Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Перечислите виды нарушения зрения.




1. Перечислите виды нарушения зрения.

2. Чем различаются характеристики слепых детей и слабовидящих?

3. Каковы особенности обучения и воспитания детей с наруше­
ниями зрения?

4. Составьте классификацию нарушений зрения.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном обра­зовании: Учебное пособие для студентов средних педагогиче­ских учебных заведений. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2001.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних специальных учебных заведе­ний. — М.: Академия, 2000.

3. Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Специальная
дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребе-левой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.; Специальная
педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагоги­ческих учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой.-
М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.5. Нарушения слуха

(глухие, оглохшие, слабослышащие)

Слух — одно из внешних органов чувств человека, ор­ганом которого служит ухо; способность воспринимать звуки.

Проблемами нарушения слуха занимается сурдопеда­гогика (от лат. зигйиз — глухой) — отрасль специальной педагогики, изучающая проблемы воспитания, обра­зования и обучения детей с нарушениями слуха.

 

 


Разделами сурдопедагогики являются:

1) история сурдопедагогики;

2) теория обучения и воспитания детей дошкольного и
школьного возраста, имеющих недостатки слуха;

3) частные методики;

4) сурдотехники.

В рамках суродопедагогики решается ряд задач: изу­чение и обобщение образовательной и воспитательной прак­тики детей с нарушенным слухом; разработка методиче­ских указаний по совершенствованию процесса воспита­ния и образования детей с нарушениями слуха; разработ­ка специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом; внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; совершенствование технических средств для коррекции и компенсации де­фектов слуха; совершенствование психокоррекционных методов и техник работы по социальной адаптации и со­циально-профессиональной реабилитации лиц с нарушен­ным слухом.

Виды нарушений. По состоянию слуха различают лиц:

1) глухих (глубокое, стойкое двустороннее нарушение,
врожденное или приобретенное в раннем детстве, харак­теризующееся полным отсутствием слуха или резкой сте­пенью его снижения, при которой восприятие речи невоз­можно);

2) слабослышащих (тугоухость — стойкое понижение
слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи и име­ющее степень выраженности от небольшого нарушения
восприятия шепотной речи до резкого ограничения вос­приятия речи разговорной громкости).

В рамках детской сурдопедагогики выделяют следую­щие категории детей с нарушениями слуха:

1) глухие дети;

2) позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь);

3) слабослышащие дети.

1. Глухие дети (глубокое стойкой двустороннее нару­шение слуха) — это дети с порогом восприятия выше 80 дб (полное выпадение слуха). Однако абсолютная


глухота достаточно редка. Обычно все же воспринимают­ся отдельные очень громкие, низкие или резкие звуки, например, свистки, звонки. Самостоятельное овладение речью невозможно. Различают раннюю и позднюю глу­хоту.

При ранней глухоте поражение слуха возникает до сформирования речи, и, следовательно, отсутствие речи является вторичным дефектом. Основной при формирова­нии словесно-речевой системы становится письменная речь (чтение, письмо). Основу развития мышления составляет комплекс образов, наглядных представлений, жестовых средств, в результате чего мышление остается наглядно-образным.

2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь).
У позднооглохших детей поражение слуха происходит в
дошкольном или школьном возрасте после овладения ре­
чью. Основная задача при обучении этой категории детей
заключается в сохранении и развитии устной речи.
Не менее важно научить детей познавать действительность
с помощью словесно-логического мышления. Позднооглох­шие дети обучаются отдельно от глухих.

3. Слабослышащие дети. При данном дефекте след­ствием неполноценного слуха является речевое недораз­витие, влияющее на весь процесс общего развития и вза­имодействие с социумом.

Патогенетической основой нарушений слуха являют­ся нарушения функционирования слухового анализатора.

Причины возникновения нарушений слуха: 1) врож­денные (инфекционные и вирусные заболевания женщи­ны во время беременности; внутриутробные интоксика­ции химическими, лекарственными, алкогольными веще­ствами; наследственные заболевания; резус-конфликт; травмы плода) и 2) приобретенные (детские инфекции, например, паротит, скарлатина, корь, эпидемический ме­нингит; грипп; острые и хронические отиты; черепно-моз­говая травма).


Характеристика детей с нарушениями слуха

1. Физические и моторные особенности находятся в
границах нормы.

2. Уровень работоспособности снижен.

3. Уровень психического развития имеет существен­ные отличия в темпе — замедление психического разви­тия после рождения и ускорение в последующие перио­ды. Различия в психической деятельности между слыша­щим и ребенком с нарушенным слухом на начальных эта­
пах онтогенеза незначительные, но с тенденцией к
нарастанию. Если коррекционные мероприятия были на­
чаты своевременно, то с определенного момента различия
начинают уменьшаться: чем благоприятнее условия, тем
быстрее нивелируются недостатки развития ребенка, име­ющего нарушения слуха, по сравнению с развитием нор­мально слышащего ребенка.

Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональ­ные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают пред­посылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудно­сти социальной адаптации.

У глухих детей существенно ограниченные возможно­сти овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В под­ростковом возрасте часто возникают реакции, являющие­ся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается от­клонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности.


4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с на­
рушениями слуха неоднородна: дети с нормальным ин­теллектом, дети с вторичной ЗПР, дети с УО. Сохранность
интеллекта и уровень психического развития связаны со
степенью тяжести слухового дефекта и временем начала
коррекционной работы.

Невербальные функции интеллекта, как правило, раз­виваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логи­ческого мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядно­го мышления преодолеваются в процессе овладения слова­рем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к со­стоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зре­ния (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слухо­вых нарушений, при исключении зрительного восприя­тия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоя­нии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы).

5. Уровень развития речи. Внимание. Основной про­блемой при нарушениях слуха являются расстройства
речи: 1) замедлен темп формирования речи; 2) выражено
недоразвитие звуко-буквенного анализа, что приводит к
нарушению фонетической стороны речи, 3) бедный сло­варный запас и ассоциативные связи; 4) слова долго не
используются как средства общения. Чтение и письмо
имеют большее значение по сравнению с устной речью



для интеллектуального и психического развития. Внима­ние соответствует норме.

6. Восприятие. Память. Затруднено формирование
расчлененного и обобщенного восприятия. Память близ­ка норме, но у глухих замедлено развитие словесной па­мяти.

7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
ролевая игра)
— сформирована.

10. Особенности обучения в школе. При условии коррекционно-компенсаторного обучения глухие дети за две­надцать лет овладевают программой восьмилетней шко­лы и получают профессиональную подготовку. Посколь­ку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в шко­лах для слабослышащих существует два отделения. В пер­вое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во вто­рое — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее обра­зование, а дети из второго — неполное среднее и профес­сиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального под­хода могут обучаться в массовой школе.

Вывод. При условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены.

Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) могут вос­питываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и /или слабослышащих детей; детских садах ком­бинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных шко­лах, школах-интернатах для глухих или для слабослыша­щих и позднооглохших детей; образовательных учрежде­ниях компенсирующего вида для глухих или для слабо­слышащих детей дошкольного и школьного возраста



«Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буква­ми начинается с двухлетнего возраста. В структуре обра­зовательных учреждений компенсирующего вида для глу­хих или для слабослышащих детей могут также быть груп­пы и для детей преддошкольного и дошкольного возрас­та, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двеннадцатый школы для слабослы­шащих или глухих детей. Соответственно, в данных уч­реждениях реализуются две образовательные программы: 1) дошкольного образования для глухих или для слабос­лышащих и позднооглохших детей и 2) школьного обра­зования для глухих или для слабослышащих и поздноог­лохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучают­ся в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государствен­ного общеобразовательного стандарта. Основу педагоги­ческого процесса в школах II вида составляет коррекционно-развивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность.

В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдо­педагога.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действую­щей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Классификации

Существуют следующие классификации нарушений слуха:

1) классификация Ж.В; Неймана;

2) Международная классификация;

3) Педагогическая классификация Р.М. Боскис.


1. Классификация Л.В. Неймана (1961)


Слабослышащие дети

по величине средней потери слуха

(от 500 до 4000 герц)

I степень — не выше 50 дБ

II степень — от 50 до 70 дБ
III степень — более 70 дБ


Глухие дети по объему воспринима­емых частот

I группа — 125-250 Гц

II группа — 125-500 Гц
III группа — 125-1000 Гц

VI группа — 125-2000 Гц и выше


Условная граница между тугоухостью и глухотой со­ставляет 85 дБ.

2. Международная классификация (1988)

Тугоухость Глухота

по средней потере слуха в диапазоне более 90 дБ.

трех частот: 500,1000 и 2000 Гц

I степень — 26-40 дБ

II степень — 41-55 дБ
III степень — 56-70 дБ;

VI степень — 71-90 дБ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.