КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Депривация
Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека. Выделяют следующие виды депривации (по Й. Лангмейеру и 3. Матейчику): 1) сенсорная депривация; 2) эмоциональная депривация; 3) социальная депривация; 4) когнитивная депривация. 1. Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.). 2. Эмоциональная депривация — лишение ребенка
Таблица 3 Виды нарушений взаимоотношений со значимыми взрослыми1
Дефицит общения — физическое или психологическое отсутствие матери (отца). Переизбыток общения — постоянное присутствие матери возле ребенка, вызванное ее психологической несостоятельностью как личности и ощущением пустоты, которую она стремится заполнить ребенком. Формальное общение — психологическая невключенность матери (отца) в процесс ухода и воспитания. Как правило, является следствием нарушенных супружеских взаимоотношений. Неравномерное общение — проявляется в непредсказуемом (в восприятии ребенка) чередовании двух разнонаправленных циклов: чрезмерной общительности и пси- 1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 36. хологической холодности (или физическом отсутствии). Обычно демонстрируют в силу объективных причин матери, не имеющие возможности уделять ребенку достаточно времени (учеба, работа) и стремящиеся восполнить недостаток внимания чрезмерным проявлением любви и ласки в возникающие свободные промежутки времени. 3. Социальная депривация — лишение ребенка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей. 4. Когнитивная депривация — перегрузка ребенка не На основании вышеизложенного возможно констатировать: основными условиями формирования психически здоровой личности являются следующие составляющие: ■ индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка, «неустойчивое равновесие»), при обретаемые как в процессе воспитания субъекта, так и самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нем; ■ социально обусловленная ситуация развития (нали ■ характер взаимоотношений ребенка с матерью; ■ характер супружеских взаимоотношений в родительской семье. Таблица 4 Основные условия формирования психически здоровой личности1
1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 40 На основании вышеизложенного разумно сделать следующий вывод. В основе структуры личности лежит синтез ее двойственной природы: как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности и некой духовной сущности, проявляющей себя в данных отношениях и создающей при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния. Развитие и становление личности, подвергается неоднозначному, противоречивому воздействию со стороны общества в процессе ее социализации: с одной стороны, формирование человеческого в человеке и, с другой, деформация пробужденного человеческого начала, в случае неадекватных, лишенных индивидуального подхода способов воздействия на него. Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Однако культура — это прежде всего совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человечество, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной среде. Она позволяет человеку развивать свои способности на физическом и умственном планах, использовать их для удовлетворения своих потребностей и в то же время налагает на него ту дисциплину, ту социальность, которая приучает его к совместному проживанию. Но все эти социокультурные условия не обладают непреодолимой силой. По существу они являются стимулами или условиями. Все зависит от того, как смотреть на вещи. И, следовательно, мы можем предположить, что влияние культуры на поведение человека, его состояния и неврозы опосредствовано мышлением, а значит, происхождение черт личности можно объяснить, исходя из социального контекста. Становление личности происходит в результате взаимодействия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимодействии оказывает если не решающее, то, в значительной мере, формирующее значение в развитии личности. Здесь имеет значение и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели и качество самой цели. Р.8. В последнее пятнадцатилетие психогенетики обнаружили три весьма неожиданных явления: 1) у детей, растущих в одной среде, среда формирует скорее различия, чем сходства; 2) многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения и т. п.), используемые для характеристик среды, показывают неожиданно высокий уровень генетического контроля; 3) при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль общесемейной среды оказывается незначительной. Все это дает возможность сформулировать гипотезу о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды.1 2.2. Типы нарушений по В.В. Лебединскому. Основные классификации нарушений развития Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны; В.В. Лебединский выделяет следующие типы нарушений: 1) недоразвитие. Для него характерно раннее время 2) задержанное развитие. Первичный дефект, как правило, нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие уровни при этом страдают вторично. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции. В асинхронии развития преобладают явления ретардации, психические 1 Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М., 1988. ных связях, формирование иерархических связей грубо затруднено. Замедлен темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах; 3) поврежденное развитие. Имеет то же происхождение, 4) дефицитарное развитие. Связано с тяжелым повреждением или недоразвитием отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата,
5) искаженное развитие. Возникает при нарушениях 6) дисгармоничное развитие. Сочетание явления ретардации и парциальной акселерации сближают его с искаженным развитием. Отличие заключается в том, что его
стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель дисгармоничного развития: ряд психопатий, патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Клинические данные показывают, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении могут возникать и искаженное развитие, задержанное, и недоразвитие («олигофренический плюс»), и, при злокачественном течении процесса, поврежденное развитие. Основные классификации нарушений развития Процедуры анализа структуры, деления на виды возможно применить практически к любому явлению материального мира. Это достигается достаточно простым способом. Если мы хотим провести видовое деление, то вначале определяем критерий, на основании которого выделяем группу, а затем на основании другого критерия, который относится к первому как меньшее к большему, как частное к общему, систематизируем явления внутри выделенной группы. Например, из области человеческой деятельности можно выделить поведение, из группы «поведение» — отклоняющее, то есть критерием в данном делении определен момент соответствия-несоответствия социальным нормам. Далее внутри группы «девиации» возможно выделить составляющие ее элементы. Кроме того, можно пойти еще дальше, анализируя структуру отдельно взятой девиации (поведенческий акт), рассматривая его как единичное явление. То есть, в основании любой классификации будет находиться определенный критерий, взятый как основополагающий. Например, среди факторов воздействия, которые могут привести к возникновению аномалии развития выделяют социальные и биологические. Соответственно, универсальной классификации нарушений развития нет. В различных предметных областях существуют свои классификации. Наиболее распространенными в специальной педагогике являются следующие классификации нарушений развития: основания классификации нарушений развития по Н.М. Назаровой, классификация по локализации нарушения в определенной системе организма, классификация по причинам возникновения нарушения, классификация по характеру нарушения. Основания классификации нарушений развития (по Н.М. Назаровой)
причины нарушений виды нарушений с последующей конкретизацией их характера последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма (критерий —локализация нарушения в системе организма) телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, ' хронические заболевания) сенсорные нарушения (слух, зрение) мозга
(умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения) 49 Классификация по причинам возникновения нарушении (критерий — причина нарушения)
врожденное нарушение развития несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей экологическе преступление участие в боевых действиях дорожно-транспортное происшествие
Классификация по характеру нарушения (критерий — характер нарушения) (позволяет выделить категории лиц с ограниченными возможностями): 1) глухие (неслышащие); 2) слабослышащие; 3) позднооглохшие; 4) незрячие; 5) слабовидящие; 6) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 7) с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); 9) с задержкой психического развития;
10) с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); 11) со сложными недостатками развития.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |