Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристикадетей с ДЦП




1. Физические и моторные особенности. При двига­тельных нарушениях изменен весь ход моторного разви­тия, что сказывается на формировании нервно-психиче­ских функций, освоении предметно-практической дея­тельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе
психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нару­шением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются вне­шние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полго­да жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные на­рушения проявляются в виде мышечной вялости, сни­жении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насиль­ственные движения. К подростковому периоду проявле­ния ДЦП у разных больных становятся все более одно­родными.

2. Уровень работоспособности значительно снижен.
При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психи­ческих процессов; низкая переключаемость на другие виды
деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм
нарушения развития психики зависит от времени мозго­вого поражения, локализации и степени выраженности.


Так, при поражении в первой половине беременности бу­дет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О.Г. Приходько выде­ляет два варианта задержки психического развития у де­тей с данным дефектом:

1) временная задержка темпов психического развития
(при своевременной коррекционной работе возмож­но достижение уровня нормы);

2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недо­статочности имеющая обратимый характер.

 

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут
проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двига­тельной расторможенности, раздражительности, каприз­ности, плаксивости, реакции протеста или заторможен­ности, застенчивости.

5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свой­ственна интеллектуальная недостаточность, имеющая не­
равномерный, дисгармоничный характер, обусловленный
органическим поражением мозга на ранних этапах его
развития. В большинстве случаев детям свойственна низ­кая познавательная активность, которая проявляется в
отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредо­точенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых
нарушений составляет восемьдесят процентов. Основны­
ми формами речевых нарушений являются задержка ре­чевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письмен­
ной речи.

7. Внимание: недостаточная концентрация.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

 

10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП
и тяжести вторичных дефектов.

11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с
ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и пси­холого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуж­даются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликли­ники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образова­тельного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими воз­можностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллек­та имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заве­дения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, пе­реводчика. Перед поступлением в учебное заведение и тру­доустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Вопросы

1. Назовите виды нарушений опорно-двигательного аппарата по
О.Г. Приходько.

2. Каким образом соотносятся клинические симптомы и вторич­ные изменения при ДЦП?

3. Составьте таблицу, в которой соотнесите три периода течения
детского церебрального паралича и три степени тяжести ДЦП
по Л.И. Аксеновой.

4. Выделите основные особенности нарушений развития при ДЦП.

|Ш| Литература

1. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних специальных учебных заведе­ний. — М.: Академия, 2000.

 

 


3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для сту­дентов средних педагогических учебных заведений / Под ред.
Пузанова Б.П. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Ось^вы диагнос­тической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ,
2000.

3.7. Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, неврозы, патологические реакции, патологическое формирование личности, акцентуации)

Психопатии

Психопатия — врожденная или приобретенная в ран­нем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгар­моническому формированию личности и нарушению со­циальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди.

Диагностика психопатии имеет определенные трудно­сти, что обусловлено социокультурными особенностями самого понятия «норма», в соотнесении с которым и ста­вится большинство диагнозов. Кроме того, наличие высо­кого интеллекта, личностная неординарность прикрыва­ют или видоизменяют проявления психопатии, что также затрудняет ее диагностирование.

Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину) подра­зумевают наличие в поведении человека таких призна­ков как:

1) тотальность;

2) необратимость (относительная);

3) склонность к дезадатптации.

 

1. Тотальность. Предполагает проявление дезадаптив-ного поведения индивида в большинстве или во всех сфе­рах его деятельности.

2. Относительная необратимость психопатии заклю­чается в том, что личностные дисгармонии, обнаруживаясь

 

в раннем детстве, проявляют себя до глубокой старости, не исчезая, но и не переходя в иную болезненную форму.

3. Слонностъ к дезадатптации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в меж­личностном взаимодействии выражаются в неудовлетво­ренности, обидчивости, конфликтности, социально-психо­логической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой са­мооценки, неприятием себя, неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Причины возникновения психопатий. Возникновение психопатий определяется совокупностью патогенетиче­ских факторов:

1) биологической неполноценность мозга (в результате
неблагоприятной наследственности или органических по­вреждений);

2) неблагоприятным социальным окружением;

3) дисфункциональными отношениями в родительской
семье;

4) отклоняющимся от нормы типом воспитания.


Виды психопатий:

I) дисгармонический психический инфантилизм;

II) конституциональная (ядерная) психопатия;

III) органическая психопатия.

I. Дисгармонический психический инфантилизм: не­зрелость психики в результате задержки развития на ран­них этапах онтогенеза.

Реабилитационные мероприятия носят больше воспи­тательный, чем медицинский характер.

Типы психопатии: 1) неустойчивые и возбудимые лич­ности; 2) истероидные личности, 3) псевдологические лич­ности.

1. Неустойчивые и возбудимые личности. Интеллект
сохранен, иногда выше нормы, но интеллектуальные ин­тересы выражены слабо; знания носят поверхностный
характер; низкая продуктивность деятельности; недораз­виты высшие формы волевой деятельности; мотивация
поступков примитивна; высокий уровень возбудимости,
жажда новых удовольствий; склонность к девиантному
поведению в виде бродяжничества, случайных краж.

2. Истероидные личности. Эмоции неустойчивы. Вы­сокий уровень внушаемости. Эгоцентризм. Непрочность
личностных отношений и привязанностей. Жажда притя­заний сочетается с отрицательным отношением к систе­матическому труду. В переходный период возможны па­тологические реакции, например, заикание, отказ от пищи.

3. Псевдологические личности. Возбудимое воображе­ние со склонностью к фантазированию и последующим
неразличением детьми выдуманного и реального.

II. Конституциональная (ядерная) психопатия. В ос­нове лежит наследственная предрасположенность к опре­деленному складу личности. По наследству передается не патологичное поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга. В большинстве случаев начина­ют проявляться в раннем и дошкольном возрасте.

Реабилитационные мероприятия носят больше воспи­тательный, чем медицинский характер.


 


Типы психопатии: 1) гипертимные и циклоидные лич­ности; 2) психастенические личности; 3) аутичные шизоиды.

1. Гипертимные и циклоидные личности. Оптимизм
носит чрезмерный характер. Добродушны, но возбудимы,
вследствие чего легко ввязываются в драки. В пубертат­
ном периоде свойственны резкие колебания настроения.
Не способны к глубоким постоянным чувствам, что явля­ется причиной проблем межличностных отношений во
взрослом периоде жизни.

2. Психастенические личности. Высокий уровень тре­вожности. Мнительны, пугливы, впечатлительны, пассив­ны, не способны к самостоятельному принятию решений.
В случае возникновения конфликтных или стрессовых
ситуаций постоянно возвращаются к ним («мысленная
жвачка»). К работе относятся тщательно.

3. Аутичные шизоиды. Умственное развитие ускоре­но. Способность оперировать отвлеченными понятиями
сочетается с недоразвитием двигательной и образной сфер.
Потребность в общении снижена. Оторваны от реальнос­ти. Испытывают ощущение отгороженности от сверстни­ков. Поведение носит парадоксальных характер.

III. Органическая психопатия. Основой изменения лич­ности является органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного разви­тия или в перинатальный период.

Реабилитационные мероприятия носят больше меди­цинский, чем воспитательный характер.

Типы психопатии: 1) бестормозные личности; 2) возбу­димые личности.

1. Бестормозные (неустойчивые) личности. Интеллект в норме, но поскольку отсутствует способность к система­тическому труду, то результативность обучения низкая: дети учатся плохо, сбегают с уроков. Характерно стрем­ление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии познавательного интереса. Импульсивны, некритичны, неспособны к устойчивым теплым отноше­ниям, отсутствует понимание последствий своих поступ-

 

 


ков. Характерен эйфорический оттенок настроения. В под­ростковом возрасте склонны к девиантному типу поведе­ния, например, делинквентным поступкам, беспорядочной половой жизни, алкоголизмации и/или наркотизации.

2. Возбудимые личности (с повышенными влечения­ми). С раннего дошкольного возраста настроение носит угрюмо-мрачный характер (дисфория). Морально-этиче­ские нормы не прививаются. Преобладают инстинктив­ные потребности. Свойственны расстройства влечений, на­пример, дромомания (стремления к бродяжничеству), пи­романия (стремления к поджигательству), клептомания (стремления к кражам). Раннее начало половой жизни и алкоголизации. В сексуальных связях неразборчивы. Сек­суальное поведение носит садистский характер.

Характеристика детей с аномалией

1. Уровень работоспособности снижен.

2. Уровень психического развития. Эмоционально-
волевая сфера изменена. Высокий уровень возбудимости,
склонность к аффективным взрывам, агрессивность, не­
мотивированный негативизм, жестокость, расторможен-ность, отсутствие чувства стыда и вины, устойчивость
патологический проявлений, некритичность к себе и сво­им поступкам. Отношения с другими формируются на двух
полюсах: или эмоциональная холодность, жесткий эго­изм или повышенная ранимость, чувствительность.

3. Уровень развития речи и интеллекта в норме.

4. Внимание неразвито. Отсутствие навыков сосредо­точения.

5. Восприятие и память в норме.

6. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
ролевая игра) сформирована.

7. Особенности обучения в школе. Строгий контроль.
Последовательное сочетание поощрений и наказаний.

Вывод: психопатия характеризуется дисгармоничным развитием личности как системы: полноценное умствен­ное развитие сочетается с недоразвитием и изменением эмоционально-волевой сферы.

 


Необходимо различать психопатии и психопатоподобные расстройства (состояния) — стойкие изменения пове­дения, возникающие вследствие различных заболеваний, ведущих к органическому поражению головного мозга.

Общее между психопатиями и психопатоподобными состояниями: 1) нарушения эмоционально-волевой сфе­ры; 2) нарушения развития личности; 3) высокий уровень возбудимости, агрессивности, конфликтности; 4) расторможенность чувств и влечений; 5) отсутствие самоконтроля и чувства вины; 6) истощаемость психических процес­сов; 7) низкий уровень работоспособности.

От психопатий психопатоподобные расстройства от­личаются тем, что имеют органическое происхождение.

Дети с психопатиями могут посещать дошкольные уч­реждения общего характера и обучаться в условиях мас­совой школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.