КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные причины аномального развития
Неблагоприятная социальная среда влияет прежде всего на психологическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению иных аномалий (например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы). Однако при изменении социальных условий, ведущих к устранению негативных факторов, развитие, как правило, выравнивается. Неблагоприятно воздействующие на развитие индивида социальные факторы можно условно разделить на две группы: объективные и субъективные.
Таблица 2 Объективные факторы1 (факторы, не зависящие от воли индивида)
Субъективные факторы2 Традиционно к субъективным факторам нарушения психического здоровья относят особенности темперамента, личностные характеристики субъекта, из которых складывается специфика его взаимоотношений с окружающей средой и способы реагирования на проявления данной среды как в общих, так и частных, применимых к данному субъекту, случаях. А. Томас выделил свойства темперамента, которые определил как «трудные»: ü высокий или низкий уровень активности; ü упрямство; ü отвлекаемость; ü низкий уровень адаптивности; ü наличие тенденций к избеганию; 1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — 2 Там же. С. 37.
■ преобладание сниженного фона настроения; ш страх новых ситуаций. Данный список возможно дополнить такими свойствами, как «высокий уровень поисковой активности» и «высокий уровень креативности»: выходя за рамки средней нормы, они могут создавать большие проблемы индивиду при взаимодействии с социумом. Однако все перечисленные свойства не являются сами по себе источником психических нарушений. «Трудность» данных свойств заключается в трудностях, которые испытывают окружающие при взаимодействии с их носителем: необходимость поиска нестандартных способов взаимодействия с ним. Наряду с «неблагоприятными» личностными качествами, существуют свойства, которые возможно отнести в разряд «благоприятных». К свойствам психически устойчивой личности относят1: оптимизм (жизнерадостные люди наиболее психически устойчивы, что позволяет им более легко переносить неприятные ситуации в случае их возникновения); контроль (экспериментально установлено, что люди, с высоким уровнем локус-контроля, видящие большинство событий как результат их собственного воздействия и, следовательно, обладающие чувством контроля над собственной жизнью, отличаются более высоким уровнем стрессоустойчивости); адекватную самооценку (наличие адекватной самооценки позволяет индивидуумам низкое количество событий интерпретировать как стрессовое, а в случаях подобной интерпретации, более легко с ними справляться, поскольку, считая себя способными, они проявляют высокую активность по их разрешению); «неустойчивое равновесие*. В физике существует термин «динамическое равновесие», смысл которого заключен в том, что состояние равновесия достигается за счет быстрых переходов из 18 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 39.
одного равновесного состояния в другое. Принцип неустойчивого равновесия в биологическом и социальном аспектах сформулировал Э.С. Бауэр (1935 г.): человек как биологическая система должен постоянно совершать работу; чтобы работа была эффективна, человек как система должен постоянно взаимодействовать с внешней средой, реализуя в ней свои действия и взамен поддерживая и накапливая энергопотенциал системы. С социально-философской позиции равновесие в духовно-душевной сфере заключается в соответствии между ценностными установками личности и ее поступками. Достижение состояния равновесия между стремлениями к достижению и избеганию, стабильности и риску, непредсказуемости и контролю способствует развитию личности в процессе индивидуации и предохраняет от саморазрушения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |