КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристикадетей с ДЦП
1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными. 2. Уровень работоспособности значительно снижен. 3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм Так, при поражении в первой половине беременности будет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О.Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с данным дефектом: 1) временная задержка темпов психического развития 2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности имеющая обратимый характер.
4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут 5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая не 6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых 7. Внимание: недостаточная концентрация. 8. Восприятие: замедленно. 9. Память: снижен объем механической памяти.
10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно- 11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуждаются в условиях специального образования. В нашей стране для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликлиники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы. Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллекта имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика. Перед поступлением в учебное заведение и трудоустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ). Вопросы 1. Назовите виды нарушений опорно-двигательного аппарата по 2. Каким образом соотносятся клинические симптомы и вторичные изменения при ДЦП? 3. Составьте таблицу, в которой соотнесите три периода течения 4. Выделите основные особенности нарушений развития при ДЦП. |Ш| Литература 1. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002. 2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания 4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Ось^вы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 3.7. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, неврозы, патологические реакции, патологическое формирование личности, акцентуации) Психопатии Психопатия — врожденная или приобретенная в раннем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгармоническому формированию личности и нарушению социальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди. Диагностика психопатии имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями самого понятия «норма», в соотнесении с которым и ставится большинство диагнозов. Кроме того, наличие высокого интеллекта, личностная неординарность прикрывают или видоизменяют проявления психопатии, что также затрудняет ее диагностирование. Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину) подразумевают наличие в поведении человека таких признаков как: 1) тотальность; 2) необратимость (относительная); 3) склонность к дезадатптации.
1. Тотальность. Предполагает проявление дезадаптив-ного поведения индивида в большинстве или во всех сферах его деятельности. 2. Относительная необратимость психопатии заключается в том, что личностные дисгармонии, обнаруживаясь
в раннем детстве, проявляют себя до глубокой старости, не исчезая, но и не переходя в иную болезненную форму. 3. Слонностъ к дезадатптации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой самооценки, неприятием себя, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Причины возникновения психопатий. Возникновение психопатий определяется совокупностью патогенетических факторов: 1) биологической неполноценность мозга (в результате 2) неблагоприятным социальным окружением; 3) дисфункциональными отношениями в родительской 4) отклоняющимся от нормы типом воспитания. Виды психопатий: I) дисгармонический психический инфантилизм; II) конституциональная (ядерная) психопатия; III) органическая психопатия. I. Дисгармонический психический инфантилизм: незрелость психики в результате задержки развития на ранних этапах онтогенеза. Реабилитационные мероприятия носят больше воспитательный, чем медицинский характер. Типы психопатии: 1) неустойчивые и возбудимые личности; 2) истероидные личности, 3) псевдологические личности. 1. Неустойчивые и возбудимые личности. Интеллект 2. Истероидные личности. Эмоции неустойчивы. Высокий уровень внушаемости. Эгоцентризм. Непрочность 3. Псевдологические личности. Возбудимое воображение со склонностью к фантазированию и последующим II. Конституциональная (ядерная) психопатия. В основе лежит наследственная предрасположенность к определенному складу личности. По наследству передается не патологичное поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга. В большинстве случаев начинают проявляться в раннем и дошкольном возрасте. Реабилитационные мероприятия носят больше воспитательный, чем медицинский характер.
Типы психопатии: 1) гипертимные и циклоидные личности; 2) психастенические личности; 3) аутичные шизоиды. 1. Гипертимные и циклоидные личности. Оптимизм 2. Психастенические личности. Высокий уровень тревожности. Мнительны, пугливы, впечатлительны, пассивны, не способны к самостоятельному принятию решений. 3. Аутичные шизоиды. Умственное развитие ускорено. Способность оперировать отвлеченными понятиями III. Органическая психопатия. Основой изменения личности является органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период. Реабилитационные мероприятия носят больше медицинский, чем воспитательный характер. Типы психопатии: 1) бестормозные личности; 2) возбудимые личности. 1. Бестормозные (неустойчивые) личности. Интеллект в норме, но поскольку отсутствует способность к систематическому труду, то результативность обучения низкая: дети учатся плохо, сбегают с уроков. Характерно стремление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии познавательного интереса. Импульсивны, некритичны, неспособны к устойчивым теплым отношениям, отсутствует понимание последствий своих поступ-
ков. Характерен эйфорический оттенок настроения. В подростковом возрасте склонны к девиантному типу поведения, например, делинквентным поступкам, беспорядочной половой жизни, алкоголизмации и/или наркотизации. 2. Возбудимые личности (с повышенными влечениями). С раннего дошкольного возраста настроение носит угрюмо-мрачный характер (дисфория). Морально-этические нормы не прививаются. Преобладают инстинктивные потребности. Свойственны расстройства влечений, например, дромомания (стремления к бродяжничеству), пиромания (стремления к поджигательству), клептомания (стремления к кражам). Раннее начало половой жизни и алкоголизации. В сексуальных связях неразборчивы. Сексуальное поведение носит садистский характер. Характеристика детей с аномалией 1. Уровень работоспособности снижен. 2. Уровень психического развития. Эмоционально- 3. Уровень развития речи и интеллекта в норме. 4. Внимание неразвито. Отсутствие навыков сосредоточения. 5. Восприятие и память в норме. 6. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно- 7. Особенности обучения в школе. Строгий контроль. Вывод: психопатия характеризуется дисгармоничным развитием личности как системы: полноценное умственное развитие сочетается с недоразвитием и изменением эмоционально-волевой сферы.
Необходимо различать психопатии и психопатоподобные расстройства (состояния) — стойкие изменения поведения, возникающие вследствие различных заболеваний, ведущих к органическому поражению головного мозга. Общее между психопатиями и психопатоподобными состояниями: 1) нарушения эмоционально-волевой сферы; 2) нарушения развития личности; 3) высокий уровень возбудимости, агрессивности, конфликтности; 4) расторможенность чувств и влечений; 5) отсутствие самоконтроля и чувства вины; 6) истощаемость психических процессов; 7) низкий уровень работоспособности. От психопатий психопатоподобные расстройства отличаются тем, что имеют органическое происхождение. Дети с психопатиями могут посещать дошкольные учреждения общего характера и обучаться в условиях массовой школы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |