Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патологическое формирование личности




Патологическое формирование личности — это изме­нение развития личности, имеющее психогенное проис­хождение и возникающее при сочетании двух факторов, первый из которых — наличие психотравмирующеи ситу­ации, второй — ее протяженность во времени.

Как правило, патологические реакции и патологиче­ское формирование личности протекают на фоне сгладив­шейся симптоматики ранее перенесенных соматических заболеваний, общей астенизации, биологических сдвигов, свойственных пубертатному периоду развития.

К вариантам патологического формирования лич­ности относят: 1) патологическое развитие характера (возникает как результат длительной психотравмирующеи ситуации или нарушенного воспитания); 2) невротиче­ское формирование характера (как этап затянувшегося невроза на фоне длительной, протяженностью до несколь­ких лет, психотравмирующеи ситуации); 3) постреактивное патологическое формирование личности (как послед­ствие перенесенного психогенного (реактивного) психоза); 4) патологическое формирование вследствие обостренного переживания физических дефектов и связанными с ними социальными ограничениями.

От психопатии патологическое формирование лично­сти отличается достаточно быстрым возвратом к норме, при условии нивелирования или исчезновения причин, вызвавших ее появление.

 


Для того, чтобы в формировании личности не возника­ло отклонений, необходимо соблюдение ряда условий, спо­собствующих формированию «идеальной нормальной лич­ности». Данные условия выделил Петр Францевич Лесгафт: 1) ребенок должен расти в атмосфере любви, тогда он сам научится любить; 2) значимые близкие должны быть для него эталоном нравственности; 3) отношение к ТРУДУ в семье должен быть радостным; 4) необходимо ис­ключить из жизни ребенка лакомства, азартные игры, табак, беспорядочную еду, а также роскошь и нищету, поскольку роскошь развращает, а нищета унижает; 5) чередовать труд — с игрой, игру — с учением, рисова­ние — с лепкой и т. д., причем занятия должен выбирать сам ребенок; 6) равномерно чередовать психофизическое напряжение с расслаблением, не допуская перегрузок; 7) контролировать окружение сверстников, исключая из него безнравственных детей.

Кроме того, Лесгафт критиковал семейное и школьное воспитание за то, что они не вырабатывают у ребенка са­мостоятельности суждения, что школа губит его индиви­дуальность, «его самостоятельное проявление, содейству­ет развитию в нем стадности за счет развития личных его способностей».

Выделяя основы воспитания ребенка в семье (соблюде­ние чистоты, отсутствие произвола взрослых, последова­тельность взрослых в словах и делах, признание ребенка как полноправного человека) призывал помнить, «что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека». Работа Лесгафта П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение» представляет интерес как научное произведение, поскольку в ней дано подробное описание психических, индивидуальных особенностей детей, беззнания и понимания которых невозможна организация полноценного воспитательного процесса. Так, в главе «Школьные типы» (сокращенный вариант) работы «Семей­ное воспитание ребенка и его значение» представлена клас­сификация детей по типам поведения ценность, которой

 


заключается в: а) подробной характеристике каждого типа; б) указании причин, которые привели к формированию подобных отрицательных привычек и черт характера.

«Лицемерный тип. Ребенок лицемерного типа при по­явлении в школе отличается обыкновенно скромной вне­шностью, в играх он подвижен и весел. Вначале он очень приветлив и внимателен ко всем окружающим, а потом более к тем, от которых что-либо зависит. Он сближается с ними более всего, угождает им и даже внимательно пре­дупреждает различные их желания. Вскоре оказывается, что этот прелестный ребенок не любим своими товарища­ми; это часто поражает наставника, который, однако, сна­чала объясняет себе это явление кознями худших учени­ков, тем более, что недовольство и является раньше всего со стороны учеников, не любимых учителем... При этом сближении с наставником ребенок передает то как бы слу­чайно в разговоре, а то и прямо все действия товарищей и их проступки. В школе часто случаются пропажи мелких вещей у товарищей, которые так же часто находятся у этого любимца... Он отличается хвастовством и надмен­ностью в отношении слабых и низших, лестью и трусос­тью в отношении сильных и старших. Клевета, сплетня, наговор, доносы, ложь делают его как невозможным това­рищем, так и вообще невозможным сожителем. Развитию такого типа более всего способствуют: ложь, лицеме­рие со стороны старших, окружающих ребенка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчет и стремление к легкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях; всякая ложь и лицемерие... Ха­рактерными признаками ребенка лицемерного типа бу­дут: ложь, во всех ее видах, непривычка рассуждать, спо­собность улавливать внешнюю сторону предметов и явле­ний, хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубо­ких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды.

Честолюбивый тип. Дети этого типа отличаются вне­шним видом, выражением чувства собственного достоин­ства, что можно заметить при первом их появлении в

 

 


школе. Обыкновенно чистый и опрятный ребенок смот­рит прямо, уверенно, спокойно присматриваясь к окру­жающему и не выскакивая вперед. Он внимательно сле­дит за действиями учителя и наставника; стараясь не про­пустить их объяснения или замечания. Сначала он очень осторожен, сдержан и, прежде чем ответить, старается побольше и поточнее расспросить, причем охотно выра­жает свои сомнения в верности сказанного другим. Ребе­нок постоянно сосредоточен на разъяснениях учителя, почти исключительно занят учением, хотя при случае не прочь показать, что знает свое дело и что все это ему дает­ся легко. Всякая неудача приносит такому ребенку много горя, которое он не скоро забывает и которое сначала со­вершенно лишает его энергии, но вскоре он снова и даже с большим рвением берется за занятия, всякими мерами стараясь исправить дело... Оскорбление и наказание, осо­бенно если в них существует хотя бы тень несправедливо­сти, могут заставить его бросить дело, впасть в апатию и даже дойти до самоубийства. Мстит он обыкновенно страст­но и всегда злорадствует неудаче противника. Такие дети охотно занимаются искусствами, музыкой и живописью. В особенности когда есть какой-либо успех и когда они видят, какие овации приходят на долю артистов. Често­любивый тип развивается, по-видимому, при двух раз­личных условиях: во-первых, вследствие соревнования — это, собственно, и есть более чистый тип; во-вторых, вслед­ствие постоянных похвал и восхищения достоинствами ребенка. Отвлеченное мышление у них совершенно нераз­вито, и к самостоятельной умственной деятельности они не подготовлены и даже ограничены. Творческих прояв­лений не наблюдается. Отсутствие всего святого и идеаль­ного, узкий эгоизм, бесхарактерность, нахальство, грубость, разгул и беспомощность при всяком новом деле, требующем проверки видоизменения привычных дейст­вий, — это главные и характерные их проявления.

Добродушный тип....Ребенок добродушного типа яв­ляется тихим, спокойным, внимательно следящим за все­ми окружающими его явлениями. Он не обращает на свою

 

внешность никакого внимания... Сначала он вообще мало подвижен; внешней приветливости и ласковых отноше­ний, а также стремления чем-то угодить, отличиться или привлечь на себя внимание своего наставника у него нет. Напротив того, он скорее навлечет на себя неудовольствие своим простым, прямым и даже иногда неловким обраще­нием. Он не выскакивает вперед, а, напротив, остается в стороне и молча следит за действиями других. Вскоре он сближается со своими товарищами, и раньше всего с теми, которые вследствие суровости своего нрава, непривлека­тельной внешности или бедности не пользуются внимани­ем своих товарищей и даже преподавателей. К ним он обращается не с ласками или проявлениями нежности, а только с вниманием и участием, привлекая их к общению с другими. Когда он побольше познакомится и сблизится со своим наставником, то оказывается очень разговорчи­вым ребенком... При появлении его в школе часто наблю­дается очень искренняя вера и религиозность, доходящая иногда до экстаза. В классе он сначала даже невнимате­лен к объяснениям преподавателя; на него действует слиш­ком много новых впечатлений... Мало-помалу он начина­ет следить за объяснением учителя с большим вниманием. Провинившись, он всегда искренне сознается и ни в ка­ком случае не допустит, чтобы за его проступки постра­дал кто-либо из его товарищей. Он не уживается с ложью и насилием, в какой бы форме они ни проявлялись. Обык­новенно очень добрый и любящий ребенок, он всегда силь­но привязан к матери, к няне, к тем лицам, с которыми он вырос, и даже к месту, где он провел детство. У него нет ни тени жадности, он не ищет никакой льготы или выгоды, напротив, всегда готов всем поделиться и даже отдаст лучшую и большую часть, забывая свои нужды. Оставаясь наедине, он не бездействует и не скучает, а все­гда найдет себе дело и занятие. Он охотно следит за расте­ниями и животными и отличается при этом большой на­блюдательностью. С особым удовольствием он делится сво­ими впечатлениями с близким и горячо любимым челове­ком, добиваясь у него выяснения возникающих сомнений.


Он хорошо знает, чем может огорчить это лицо, и потому старается избегать таких действий. Такой ребенок требу­ет только, чтобы в обращении с ним всегда относились к нему со спокойным рассуждением. Требовательность, но справедливая, разумная, только возбуждает его энер­гию. Условия, при которых развивается подобный тип, следующие: тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая мать или другое близ­кое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы, действую­щей на его чувства, а также отсутствие всяких наказаний или его преследования. Недостаток этого типа — несоот­ветствие между умственным и физическим трудом, а имен­но преобладание первого; отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии.

Мягко-забитый тип. В этом случае ребенок бывает за­битый строгими взысканиями и наказаниями не розгой, а внешней животной лаской, которая забивает не меньше розги и приводит к таким печальным результатам. Развивается он также при отсутствии условий, необходи­мых для его умственного развития. Появляясь в щколе, ребенок такого типа стесняется своей новой обстановки: он не решается сам ни прийти, ни встать, ни сесть, запус­тивши палец в рот, он смотрит, что делают другие. Ребе­нок этого типа находится под покровительством или вли­янием другого товарища, его действия и рассуждения за­висят от последнего. К товариществу он относится стад­но; никаких самостоятельных действий у него не бывает; он зла не сделает, потому что мама сказала, что это не хорошо, что так делать не следует, это грех. К своим за­нятиям такой ребенок относится равнодушно, исполняя все то, что требуется, выучивая все заданное. Он не прочь, если возможно, освободиться от какого-либо дела, охотно пропустит задачку или обойдет не особенно проводимое правило. В поступках легко сознается и так же легко ука­зывает на зачинщика и участника, поэтому он ненадеж­ный товарищ. Холодный и равнодушный, он никого не лю­бит, а только прицепляется к кому-нибудь и не отходит


от него ни на шаг точно так же, как раньше он не отходил ни на шаг от матери или няни. Оставленный один, он теряется... Наедине он всегда скучает и сам никогда не может приискать себе никакого занятия. Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в ту­пик... Исполнить поручение он может только по имита­ции и по указанию. Терпеть боли или какие-либо физи­ческие страдания не в состоянии. В школе он прилежный и исполнительный, он выучит все, что ему зададут, стара­ясь запомнить и приготовить только так и настолько, на­сколько требует учитель. Стоит только уменьшить требо­вания или понизить бдительность за ним, и он окажется ленивым и нерадивым учеником... Удовлетворяя свои потребности, он никогда не думает и не принимает в рас­чет требования других... Появляется такой тип во всех случаях, когда всякая деятельность ребенка предупреж­дается, когда все для него готово и он никогда не рас­суждает и не распоряжается своим временем и своими действиями. Честолюбивая и раздражительная мать, не терпящая никаких противоречий, желая похвалиться сво­ими детьми, старается ласками и угодой сделать их умни­ками и послушными и всего более содействует развитию детей мягко-забитого типа. Такой ребенок никогда ниче­го не начинал сам, ему всегда говорили, что делать, куда идти, что сказать, чем и как развлекаться, когда есть, когда пить, когда гулять, когда спать, ему ни о чем не приходилось заботиться, его во всем предупреждали, по­этому у него нет ни инициативы, ни самостоятельности. Равнодушие, внешность, имитация и разве только цинич­ное стремление удовлетворять свои большей частью чув­ственные потребности — все это составляет наследие, дан­ное им воспитанием и вносимое ими в жизнь.

Злостно-забитый тип. Появляясь в школе, ребенок та­кого типа отличается неустойчивой молчаливостью, стес­няющимся, конфузливым видом, причем иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно в те минуты, когда он думает, что на него не смотрят. Добить­ся от него слова чрезвычайно трудно, вместо ответа он

 


фыркнет, сделает грубое движение или произнесет соот­ветственные звуки. Он никогда.не посмотрит прямо и лас­ково, все больше сбоку и исподлобья. От товарищей он то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или ущипнет кого-нибудь. К занятиям относится равнодушно, исполняя толь­ко необходимые требования... К старшим относится подо­зрительно и на все ласки и проявления нежности отвеча­ет резким, отталкивающим движением и даже бегством. Движения его угловаты, резки, стесняясь, он отворачива­ется, закрывается рукой или локтем, из-за которого иног­да показывает язык. К преследованиям и наказаниям от­носится с напускным спокойствием, на мелкие же обиды или даже на невнимание часто легко обижается, а иногда грубо и некстати говорит дерзости. Товарищество он це­нит, скорее всего сходится с однородным типом, объеди­няясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища в случае пресле­дования он не выдаст.. Когда такого ребенка подвергают преследованию или какому-нибудь строгому взысканию, то он делается как-то особенно подвижен и выбирает са­мые дикие развлечения, которые характеризуются тем, что он мучит, истязает, уничтожает животных, оскорбля­ет людей, а если может, и наносит физический вред. По­добные дети после продолжительных занятий выскакива­ют из класса с дикими криками, производя безобразные движения, бросаясь друг на друга, на всех, на все, даже на стену. При увеличении строгости, при постоянных за­прещениях... он начинает добиваться всего тайком, при­сваивая себе то, что плохо лежит, и никогда не останав­ливаясь перед препятствиями. Бойкий, быстрый бег, трав­ля животных и людей, крупная драка и т. п. — все это занимает его и даже развлекает. В школе он всегда готов ущипнуть, уколоть или ударить своего сверстника, так и каждого из малышей. Постарше он перестает трогать ма­леньких, иногда даже относится к ним внимательно. У ребенка этого типа бывают и добрые порывы, он может отнестись с мягкостью и предупредительностью к друго­му ребенку, особенно в тех случаях, когда последний


подвергается несправедливым преследованиям и оскорб­лениям. Религиозность этого ребенка ограничивается внешней обрядностью, редко она бывает глубокой и ис­кренней. К занятиям относится вяло, без инициативы, охотно от них отделывается. Причины, содействующие развитию такого типа в семье, будут главным образом: запрещение рассуждать, несильное понуждение и укро­щение ребенка, всякие несправедливые и произвольные требования. Злая и раздражительная мачеха запрещает ребенку с малолетства всякие рассуждения, постоянно ограничивает его действия, находя их нехорошими, не­верными и даже безобразными. Лица, воспитывающие та­кого ребенка, обыкновенно держатся правила, что его не следует баловать, а главное, не следует пропускать како­го-либо из его проступков без наказания... Здесь главную роль играют настойчивые, постоянные, произвольные пре­следования, вызванные часто личным раздражением, оскорбление личности ребенка и унижение его перед дру­гими и перед товарищами, в особенности перед чужими и нелюбимыми людьми...

Угнетенный тип. Ребенок угнетенного типа появляет­ся в школе бледным, слабым и отличается своим тихим и смирным нравом... трудолюбив, он постоянно чем-то за­нят... В играх и развлечениях он не принимает участия, так же скромно выражает свою радость, подавляет свое горе, он не плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие его стесняют, он прячется, уходит. Он видит свои недостатки и во всех неудачах обвиняет себя... Себя не жалеет, не останавли­вается перед препятствиями, если только можно преодо­леть их трудом. Стойкость и настойчивость его огромны, лишения и бедность, нужда никогда его не остановят... К страждущим и оскорбленным относится с участием и готов просиживать около них целые дни и ночи, не жалея себя... Всегда исполняет обращенные к нему просьбы и старательно выучивает все заданные уроки. Религиозность такого ребенка очень искренна и глубока, его нравственные понятия о добре и зле очень тверды и основаны на глубо-

 


кой вере. Не находя у себя никаких талантов и способно­стей, он часто отказывается от занятий, требующих ини­циативы и самостоятельности, не всегда и не скоро реша­ясь на новое для него дело... Всегда внимательно следит
за объяснением и рассказами преподавателя и тщательно
исполняет его требование; однако, когда он не вполне уве­рен в своих знаниях, то прямо заявляет, что не знает, и
потому иногда навлекает на себя гнев учителя...... С бла­годарностью относится ко всякой оказанной ему услуге и
всеми мерами старается отплатить за нее с лихвой. Он
всегда очень стесняется при обращении к другим, в осо­бенности если это вызвано личными требованиями или
нуждой, причем сам аттестует себя всегда с невыгодной
стороны, указывая на свою неспособность и неумелость.
Музыкой, пением, живописью и вообще эстетическими
занятиями не заинтересован. Материальный расчет иди
личная выгода никогда не ложится в основание его дей­ствий, он им всегда чужд. Развитию этого типа в чис­том виде содействуют любящая, мягкая трудящаяся мать
или другие близкие, живущие в постоянной нужде и не­достатках; эти лишения и являются угнетающими момен­тами. Этот тип развивается в бедной семье, в которой доб­рые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми
и всегда отдают им лучшую часть. Он привык видеть в
труде и лишениях явления обычные, нормальные. Он на­
деется только на работу и на свое умение справляться с
нуждой.

Нормальный тип (представляемый видеале). Этот тип должен отличаться полной гармонией между умствен­ным и физическим развитием. Сохраняя полную впечат­лительность ко всему окружающему, ребенок нормально­го типа приучается рассуждать над полученными впечат­лениями и постепенно развивает как умственные свои спо­собности, так и физическую деятельность. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; присматри­ваясь к нуждам окружающих, он оценивает их по достоин­ству и не ставит свои личные требования выше требова­ний других, и в особенности товарищества. Умственные


его способности должны быть естественным образом на­правлены к выяснению логической связи между усвоен­ными знаниями, к развитию аналитической деятельнос­ти и отвлеченного мышления. Соответственно умствен­ному развитию должно идти и физическое: постепенное усвоение элементарных приемов всякой простой работы, встречаемой в обыденной жизни. Во всех его проявлени­ях должно быть полное соответствие между воспринима­емыми впечатлениями и представлениями, размышле­ниями и действиями; он всегда должен отличаться про­стым, правдивым и искренним отношением к другим, проявляя свою любовь вниманием и участием к потреб­ностям и нуждам другого лица. Он никогда не решается прибегать к каким-либо насильственным мерам или про­извольным требованиям, а ограничивается в своих об­ращениях и требованиях к другим только речью, всегда кратко и просто выраженной и обставленной серьезны­ми основаниями. Наряду с отсутствием резкости в про­явлениях у него отсутствуют всякие внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия. Он эстетик в полном смысле этого слова, как и в мыслях, так и в действиях. Нормальный тип должен соединить в себе все хорошие качества добродушного и угнетенного; вообще в нем должны быть сосредоточены все качества, указы­вающие на полное гармоническое строение, и соот­ветственные ему отправления, как физические, так и умственные и нравственные. Умственная деятельность его должна выражаться преимущественно отвлеченными об­разами и понятиями, вследствие чего у него должна явиться привычка самостоятельно справляться с встре­чающимися новыми явлениями и действиями. Нравствен­ные его проявления должны быть направляемы идеала­ми, выработанными рассуждением. Таким образом, нор­мальный тип — это разумный и идеально-правдивый, умственное и физическое развитие в полной гармонии между собой»1.

1 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе­ние. — М., 1991. — С. 10-67.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.