КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акцентуации
Акцентуация — «чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Акцентуированные черты не так многочисленны как вариативны. Можно сказать, что это отдельные выделенные черты характера, находящиеся на грани между нормой и патологией. Иначе: черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом" возрасте и сглаживаются по мере взросления. В зависимости от степени выраженности возможно выделить скрытые и явные акцентуации. Кроме того, акцентуации под воздействием ряда факторов могут меняться: специфика социальнрго окружения, стиль семейного воспитания, состояние здоровья, профессиональная и учебная деятельность. При попадании индивида в длительные стрессогенные ситуации на базе акцентуаций могут возникать сложные аффективные реакции и психологические расстройства, например, неврозы. Виды акцентуаций: 1) гипертимический тип; 2) шизоидный тип; 3) застревающий, ригидный тип; 4) сензитив-ный тип; 5) педантичный тип; 6) астеноневротический тип; 7) циклотимический тип; 8) истероидный тип; 9) неустойчивый тип; 10) дистимический тип; 11) аффективно-экзальтированный тип. При каждом типе акцентуации имеются свои, свойственные только данному типу, «слабые места». Рассмотрим их. 1. Гипертимический тип. Характерологические проявления. В детстве склонны к озорству, шалостям. Внимание неустойчивое. В школе учатся неровно. В подростковом возрасте склонны к группированию. В группе занимают позицию лидера. Но их меняют часто, вместе с увлечениями. Слабое место — дисциплина. Асоциальны, так как любят риск и удовольствия. Как правило, нет близких друзей, но много приятелей. Более раннее сексуально созревание по сравнению с другими типами. Много сексуальных связей. Но они не прочны. В случаях дезадаптации легко коррегируются, если вовремя обращают внимание. Взрослые: легко адаптиру- ются, адекватны. Приятны в общении. Низкая предрасположенность к психическим заболеваниям. Стрессовые факторы. Все попытки ввести в строго регламентированный режим, ограничения активности, вынуждение заниматься неприятным делом. Проявления: побеги, нарушения поведения. Взаимодействие. Стиль взаимодействия с ними — мягкий, но настойчивый контроль. В подростковом возрасте рекомендуется вовлечение в социальные группы (предпочтительно спортивные секции). Формировать умение объективно оценивать свои возможности. 2. Шизоидный тип. Характерологические проявления. Как правило, отличаются высоким интеллектом. Никогда не бывает нарушений сознания. Спокойны, скрытны. Эстеты. Легко ранимы, но по отношению к другим отличаются черствостью. Предпочитают индивидуальные занятия. В детстве любят играть одни, групповые игры «не понимают». В подростковом возрасте черты заостряются. Отличаются большой скрытностью, но могут малознакомому человеку рассказать о себе практически все, если знают, что никогда больше его не увидят. Став взрослыми, могут достигать больших социальных высот, если найдут более практичного в земных делах покровителя. Стрессовые факторы. Ситуации, в которых нарушаются их границы (их личные вещи, дневники, мысли, ставшие достоянием посторонних). Могут давать очень бурные реакции, вследствие которых их могут принимать за истериков. Взаимодействие: индивидуальные поручения интеллектуального характера, когда они должны отвечать только за самих себя. Вследствие их эстетизма можно привлекать к самодеятельным концертам, театральным постановкам. 3. Застревающий, ригидный тип. Характерологические проявления. Основная черта данного типа акцентуации — чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. В подростковом возрасте повышаются характерные для них с детства подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательным переживаниям. Когда достигают взрослости неприятие чужого мнения и, как следствие, конфликтность могут несколько сглаживаться, но стремление к доминированию над другими остается на всю жизнь. Аккуратны, целеустремленны, самолюбивы, прилагают значительные волевые усилия в достижении поставленных целей, стремятся к авторитету и власти. Стрессовые факторы. Ситуации, в которых ставится под сомнение их компетентность и авторитет. Взаимодействие. Контроль, поощрения, разовые поручения, направленность которых должна меняться (например: нарисовать стенгазету, выступить на концерте), а выполнение строго контролироваться. 4. Сензитивный тип. Характерологические проявления. С детства проявляют пугливость, боязливость, особенно боятся некоторых животных. Чрезмерно привязаны к близким. Любят компанию, но боязнь быть обиженными толкает их на дружбу с младшими. В подростковом возрасте проявляют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. В морально-этическом плане рано становятся зрелыми личностями. Не склонны к группированию. Реакции эмансипации проявляются во внешней браваде, «жестах» (чаще в отношении близкого круга). Взрослые: склонны к неврастении, поскольку ставят себе очень высокую планку, которая часто превышает их реальные возможности. Стрессовые факторы: несправедливые обвинения, недоброжелательство окружающих приводят к глубокой депрессии. Взаимодействие: создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта. 5. Педантичный тип. Характерологические проявления. С детства им свойственны инертность психических процессов, негибкости мышления и поведения. В подростковом возрасте предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, способности держать слово. Часто страдают под бременем ответственности. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Обычно неразговорчивы, тихи, легко смущаются и краснеют, долго переживают неудачу. Уважают логику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чувствам. Любят анализировать свои мысли, чувства и поступки, что порой приводит к неадекватному восприятию реальности, мешает устанавливать теплые отношения с противоположным полом. Склонны к ипохондрии (чрезмерному вниманию к своему здоровью, страху перед неизлечимыми болезнями). Характерно подчинение нормам, требованиям; боязнь нового, моралисты, трудно меняют свои привязанности. Со сменой окружения меняются и их взгляды («быть как все»). Став взрослыми практически не меняются. Стрессовые факторы: если попадают в делинквентную среду. Необходимость изменить жизненные стереотипы может привести к депрессивным состояниям. Взаимодействие. Контроль, принадлежность к социально одобряемым группам (кружки, секции). Акцентуацию педантичности «нормализует» занятие искусством, вызывающим эмоциональный отклик и многозначность восприятия. 6. Астеноневротический тип. Характерологические проявления. Основная черта — склонность к отрицательным эмоциям, страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Видны с раннего детства: наблюдаются невропатии — капризность, плаксивость, быстрая истощаемость, пугливость, робость, застенчивость, страхи. Возможны энурез и заикание. В подростковом возрасте эти черты заостряются. Но на первое место выходят повышенный уровень утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии и формированию страхов, связанных со здоровьем. Возможны состояния аффекта с последующим раскаянь- ем. Не склонны к группированию. Увлечения интеллектуального характера. Более позднее сексуально созревавние. Реакции эмансипации проходят на близких людях. Взрослые: остается склонность к невротическим расстройствам с элементами навязчивости. Долго сохраняют моложавый вид. Стрессовые факторы: ситуации повышенной ответственности, требования высоких результатов, ожидания близких, воспринимаемые ими как чрезмерные (престижная школа) приводят к развитию ипохондрии, неврозов. Взаимодействие: интеллектуальные занятия, не вызывающие ситуаций сравнения и жестких требований.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |