

Хорошие условия жизни — не только красивое и удобное жилище, вкусная и калорийная пища, наличие дорогих игрушек и пр.

Вопрос нужно ставить так; способствуют или препятствуют усло­вия жизни развитию возможностей ребенка, содействует ли семья то­му, чтобы рос жизнеспособный, оптимистический, коммуникабель­ный человек со своим "ядром" или же поставляет неприспособленных к жизни неудачников, пессимистов, склонных к компромиссам. За родительскую слепоту, глухоту и безответственность всегда распла­чиваются дети — своим физическим и психическим здоровьем, своей судьбой.

Теперь о третьем моменте. Нужен социальный заказ именно на та­кую личность. Есть ли он сегодня? К счастью, да.

Вернемся к первому моменту!

О "неблагоприятных" условиях. Вот наиболее характерные из них:

игнорирование детской индивидуальности, нивелирование в ребен­ке непривычного, непонятного, не совпадающего с родительской точкой зрения, приводящее к выхолащиванию самобытного начала;

авторитарность как норма, исключающая возможность проявлять независимость и инициативу;

унижение личности — физические наказания, грубость взрослых, отсутствие настоящей заботы о ребенке, приводящие к появлению у него чувства незащищенности, неуверенности, собственной ненужно­сти;

захваливание малыша, окружение его излишней опекой близких взрослых, ограничение связей с окружающими людьми.

...Плач — свидетельство наших родительских ошибок. Если мы справедливы и внимательны к ребенку (при всей своей требователь­ности к нему), он не должен плакать.

Плач от обиды, непонимания, унижения, протеста, каприза лишь истощает. Он убавляет в ребенке силы.

Вначале не придавайте плачу (если он капризный, требовательный, демонстративный) особого внимания. Но и не игнорируйте плачуще­го — это оскорбительно!

Если при вашем выходе из комнаты (после неудавшихся попыток успокоить плачущего) плач прекращается, можете быть уверены — плач был для вас.

Материнская опека, тревожность, излишняя забота приводят к ос­лаблению воли у будущего мужчины, к его инфантильности, к эмо­циональной неустойчивости. Есть опасность, что в подобных случаях у малыша формируется неоправданное внимание к собственной пер­соне, озабоченность своим здоровьем, ипохондричность.

И только сам ребенок своей активностью, целеустремленностью, заинтересованностью создает реальные условия для продвижения, превращает возможность в действительность.

Ничего, что пока его поступь неуверенна и нестабильна. Важно, что старт взят, Он ведет к финишу под названием Судьба.

Физическая развитость ребенка — фундамент всего "здания".

Остановимся на таком распространенном нынче понятии, как аксе­лерат.

Сегодня подчас приходится слышать рассуждения и об ускоренном умственном развитии наших малышей, однако мы склонны считать, что в этих случаях понятие "осведомленность" путают с понятием "ум­ственная развитость".

Бесспорно то, что в процессе акселерации возросли силовые воз­можности наших детей. И это факт отрадный. Однако нередко на­блюдается диспропорция развития, в результате чего повышается утомляемость малышей. Наиболее ощутимым это будет в подростко­вом возрасте, когда станет особенно очевидным, что внутренние ор­ганы не поспевают за развитием внешней оболочки.

Психика в разные временные промежутки проходит различные "состояния" в своем развитии. В определенном смысле серединой пу­ти психического развития человека от момента его рождения до зре­лого возраста являются три года.

Очень важно помочь ребенку, поскольку не только нам, но и ему самому с собой бывает нелегко: нарушается психическое равновесие, настроение и поведение неустойчивы, снижается работоспособность, свертываются интересы, действия приобретают оппозиционный ха­рактер. Корить за это, во-первых, неэффективно (слова неудовольст­вия вряд ли отобьют охоту у малыша вести себя плохо) и, во-вторых, несправедливо — ребенок становится трудным из-за того, что роди­тельские воздействия не поспевают за быстрыми изменениями его личности (т.е. чем напористее мы стремимся заставить его слушаться, беспрекословно подчиняться, тем интенсивнее его сопротивление взрослому. И прекрасно! Если бы ребенок оказался мягкотелым, ему бы не отстоять свое Я в ежедневном противоборстве). Так что лучше отказаться от этого противоборства. На смену конфронтации долж­ны прийти наше терпение, мудрость и самокритичность.

Если мы действительно хотим, чтобы наш сын (дочь) реализовал себя, следует уже в детские годы упражнять его тело, мозг, душу, до­биваясь как минимум удовлетворительных показателей его возраст­ного физического, психического и социального развития.

В природе не существует хороших и плохих типов нервной систе­мы. Запомните это, дорогие родители, и никогда не корите природу!

Холерики и меланхолики живут в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью. Среди них большинство

музыкантов, художников, писателей. Сангвиники и флегматики ча­ще всего мыслители.

Ребенок любого типа наделен как положительными, так и отрица­тельными предпосылками.

К положительным следует отнести: активность, энергичность, при­страстие холерика; подвижность, оптимизм, работоспособность санг­виника; спокойствие, сдержанность, рассудительность флегматика;

отзывчивость, глубину и стойкость чувств меланхолика.

Отрицательными можно считать: несдержанность, резкость, неус­тойчивость холерика; легкомысленность, поверхностность, зависи­мость от интереса сангвиника; безразличие, вялость флегматика;

чрезмерную тревожность, неуверенность, боязнь нового меланхо­лика.

Больших успехов может достичь ребенок с любым темпераментом. Различия выступят не в результативной стороне, а в индивидуальном стиле его деятельности. Поэтому лучше не корить, не ломать приро­ду, не обижаться на нее, а считаться с ней!

Согласимся с тем, что генов гуманизма, трудолюбия, настойчивос­ти, стяжательства, преступности нет. Есть лишь определенные приро­дой особенности, которые, преломляясь через те или иные условия, могут либо способствовать раскрытию лучших сил человека, либо, наоборот, тормозить их.

Холерик с отвратительным характером может ставить в жизни вы­сокие цели и добиваться их нравственными средствами, а спокойный и рассудительный сангвиник — сомнительные или просто низкие и нисколько при этом не брезговать любыми средствами.

Способности — совсем не привилегия немногих, исключительных детей. Природа наделила каждое человеческое существо удивитель­ной способностью — широкой компенсацией одних свойств другими.

Всегда ли судьба маленьких "вундеркиндов" складывается удачно? Бывает, что блеск ранних достижений оказывается недолговечным и впоследствии не подтверждается.

Самый благоприятный путь развития не в том, чтобы малыш мак­симально быстро прошел все периоды детства и как можно скорее стал маленьким взрослым, а в том, чтобы он наиболее полно прожил каждый отрезок времени, освоил и воплотил все характерные для не­го особенности и черты.

Часто родители, обнаруживая у сына или дочери какие-то способ­ности, привлекают к этому факту внимание окружающих и самого ребенка. Так делать не стоит! Во-первых, потому, что излишний ажи­отаж не помогает продвижению ребенка. Во-вторых, возведение в культ способностей малыша может привести к развитию у него завы­шенной самооценки, которая в будущем окажется помехой в жизнен­ном самоопределении.

Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам. Они — объяснение легкости и быстроты их приобретения.

Какие же черты ума характеризуют развитого ребенка? Назо­вем наиболее значимые из них:

охват целого при одновременном внимании к деталям;

способность находить быстрое решение, исследовательская актив­ность;

способность осуществлять оценочную деятельность.

Любопытно, что мышление способного ребенка совмещает в себе, казалось бы, противоположные качества — быстроту и неторопли­вость, осторожность и смелость, гибкость и устойчивость.

Вообще нужно сказать, что способного ребенка отличает высокая жизнеспособность. Вероятно, сама природа позаботилась о том, что­бы талант не пропал, чтобы достаточно долго ему была предоставле­на возможность проявить свой дар, выразить свою необыкновенную, непохожую на других сущность. Так природа как бы "страхует" то, что является редкостью, чем нужно дорожить.

Есть и еще одна особенность, присущая большинству детей с высо­кими способностями, — высокая работоспособность, обостренная потребность в деятельности, в умственном напряжении. Хотя все ма­ленькие дети деятельны, однако индивидуальные различия в склонно­сти к умственному напряжению велики.

Следует быть особенно осторожным в требованиях к маленькому ребенку. Даже очень способному. Почему? Известный украинский психолог Г.С. Костюк говорил, что ни один человек не должен функционировать на максимуме. [Смешными выглядят яростные по­пытки немалой части родителей заменить истинные способности сво­их чад тасканием их по "элитарным" кружкам, группам. Особенно смешно это сейчас, в условиях добротного хозрасчета: ну, кончил на год раньше школу, ну, попал в "престижный" вуз, ну, кончил его с красным или там розовым дипломом, но ведь сколько сейчас таких отличников с высокими претензиями болтается в рядах безработных или в НИИ на третьестепенных ролях и окладах!]

Искусственный перевод ребенка с оптимального режима на боль­шое число "оборотов" чреват неприятностями: сверхзанятость, пере­грузка могут с годами опустошить человека, истощить его ресурсы, отгородить от внешнего мира невидимой стеной.

А вот одаренным мальчикам или девочкам очень нужны помощь, поддержка, внимание авторитетных взрослых. Они очень чувстви­тельны к позитивным и негативным оценкам, зависимы от руководст­ва, очень рассчитывают на то, что их заметят. Одаренные дети боятся дискриминации, уповают на понимание и содействие родителей и учи­телей.

Все ли мы всерьез относимся к детским желаниям?

Маленькие дети все время чего-то хотят, требуют, на чем-то наста­ивают, а если мы противимся их желаниям — капризничают, выража­ют неудовольствие. Что-то (чаще всего многое!) кажется нам стран­ным, лишним, преждевременным, опасным, хлопотным, и мы, не осо­бенно задумываясь над тем, что, в какой степени и почему движет растущей личностью, на всякий случай перекрываем ей возможность внедряться туда, куда ей вздумается. Безусловно, хаос движений, без­думность действий приветствовать не стоит. И все же непозволитель­но во имя своего покоя прерывать любые попытки ребенка достичь желаемого: спровоцированное взрослыми бездействие, укрощенная

активность, загнанное вовнутрь желание, нереализованная потреб­ность тормозят развитие личности дошкольников и младших школь­ников.

Недоразвитие познавательного стремления сына или дочери может стать основой их умственного недоразвития.

Теперь о следующей группе потребностей — потребности в "эмо­циональном созвучии" с людьми.

Эмоциональное созвучие — своеобразный "предохранитель", за­щищающий растущее существо от эгоизма.

Подчас родители и другие родственники окружают ребенка чрез­мерной любовью, постоянно стремятся быть у него на виду, помочь, подстраховать, сделать что-то приятное. В таких условиях у младенца не формируются механизмы, позволяющие ему осуществлять эмоци­ональный контакт с ними: потребность в нем просто не конкретизи­руется, ребенок не ищет контакта с этими взрослыми. У него прояв­ляются такие черты, как холодность, эгоизм, неумение отзываться на состояние другого. Пресыщенность не позволяет ребенку почувство­вать потребность в других по-настоящему.

С первых лет жизни нужно позаботиться о том, чтобы активность развлекательного типа не заменяла ребенку его реальной актив­ности — производительной, исследовательской. Уже в первом десяти­летии жизни должно прийти чувство осмысленности своих действий. Любых. В самых разных сферах деятельности. Хорошо, если разви­тие разносторонне. Излишне ранняя специализация может нарушить общее приспособление ребенка. Пусть он по возможности усвоит:

смысл любой деятельности в ее целенаправленности, в достижении определенного полезного результата. Плохо, если он научится удов­летворяться одной лишь процессуальной ее стороной, будет действо­вать во имя самого действия, чтобы просто быть чем-то занятым, все равно чем. Кстати говоря, малыш боится темной комнаты не потому, что она темная и, как думают многие мамы, поэтому страшная. Про­сто темнота мешает воспринимать ее во всех привычных маленькому человечку деталях...

...После десяти лет у многих мальчиков и девочек возникают во­просы: "Кто я такой?", "Что могу?", "Какова цель моей жизни?"

Если подростку уже двенадцать—четырнадцать и его совершенно не заботит, есть ли у него в жизни какая-нибудь высокая цель, зна­чит, он отстает в своем развитии.

Несоразмерность множества желаний с ограниченными возможно­стями ребенка нередко вызывает у него неудовольствие. Ребенок тре­бует, командует, плачет. Как тут быть?

Есть смысл взять на вооружение следующее правило: взрослый не должен исполнять ни одного желания маленького ребенка лишь на том основании, что он этого хочет. Даже если желание вашего сы­нишки правомерно, вытекает из естественной потребности, его сле­дует выполнять не тогда, когда ребенок требовательно высказал вам свое желание, а в другой момент. Пусть с детских лет сын или дочь запомнят, что требовательный, властный тон не приводит к исполне­нию желания.

Не старайтесь исполнять все без исключения просьбы малышей. Так у них (заметьте, с вашей помощью!) может развиться попрошай­ничество, назойливость, лесть. Конечно, регулировать детские по­требности нелегко, но необходимо. При этом обращайте, пожа­луйста, внимание как на количество потребностей своего малыша, так и на их качественные характеристики. Что же при этом особенно важно?

Не должно нарушаться соотношение между желаниями и возмож­ностями ребенка, иначе взрослый превратится в слугу, опекуна свое­го малыша, будет вместо него реализовать задуманное. Какие потреб­ности ребенка следует поощрять? Те, удовлетворение которых спо­собствует его развитию, — потребность в труде, образовании, прине­сении пользы другим. Плохо, если с детства малыш усвоит, что глав­ными являются потребности в пище, отдыхе, развлечениях и только.

Чтобы завтра наши сынишка или дочка оказались жизнеспособ­ными и оптимистичными людьми, мы уже сегодня должны позабо­титься об их высоких мыслях и чувствах. Много лет тому назад вели­кий русский писатель Л.Н. Толстой сказал об этом вещие слова: са­мый хороший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а самый плохой — чужими мыслями и своими чувствами...

Кто он такой, наш малыш? Умеет ли ладить с людьми?

Как оценить меру его нравственного достоинства? Попытаемся для начала выяснить для себя главное: что предпочитает растущая лич­ность — принимать позу или занимать позицию?

Будущая нравственная или безнравственная позиция человека с че­го-то в детстве начинается. Возможно, с привычки к позе — при­творству, неискреннему поведению, с желания выдавать одно за дру­гое. Или с безобидных компромиссов со всеми и всегда. А может быть, и с тенденции от всего уклоняться, не брать на себя лишнего, уходить от споров.

Отношение к труду окажется показателем меры его трудолюбия, к людям — меры его человеколюбия, к себе — меры его самолюбия. Все вместе это и позволит определить меру нравственного достоинст­ва самого родного существа.

Стремится ли он сделать как можно больше или же ограничивает­ся минимумом, способен ли отказаться от удовольствия в пользу де­ла? Проследите, может ли сын или дочь по своей инициативе прове­рить качество выполненной работы, внести в нее, если надо, исправ­ления, а то и переделать заново? Умеет ли ребенок браться за дело добровольно и оптимистично или же всегда воспринимает его только как принуждение, идущее от взрослого? Все это расскажет вам о его трудолюбии.

Помните: самоограничение — свидетельство неполной отдачи.

О степени человеколюбия сына или дочери вы сможете судить на основании того, как они относятся к окружающим людям — взрос­лым, ровесникам, тем, кто младше их, к родным (близким и посто­ронним). Способен ли он по своему почину поделиться с товарищами игрушками, школьными принадлежностями? Часто ли приходит на помощь друзьям, попавшим в нелегкое положение? Может ли он (и

по отношению к кому именно) проявить сочувствие? Проявляет ли тактичность и уважительность по отношению к малознакомым или чужим людям?

О мере самолюбия ребенка можно сделать вывод на основании то­го. относится ли к себе маленький человек с уважением или же это не имеет для него еще существенного значения, радуется ли сам резуль­татам своего труда или ориентируется только на похвалу.

Непозволительно всю жизнь делать выбор за своего ребенка! Ведь с годами у него может атрофироваться сама потребность (не говоря уже об умении) реализовать себя по собственному разумению. К тому же, лишая малыша возможности проявить, испытать себя, мы растим его в незнании и неопытности.

Задача взрослых — почаще предъявлять ему набор альтернатив.

Сущность, содержание и форма позиции, которую занял ребенок в детстве, меняются редко! Маленький эгоист редко превращается во взрослого альтруиста. Начинающий созерцатель почти никогда не становится активным деятелем.

Рассмотрим четыре типа позиций, характерных для детей в возрас­те шести—десяти лет.

Первый тип позиции — созидательная. Она характерна для детей деятельных, активно "строящих" любую деятельность. Основной, ве­дущий тезис этих девочек и мальчиков: "Если не я, то кто же?" Они никогда не остаются в стороне от общих дел семьи, группы, класса. Им до всего есть дело. Они очень заинтересованные, оптимистич­ные люди. Выполняя любую работу, стремятся добиться достойного результата (по количественным и качественным показателям). Наи­более значимы для них мотивы самоутверждения и общественной значимости выполняемого дела. Их характеризует сознательное от­ношение ко всему вокруг, слова и поступки у них всегда совпадают. Это инициативные дети, выдумщики, творцы. Они уважительно от­носятся к людям, умеют строить с ними положительные взаимоотно­шения. Способны объективно оценить сделанное. Не только критич­ны, но и самокритичны. Способны, не дожидаясь подсказки, добро­вольно взяться за дело. Из двух заданий всегда выбирают более слож­ное. Склонны к риску. Умеют вырабатывать собственное суждение и отстаивать его в споре с другими. Главное для них — истина, справед­ливость. Ее добиваются всегда. Успех связывают не столько с оце­ночными суждениями авторитетных взрослых, сколько с реальными характеристиками своего достижения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.