КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1. Перечислите виды нарушения зрения.
1. Перечислите виды нарушения зрения. 2. Чем различаются характеристики слепых детей и слабовидящих? 3. Каковы особенности обучения и воспитания детей с наруше 4. Составьте классификацию нарушений зрения. Литература 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное 3. Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Специальная 4. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.; Специальная 3.5. Нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие) Слух — одно из внешних органов чувств человека, органом которого служит ухо; способность воспринимать звуки. Проблемами нарушения слуха занимается сурдопедагогика (от лат. зигйиз — глухой) — отрасль специальной педагогики, изучающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.
Разделами сурдопедагогики являются: 1) история сурдопедагогики; 2) теория обучения и воспитания детей дошкольного и 3) частные методики; 4) сурдотехники. В рамках суродопедагогики решается ряд задач: изучение и обобщение образовательной и воспитательной практики детей с нарушенным слухом; разработка методических указаний по совершенствованию процесса воспитания и образования детей с нарушениями слуха; разработка специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом; внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; совершенствование технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха; совершенствование психокоррекционных методов и техник работы по социальной адаптации и социально-профессиональной реабилитации лиц с нарушенным слухом. Виды нарушений. По состоянию слуха различают лиц: 1) глухих (глубокое, стойкое двустороннее нарушение, 2) слабослышащих (тугоухость — стойкое понижение В рамках детской сурдопедагогики выделяют следующие категории детей с нарушениями слуха: 1) глухие дети; 2) позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь); 3) слабослышащие дети. 1. Глухие дети (глубокое стойкой двустороннее нарушение слуха) — это дети с порогом восприятия выше 80 дб (полное выпадение слуха). Однако абсолютная глухота достаточно редка. Обычно все же воспринимаются отдельные очень громкие, низкие или резкие звуки, например, свистки, звонки. Самостоятельное овладение речью невозможно. Различают раннюю и позднюю глухоту. При ранней глухоте поражение слуха возникает до сформирования речи, и, следовательно, отсутствие речи является вторичным дефектом. Основной при формировании словесно-речевой системы становится письменная речь (чтение, письмо). Основу развития мышления составляет комплекс образов, наглядных представлений, жестовых средств, в результате чего мышление остается наглядно-образным. 2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь). 3. Слабослышащие дети. При данном дефекте следствием неполноценного слуха является речевое недоразвитие, влияющее на весь процесс общего развития и взаимодействие с социумом. Патогенетической основой нарушений слуха являются нарушения функционирования слухового анализатора. Причины возникновения нарушений слуха: 1) врожденные (инфекционные и вирусные заболевания женщины во время беременности; внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными, алкогольными веществами; наследственные заболевания; резус-конфликт; травмы плода) и 2) приобретенные (детские инфекции, например, паротит, скарлатина, корь, эпидемический менингит; грипп; острые и хронические отиты; черепно-мозговая травма). Характеристика детей с нарушениями слуха 1. Физические и моторные особенности находятся в 2. Уровень работоспособности снижен. 3. Уровень психического развития имеет существенные отличия в темпе — замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Различия в психической деятельности между слышащим и ребенком с нарушенным слухом на начальных эта Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации. У глухих детей существенно ограниченные возможности овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В подростковом возрасте часто возникают реакции, являющиеся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается отклонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности. 4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с на Невербальные функции интеллекта, как правило, развиваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядного мышления преодолеваются в процессе овладения словарем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к состоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зрения (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слуховых нарушений, при исключении зрительного восприятия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоянии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы). 5. Уровень развития речи. Внимание. Основной проблемой при нарушениях слуха являются расстройства для интеллектуального и психического развития. Внимание соответствует норме. 6. Восприятие. Память. Затруднено формирование 7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно- 10. Особенности обучения в школе. При условии коррекционно-компенсаторного обучения глухие дети за двенадцать лет овладевают программой восьмилетней школы и получают профессиональную подготовку. Поскольку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в школах для слабослышащих существует два отделения. В первое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во второе — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее образование, а дети из второго — неполное среднее и профессиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе. Вывод. При условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены. Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут воспитываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и /или слабослышащих детей; детских садах комбинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей; образовательных учреждениях компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста «Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буквами начинается с двухлетнего возраста. В структуре образовательных учреждений компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут также быть группы и для детей преддошкольного и дошкольного возраста, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двеннадцатый школы для слабослышащих или глухих детей. Соответственно, в данных учреждениях реализуются две образовательные программы: 1) дошкольного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей и 2) школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа. Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучаются в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Основу педагогического процесса в школах II вида составляет коррекционно-развивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность. В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдопедагога. Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Классификации Существуют следующие классификации нарушений слуха: 1) классификация Ж.В; Неймана; 2) Международная классификация; 3) Педагогическая классификация Р.М. Боскис. 1. Классификация Л.В. Неймана (1961) Слабослышащие дети по величине средней потери слуха (от 500 до 4000 герц) I степень — не выше 50 дБ II степень — от 50 до 70 дБ Глухие дети по объему воспринимаемых частот I группа — 125-250 Гц II группа — 125-500 Гц VI группа — 125-2000 Гц и выше Условная граница между тугоухостью и глухотой составляет 85 дБ. 2. Международная классификация (1988) Тугоухость Глухота по средней потере слуха в диапазоне более 90 дБ. трех частот: 500,1000 и 2000 Гц I степень — 26-40 дБ II степень — 41-55 дБ VI степень — 71-90 дБ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |