КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика детей с задержкой психического развития
1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой. 2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. 3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональногволевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля. 4. Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеются затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера). Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий (в норме дети могут назвать 9—13 предметов, принадлежащих к одной группе, дети с ЗПР — 5—7). 5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например, аграмматизм. 6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются. 7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия. 8. Память отличается малым объемом, непрочностью и 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) несформирована. 10. Особенности обучения в школе. Вследствие того, Вывод: дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного вида или группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. Основными направлениями являются общее и коммуникативное взаимодействия; развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации, продуктивной деятельности; предметная деятельность и игра; сенсорное и познавательное развитие; социальное, физическое, музыкальное воспитание; подготовка к школьному обучению. Для оказания помощи открываются группы: младшая (от 2,5 до 3,5 лет); средняя (от 3,5 до 5 лет); старшая (от 5 до 6 лет). После окончания специального дошкольного учреждения или группы ребенок, в зависимости от диагностических показателей, переводится в специальную школу соответствующего типа, класс для детей с ЗПР в общеобразовательной школе или в обычный класс Общеобразовательной школы. Дети школьного возраста с задержкой психического развития могут обучаться: 1) в специальных образовательных учреждениях — 2) в коррекционных классах при общеобразовательных К особенностям обучения в коррекционном классе относятся: адаптированные в соответствии со специальным образовательным стандартом программы и учебные планы; изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и т. п.); индивидуально-групповая коррекционная работа. Координационно-развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях, группах ведется при участии семьи ребенка. Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Медицинскими показаниями для приема ребенка в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу являются типы задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Классификации ЗПР В настоящий момент в отечественной научной литературе существуют следующие виды классификаций ЗПР: 1) классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера 2) классификация В.В. Ковалева (1979); 3) классификация К.С. Лебединской (1986). Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера ЗПР Инфантилизм Состояния психофизический психический астенические церебрастенические При психическом и психофизическом инфантилизме задержка психического развития первична и связана с воздействием вредных факторов на центральную нервную систему в период беременности. На первый план выступает
отставание в развитии личности (личностная незрелость) и эмоционально-волевой сферы. Эмоции поверхностны и неустойчивы. С трудом формируется чувства критичности по отношению к себе, долга и ответственности. Интеллектуально сохранны. При выполнении заданий умеют использовать помощь взрослого. Могут отмечаться либо вялость и пассивность, либо раздражительность, двигательное беспокойство, неусидчивость, повышенная возбудимость. В некоторых случаях наблюдаются головные боли, сниженный аппетит, нарушения сна. Своевременная и правильная психолого-педагогическая помощь приводит к полной обратимости. При астенических и церебростенических состояниях на первый план выходят: психомоторная вялость или возбудимость, нарушения внимания, быстрая утомляемость и, как следствие, отвлекаемость, неспособность к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания. ЗПР имеет первичный характер, так же как и при психическом инфантилизме. Интеллектуально сохранны. Обучению мешают либо вялость, заторможенность, либо возбудимость, двигательное беспокойство, раздражительность. Затруднен процесс овладения чтением (часто теряют строку, не выделяют предложений, читают по догадке, не делают смысловых ударений), письмом (не дописывают буквы и слова, пропускают буквы, слоги, слова, переставляют буквы, соединяют несколько слов в одно), счетом (часто не овладевают приемами устного счета, самим понятием числа, плохо запоминают таблицу умножения; не могут удерживать в уме условия задачи, теряя ее отдельные элементы). Достаточно легко корректируется при своевременной помощи даже в условиях массовой школы, но при индивидуальном подходе, который должен включать в себя обучение в классах выравнивания, но не более трех лет, с последующим переводом в обычные классы. В процесс обучения должны вводится игровые элементы, яркий наглядный материал. Объем заданий должен быть меньше, чем для детей, чье развитие соответствует норме. Психический инфантилизм и астенические состояния являются наиболее легкими формами ЗПР. Церебрально-органическая форма ЗПР является наиболее тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года жизни) —дистрофи-рующие инфекционные заболевания, мозговые травмы. В отличие от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур, повреждения ЦНС носят мозаичный характер. Физически незрелы. Наблюдается ущербность эмоционально-волевой сферы. Нарушения познавательной деятельности проявляются в слабости памяти, внимания, подвижности психических процессов. Данная форма ЗПР граничит с дебильностью. Отличия заключаются в том, что детям с церебрально-органической формой ЗПР, в отличие от детей с дебильностью, свойственны любознательность (у них имеется познавательный интерес, они задают вопросы), адаптивность (достаточно легко адаптируются в обстановке), контактность, наблюдательность. Умеют пользоваться помощью взрослых при выполнении заданий и переносить опыт решения на последующие задания. Однако, в условиях массовой школы практически необучаемы. С точки зрения авторов И.А. Юркова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, данный вариант отклоняющегося развития не может рассматриваться в рамках ЗПР, поскольку имеет постоянный характер и даже при своевременном медико-психолого-педагогическом коррекционном воздействии дети с данным видом аномалии не достигают состояния нормы ни в период обучения в школе, ни позже. Рекомендуется обучение в специальных классах и школах. Классификация В.В. Ковалева. ЗПР Дизонтогенетические Энцефалопатические Интеллектуальня, недостаточность связанная с дефектами анализаторов и органов чувств связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации Выделение форм ЗПР по пограничные формы интеллектуальной недостаточности. 1. При дизонтогенетических ЗПР недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного 2. При энцефалопатических — в основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних эта 3. Интеллектуальная недостаточность обусловлена Интеллектуальная недостаточность связана с дефектами воспитания и дефицитом информации, начиная с раннего детства. Классификация К.С. Лебединской Выделение форм ЗПР по генезу задержки психического развития. 1. ЗПР церебрально-органического генеза является самым распространенным типом ЗПР. Нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности, вызываемые им, являются наиболее выраженными. Соответствует типу, выделенному в классификации Власовой— Певзнер. 74
Задержка развития представлена органическим инфантилизмом, который может проявляться в одной из двух форм: неустойчивый органический инфантилизм и тормозимый органический инфантилизм. Для неустойчивого органического инфантилизма характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, повышенная внушаемость. Дети с данным видом обладают низкой способностью к систематической деятельности и волевым усилиям. У них не формируются стойкие эмоциональные привязанности. Для тормозимого органического инфантилизма характерны пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, безынициативность. ЗПР церебрально-органического генеза, в отличии ЗПР конституционного, соматогенного и психогенного генеза, которые при условии индивидуального подхода могут быть компенсированы в условиях массовой школы, корректируется только при сочетании медицинского лечения с психолого-педагогической коррекцией в рамках специальных школ. 2. ЗПР конституционального генеза соответствует психическому инфантилизму по классификации Власовой— Певзнер. Может быть представлена наследственно обуслов- ленным психическим инфантилизмом и психофизическим инфантилизмом, в последнем из которых выделяют два вида: гармонический и дисгармонический инфантилизм. 3. ЗПР соматогенного генеза обусловлена длительной 4. ЗПР психогенного генеза возникает как результат Данный тип ЗПР необходимо отличать от педагогической запущенности, которая, не представляя собой патологию, есть следствие дефицита знаний и умений. ЗПР психогенного происхождения имеет три вида: 1) аномальное развитие личности по типу психической 2) аномальное развитие личности по типу кумира семьи; 3) аномальное развитие личности по невротическому 1. Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости чаще всего является следствием гипоопеки. В результате безнадзорности, у ребенка не воспитываются формы поведения, позволяющие тормозить возникающие аффекты, а также чувства долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе. 2. Аномальное развитие личности по типу «кумир 3. Аномальное развитие личности по невротическому типу происходит в дисфукциональных семьях деформированных в сторону жестокости, деспотичности, агрессивности. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, Сходства между задержкой психического развития и умственной отсталостью (олигофренией) 1. И при ЗПР и при УО дети при поступлении в школу: ■ не интересуются учебным процессом, ■ не подчиняются правилам поведения в школе. 2. К окончанию первого класса массовой школы не ■ элементарные счетные операции вызывают трудности, ■ не знают букв, ■ испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе, ■ не умеют писать под диктовку. Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью (олигофренией) 1. Характер поражения. При ЗПР аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). При УО основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга. 2. Темп развития. При ЗПР в случае адекватной и 3. Высшая нервная деятельность. При ЗПР характер 4. Моторика при ЗПР в большинстве случаев достигает 5. Качество речи. При ЗПР нет грубых нарушений 6. Игровая деятельность. У детей с ЗПР нарушений игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер. В результате неразвитости абстрактного мышления не умеют принимать на себя роли, их игры бессюжетны. 7. Познавательная деятельность у детей ЗПР относительно сохранна. Способность к обобщению и отвлечению находится на границе нормы. У детей с УО познавательная деятельность недоразвита, что выявляется практически при решении любой задачи. 8. Моторика, речь, пространственные и зрительные 9. Дети с ЗПР обладают способностью принимать по 10. Зона ближайшего развития детей с ЗПР значительно превышает потенциальные возможности детей с УО. Р. 8. Дифференциальную диагностику при разграничении ЗПР и УО необходимо проводить в виде обучающего эксперимента. Вопросы 1. Дайте определение задержке психического развития. Что является причинами возникновения данной аномалии? 2. Выделите общее и частное в классификациях ЗПР. 3. Как влияет психоэмоциональный фон семейных отношений на 4. Выделите наиболее благоприятные условия для развития психически полноценной личности. У Литература 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982. 2. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. — СПб.: 3. Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия. — М.: Меж- 4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания 5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микад- 3.3. Нарушения речи, письма и чтения Речь — это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свойства, к которым относятся: 1) содержательность, определяемая количеством выраженных в ней мыслей, чувств и их соответствием 2) понятность, которая зависит от правильности по 3) выразительность — зависит от эмоциональной насыщенности; 4) воздейственностъ — степень влияния речи субъекта Формирование речи происходит в процессе общего психофизического развития ребенка. Анатомо-физиологическими механизмами речи являются: 1) слуховая, зрительная и моторная системы; 2) целостность и сохранность всех структур мозга; 3) взаимодействие зон коры правого и левого полушарий; 4) сохранность речеслуховой и речедвигательной зон; 5) координированная работа мышц отделов периферического речевого аппарата; 6) сохранность артикуляционного отдела. Периферический речевой аппарат регулируется центральной нервной системой. Соответственно, для того* чтобы формирование речи происходило в соответствии с нормой, необходимо сочетание следующих условий: 1) сохранность центральной нервной системы; 2) сохранность зрительной и слуховой систем; 3) наличие активной языковой среды. По определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой, у здорового ребенка постепенно, в период от 1 года до 5 лет происходит формирование фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи и развивается нормативное звукопроизношение. При развитии, соответствующем норме, развитие речи проходит следующие этапы. Первая половина первого года жизни: вокализация, гуление, лепет. Вторая половина первого гада жизни: появление условных рефлексов на словесные раздражители. К концу первого года жизни: понимание значения ряда слов, начало произношения первых слов. К полутора годам: появление простых фраз, их постепенное усложнение с параллельным фонологическим, морфологическим, синтаксическим оформлением речи. К трем годам заканчивается формирование основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи, осуществляется переход к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам заканчивается развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. В пять-шестъ лет начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. В шестъ-семъ лет, при создании обучающих условий, происходит овладение письменной формой речи. Ранний детский возраст, как отмечает Л.И. Каплан, является сензитивным периодом в овладении речью. В нем выделяют следующие критические этапы развития: один-два года, три года и шесть-семь лет. При неблагоприятных социальных факторах развития ребенка, например, депривации, дисфункциональной семье, может возникнуть явление госпитализма, которое характеризуется неумением говорить, плохим пониманием речи, задержкой психического развития. Нарушения речи — «собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека»1. Выделяют следующие виды нарушений развития речи: 1) общее недоразвитие речи (ОНР); 2) фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). 1. Особенностью общего недоразвития речи при нормаль Выделяют (по Р.Е. Левиной) три уровня речевого развития при ОНР: 1) полное отсутствие общеупотребительной речи; 2) частичная сформированность речи (небольшой словарный запас, аграмматическое построение фраз); 3) развернутая речь с элементами недоразвития (выявляются во всей речевой системе: звукопроизношении, словаре, грамматическом строе, связной речи). Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая речь при нерезко выраженном общем недоразвитии не-сформированы. В ряде случаев, патологический ход речевого развития протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. 