Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика слабовидящих детей




Характеристика слепых детей

1. Физические и моторные особенности, работоспособ­ность. Категория слепых детей подразделяется на слепо­рожденных и ослепших (утративших зрение в дошкольном или школьном возрасте). Большое значение для дальнейше­го развития ослепших детей имеет сохранность зрительных представлений (чем позже произошла потеря зрения, тем

 

больше объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний). Частично сохра­нившуюся зрительную память необходимо развивать, ина­че произойдет стирание образов. Двигательная сфера огра­ничена. Работоспособность снижена.

2. Уровень психического развития. В результате не­полноты содержания социального опыта возникает свое­образие эмоционально-волевой сферы, характера, чувствен­ного опыта. Слепым и ослепшим детям могут быть свой­ственны два противоположных типа реагирования: раздра­жение, возбудимость, агрессивность или склонность к самоизоляции, неуверенность, пассивность.

4. Развитие интеллекта, речи, внимания, восприятия, памяти. Речь, внимание, память развиваются в пределах нормы. Наблюдается отставание в развитии образного мыш­ления. Логическое мышление развивается нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представ­лениями. Отвлеченные представления усваиваются легче, чем конкретные. Нормальная мыслительная деятельность слепорожденных и ослепших детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их осно­ве развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.

9. В игровой деятельности и при обучении в школе дети испытывают трудности, тем не менее, при адекват­ном коррекционно-компенсаторном обучении за одиннад­цать лет они могут освоить полное среднее образование и получить специальность, например, массажиста или ра­дио- и электротехника.

1. Физические и моторные особенности, работоспособ­ность. У слабовидящих, несмотря на нарушение (от 0,05 до 0,2), зрение остается основным средством восприятия и, соответственно, другие анализаторы не замещают зри­тельный, как у слепых, и он остается ведущим в учебном


процессе. Однако при зрительной работе наступает быст­рое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность.

2. Психическое развитие, развитие интеллекта, речи,
состояние внимания, восприятия, памяти.
Поскольку
обзор действительности сужен, замедлен, неточен пред­ставления у слабовидящих ограничены и искажены. Про­цессы запоминания и мыслительные операции замедле­ны. Ориентация в пространстве затруднена. У многих сла­бовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раз­дражительность, замкнутость, негативизм. Однако при
условии адекватного и своевременного коррекционно-ком-пенсирующего обучения чувственный уровень представ­лений у детей с дефектами зрения о звучащем мире бли­зок к уровню нормально видящих детей.

3. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ро-левая игра) сформирована.

4. Особенности обучения в школе. При обучении в мас­совой школе дети испытывают определенные трудности
из-за нечеткости и замедленности восприятия. Они не
видят то, что написано на доске, изображений на табли­цах и схемах. Возникают проблемы узнавания характер­ных внешних признаков предметов, различение строк,
сходных по написанию букв и цифр. Последствием этого
становятся проблемы в овладении чтением и счетом. Наи­
более адекватным для слабовидящих является обучение в
специализированных школах, поскольку в них использу­ются соответствующие методы и приемы обучения, а так­
же специальные технические средства, например,
повышенная освещенность, учебники с крупным шриф­том, проекторы.

Вывод. Компенсация слепоты может быть достигнута при условии целенаправленного медико-психолого-педагогического воздействия и является, по Л.И. Солнцевой, целостным психическим образованием (системой сенсор­ных, моторных, интеллектуальных компонентов), кото­рое обеспечивает адекватное и активное отражение внеш-


него мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.

Дети дошкольного возраста (от двух до семи лет) с нарушением зрения посещают: специальные дошкольные учреждения смешанного вида; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей; дет­ские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией. Обучение и воспитание в спе­циализированных яслях-садах для детей с нарушениями зрения осуществляется по специальной программе. На­полняемость групп слепых и слабовидящих детей 10 че­ловек, с косоглазием и амблиопией десять-двеннадцать.

Основные цели данных учреждений заключаются в воспитании, лечении и максимальном восстановлении и развитии нарушенных функций зрения, а также подго­товке к школьному обучению. Кроме того, с целью оказа­ния помощи родителям в воспитании слепых и слабо­видящих детей при яслях-садах работают консультатив­ные группы.

Дети школьного возраста обучаются в специальных школах для слепых и слабовидящих (III и IV видов), в которых проводится целенаправленная учебно-воспита­тельная, коррекционно-развивающая, лечебно-восстанови­тельная, социально-адаптационная и профориентационная работа.

Таким образом, основным направлением специального образования детей с нарушениями зрения является коррекционно-компенсирующее направление, способствующее их полноценной социальной адаптации и развитию. Как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка в результате система­тического общения с действительностью формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основе медицинского заключения и решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 14320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.