Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные причины аномального развития




Неблагоприятная социальная среда влияет прежде всего на психологическое развитие ребенка, которое впо­следствии приводит к возникновению иных аномалий (на­пример, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы). Однако при изменении социальных условий, ведущих к устранению негативных факторов, развитие, как правило, выравнивается.

Неблагоприятно воздействующие на развитие индивида социальные факторы можно условно разделить на две груп­пы: объективные и субъективные.

 

 


 

Таблица 2

Объективные факторы1 (факторы, не зависящие от воли индивида)


 

Виды факторов Способы проявления
I Социально-экономическая ситуация в стране • войны • экономические кризисы • политические реформы
  Стрессовые факто­ры, обусловленные профессиональной деятельностью • ненормированный рабочий день • профессии повышенного риска (ми­лиция, военные) • профессии, связанные с высоким уровнем эмоционального напряжения (врачи, педагоги, психологи)
  Специфика взаи­моотношений в родительской семье • неполные семьи • дисфункциональные семьи

Субъективные факторы2

Традиционно к субъективным факторам нарушения психического здоровья относят особенности темперамен­та, личностные характеристики субъекта, из которых скла­дывается специфика его взаимоотношений с окружающей средой и способы реагирования на проявления данной сре­ды как в общих, так и частных, применимых к данному субъекту, случаях.

А. Томас выделил свойства темперамента, которые определил как «трудные»:

ü высокий или низкий уровень активности;

ü упрямство;

ü отвлекаемость;

ü низкий уровень адаптивности;

ü наличие тенденций к избеганию;

1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. —
Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 35.

2 Там же. С. 37.

 

 


■ преобладание сниженного фона настроения; ш страх новых ситуаций.

Данный список возможно дополнить такими свойства­ми, как «высокий уровень поисковой активности» и «вы­сокий уровень креативности»: выходя за рамки средней нормы, они могут создавать большие проблемы индивиду при взаимодействии с социумом.

Однако все перечисленные свойства не являются сами по себе источником психических нарушений. «Трудность» данных свойств заключается в трудностях, которые ис­пытывают окружающие при взаимодействии с их носите­лем: необходимость поиска нестандартных способов взаи­модействия с ним.

Наряду с «неблагоприятными» личностными качества­ми, существуют свойства, которые возможно отнести в разряд «благоприятных». К свойствам психически ус­тойчивой личности относят1: оптимизм (жизнерадост­ные люди наиболее психически устойчивы, что позволя­ет им более легко переносить неприятные ситуации в случае их возникновения); контроль (экспериментально установлено, что люди, с высоким уровнем локус-контроля, видящие большинство событий как результат их собственного воздействия и, следовательно, обладающие чувством контроля над собственной жизнью, отличают­ся более высоким уровнем стрессоустойчивости); адек­ватную самооценку (наличие адекватной самооценки позволяет индивидуумам низкое количество событий интерпретировать как стрессовое, а в случаях подобной интерпретации, более легко с ними справляться, посколь­ку, считая себя способными, они проявляют высокую активность по их разрешению); «неустойчивое равнове­сие*. В физике существует термин «динамическое равно­весие», смысл которого заключен в том, что состояние равновесия достигается за счет быстрых переходов из

18 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 39.

 


одного равновесного состояния в другое. Принцип неу­стойчивого равновесия в биологическом и социальном ас­пектах сформулировал Э.С. Бауэр (1935 г.): человек как биологическая система должен постоянно совершать ра­боту; чтобы работа была эффективна, человек как систе­ма должен постоянно взаимодействовать с внешней сре­дой, реализуя в ней свои действия и взамен поддержи­вая и накапливая энергопотенциал системы. С социаль­но-философской позиции равновесие в духовно-душевной сфере заключается в соответствии между ценностными установками личности и ее поступками. Достижение со­стояния равновесия между стремлениями к достижению и избеганию, стабильности и риску, непредсказуемости и контролю способствует развитию личности в процессе индивидуации и предохраняет от саморазрушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.