2. При фонетико-фонематическом недоразвитии Является достаточно распространенным нарушением и может наблюдаться у детей с различными видами рече- 1 Титов В.А. Специальная педагогика: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2004. вых расстройств. Требует целенаправленной логопедической работы. Характерными особенностями ФФН являются: неправильное произношение отдельных звуков; неправильное произношение одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами; замена одного звука другим; смешение звуков; значительные трудности с фонематическим анализом и синтезом, а также при обучении чтению и письму. Патогенетической основой нарушений речи являются: локальное поражение головного мозга, органическое поражение речевых зон коры головного мозга, органическое поражение нервной системы, мозговые заболевания (инсульт, опухоли) и травмы мозга, анатомические дефекты, например, нарушения строения артикуляционного аппарата, в том числе зубочелюстные аномалии, психотравмирующие ситуации. Причины возникновения аномалии: внутриутробные патологии; родовые травмы; соматические заболевания в первые годы жизни; сотрясения мозга; вегетативные дисфункции; неблагоприятная среда развития. Виды, нарушений по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой: 1) дислалия; 2) нарушения голоса; 3) риноналия; 4) дизартрия; 5) заикание; 6) алалия; 7) афазия. 1. Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата. Различают механическую дислалию, вызванную нарушением строения артикуляционного аппарата (неправильные прикус, неправильное строение зубов или твердого неба, короткая уздечка языка, аномально большой или маленький язык) и функциональную дислалию, связанную со спецификой языковой среды, в которой проходит развитие ребенка (неправильное речевое воспитание ребенка в семье, педагогическая запущенность, незрелость фонематического восприятия, одновременное изучение нескольких иностранных языков).
2. Нарушения голоса могут быть в любом возрастном Выделяют две большие группы голосовых нарушений: ■ по степени сохранности; ■ по причинам возникновения. Нарушения голоса по степени его сохранности могут быть двух видов; 1) дисфония (частичное отсутствие голоса) и 2) афония (полное отсутствие голоса). По причинам нарушения — 1) органические — в основе возникновения дефекта лежат хронические воспалительные процессы голосового аппарата или его анатомические изменения, например, хронические ларингиты или состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе, и 2) функциональные (голосовое переутомление, отдельные инфекционные заболевания, стрессы). 3. Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопро-изнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причина: анатомический дефект (открытая либо прикрытая расщелина между носовой и ротовой полостью (на верхней губе, десне, твердом 4. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопро-изношения, голосообразования, темпоритма речи, интонации. Степень выраженности дефекта многовариативна 5. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Проявляется в определенных ситуациях, в результате чего, как правило, возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения. В большинстве случаев, возникает у детей в возрасте от двух до шести лет в результате поражения определенных структур центральной нервной системы, изменений речевой нагрузки, психотравмы. Проявляется в виде судороги мышц при попытке начать речь или в момент речи. Сопровождается сопутствующими движениями. В ранний подростковый период (десять-одиннадцать лет) лет может начать формироваться логофобия — стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. 6. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерными особенностями являются позднее появление и замедленное развитие речи, ограниченный запас слов. Выделяют две формы: экспрессивную и импрессивную (сенсорную). При экспрессивной форме степень выраженности дефекта может варьироваться от полного отсутствия устной речи до связных высказываний, но с ошибками. Не формируется звуковой образ слова, слоговая структура слов упрощается, возникают пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе. Ребенок понимает и адекватно реагирует на речь, обращенную к нему, только в рамках конкретной ситуации. При импрессивной форме слух полностью сохранен. Характеризуется расстройством фонематического восприятия. Проявляется дефектами в диапазоне от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Понимание речи либо отсутствует, либо ограничено. Высокий уровень чувствительности к звуковым раздражителям Без специального коррекционного воздействия речь не формируется. 6. Афазия — полная или частичная утрата речи (понимания или ее производства), обусловленная локальными
поражениями головного мозга. Формы выделяются по степени тяжести. Чаще возникает в пожилом возрасте в результате травм мозга или мозговых заболеваний, например, инсульта. У детей диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью. Проявляется в нарушении дальнейшего развития речи, распаду сформированной речи. Следствием афазии становятся нарушения поведения в виде агрессивности, раздражительности, конфликтности. Компенсаторные возможности во всех возрастных категориях резко ограничены. Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 42981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |