Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Депривация




Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека.

Выделяют следующие виды депривации (по Й. Лангмейеру и 3. Матейчику): 1) сенсорная депривация; 2) эмоциональная депривация; 3) социальная депривация; 4) когнитивная депривация.

1. Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.).

2. Эмоциональная депривация — лишение ребенка
теплой эмоциональную связи с близким лицом (матерью
или иными значимыми взрослыми) или разрыв уже существующей связи. Отсутствие эмоционально близких от­ношений приводит к нарушениям в формировании личности, задержке физического, речевого, психического раз­вития. В более взрослом возрасте эти люди не способны к волевому поведению и установлению эмоционально теплых отношений.

 

 

Таблица 3 Виды нарушений взаимоотношений со значимыми взрослыми1

 

Виды нарушений Способы проявления
  Дисфункциональное отношение матери/отца к ребенку дефицит общения; переизбыток общения; формальное общение; неравномерное общение; (характеристика понятий дана после таблицы)
  Отсутствие одного из родителей Воспринимается ребенком травматично вследствие неправильного поведения оставшегося родителя или иных родственников (бабушки, дедушки), проявляющегося в виде вербальной негативной реакции на отсутствующего родителя.
  Конфликтные отноше­ния между родителями открытые (ссоры, скандалы, драки); скрытые (нарушение иерархии, сексуальная неудовлетворенность, «психологический развод»)

Дефицит общения — физическое или психологическое отсутствие матери (отца).

Переизбыток общения — постоянное присутствие ма­тери возле ребенка, вызванное ее психологической несо­стоятельностью как личности и ощущением пустоты, ко­торую она стремится заполнить ребенком.

Формальное общение — психологическая невключен­ность матери (отца) в процесс ухода и воспитания. Как правило, является следствием нарушенных супружеских взаимоотношений.

Неравномерное общение — проявляется в непредска­зуемом (в восприятии ребенка) чередовании двух разнонаправленных циклов: чрезмерной общительности и пси-

1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: пси­хопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 36.


хологической холодности (или физическом отсутствии). Обычно демонстрируют в силу объективных причин мате­ри, не имеющие возможности уделять ребенку достаточно времени (учеба, работа) и стремящиеся восполнить недо­статок внимания чрезмерным проявлением любви и лас­ки в возникающие свободные промежутки времени.

3. Социальная депривация — лишение ребенка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей.

4. Когнитивная депривация — перегрузка ребенка не­
дифференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешне­го мира без четкого упорядочения и смысла. С точки зре­ния Й. Лангмейера и 3. Матейчика, ребенок, в результате воздействия подобной среды будет гиперактивным, и иметь недифференцируемый интерес к происходящему со склон­ностью к поиску новых стимулов без целенаправленного выбора.

На основании вышеизложенного возможно конста­тировать: основными условиями формирования психи­чески здоровой личности являются следующие состав­ляющие:

■ индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка, «неустойчивое равновесие»), при­ обретаемые как в процессе воспитания субъекта, так и самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нем;

■ социально обусловленная ситуация развития (нали­
чие положительного эмоционального "фона в роди­тельской семье, биофильная ориентация значимых
взрослых, способность взрослых, занимающихся
непосредственно воспитанием ребенка, предъявлять
ему требования, соответствующие его индивидуаль­ным и возрастным особенностям);

■ характер взаимоотношений ребенка с матерью;

■ характер супружеских взаимоотношений в родитель­ской семье.


Таблица 4

Основные условия формирования психически здоровой личности1

 

Психолого-педагогические условия Характеристика и обоснование значимости
  Наличие положи­тельного эмоцио­нального фона Развитие ребенка в среде, исполнен­ной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым.
  Личность значимого взрослого Биофильная ориентация (Э. Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, спо­собствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей - быть счастливыми» (послови­ца).
  Предъявление требо­ваний к воспитанни­ку с учетом возрас­тных и индивидуаль­ных особенностей Несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требо­вания значимых взрослых «погружа­ют» ребенка в ситуацию неуспеха,, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности.
  Равномерное чередо­вание психофизиче­ского напряжения с расслаблением Ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя • активную жизненную позицию, веру в собственные силы, накоплению ус­пешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслаб­ления» — создают возможности для отдыха, анализа достижений, поста­новки новых целей.
  Строго продуманная и соблюдаемая сис­тема поощрений и наказаний Прогнозируемость ситуации — отсут­ствие почвы для возникновения нев­розов. Кроме того, соблюдение воспи­тателями системы наказаний форми­рует у воспитанника адаптивные фор­мы поведения, а поощрений — моти­вацию достижения.

1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: пси­хопрофилактика, психокоррекция, консультирование. —

Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 40


На основании вышеизложенного разумно сделать сле­дующий вывод. В основе структуры личности лежит син­тез ее двойственной природы: как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности и некой духов­ной сущности, проявляющей себя в данных отношениях и создающей при этом взаимодействии ситуацию взаимо­влияния. Развитие и становление личности, подвергается неоднозначному, противоречивому воздействию со сторо­ны общества в процессе ее социализации: с одной сторо­ны, формирование человеческого в человеке и, с другой, деформация пробужденного человеческого начала, в слу­чае неадекватных, лишенных индивидуального подхода способов воздействия на него.

Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Однако культура — это прежде всего совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человечество, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной среде. Она позволяет человеку развивать свои способности на физическом и умственном планах, использовать их для удовлетворения своих потребностей и в то же время налагает на него ту дисциплину, ту социальность, которая приучает его к совместному прожива­нию. Но все эти социокультурные условия не обладают непреодолимой силой. По существу они являются стиму­лами или условиями. Все зависит от того, как смотреть на вещи. И, следовательно, мы можем предположить, что влияние культуры на поведение человека, его состояния и неврозы опосредствовано мышлением, а значит, проис­хождение черт личности можно объяснить, исходя из со­циального контекста.

Становление личности происходит в результате взаимо­действия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимо­действии оказывает если не решающее, то, в значительной мере, формирующее значение в развитии личности. Здесь имеет значение и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели и качество самой цели.

Р.8. В последнее пятнадцатилетие психогенетики об­наружили три весьма неожиданных явления: 1) у детей,


растущих в одной среде, среда формирует скорее разли­чия, чем сходства; 2) многие психологические инструмен­ты (опросники, данные, полученные методом наблюдения и т. п.), используемые для характеристик среды, пока­зывают неожиданно высокий уровень генетического кон­троля; 3) при разложении фенотипической дисперсии по­давляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль общесемейной среды ока­зывается незначительной. Все это дает возможность сфор­мулировать гипотезу о том, что люди создают или нахо­дят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, ин­дивидуальный генотип оказывается «конструктором» ин­дивидуальной среды.1

2.2. Типы нарушений по В.В. Лебединскому.

Основные классификации нарушений развития

Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны; В.В. Лебединский выделяет следующие типы нарушений:

1) недоразвитие. Для него характерно раннее время
поражения, когда имеет место незрелость мозга, напри­
мер, умственная отсталость;

2) задержанное развитие. Первичный дефект, как пра­вило, нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие уровни при этом страдают вторично. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции. В асинхронии развития преобладают явления ретардации, психические
функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций,напри­ мер, мышления и речи. Выражена инертность психиче­ских процессов с фиксацией на примитивных асроциатив-

1 Роль среды и наследственности в формировании индивиду­альности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М., 1988.


ных связях, формирование иерархических связей грубо затруднено. Замедлен темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на бо­лее ранних возрастных этапах;

3) поврежденное развитие. Имеет то же происхождение,
что и органическое недоразвитие психики или задержан­ное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы
ЦНС). Отличается более поздним, после двух-трех лет,
патологическим воздействием на мозг. Характерной мо­делью является органическая деменция, которая сопро­вождается расстройствами эмоциональной сферы, тяже­лыми нарушениями личности в целом и ее целенаправ­
ленной деятельности, а также распадом сложных иерар­хических связей, грубым регрессом интеллекта и пове­дения;

4) дефицитарное развитие. Связано с тяжелым повреж­дением или недоразвитием отдельных анализаторных сис­тем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата,
инвалидизирующими хроническими соматическими забо­леваниями). Первичный дефект ведет к недоразвитию функ­ций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению раз­
вития тех, которые связаны с ней опосредованно;

 

5) искаженное развитие. Возникает при нарушениях
отдельных сенсорных систем, в основном, как результат
ряда процессуальных наследственных заболеваний. Ха­рактеризуется сложным сочетанием общего недоразвития,
задержанного, ускоренного, поврежденного развития от­
дельных психических функций. Лучше всего компенси­руется при адекватном и своевременном коррекционном
воздействии за счет сохранности других анализаторов и
интеллекта. В случае депривации приводит к нарушению
личностного и познавательного развития (пример — дет­ский аутизм);

6) дисгармоничное развитие. Сочетание явления ретар­дации и парциальной акселерации сближают его с иска­женным развитием. Отличие заключается в том, что его
основой является врожденная или рано приобретенная


 

стойкая диспропорциональность психики преимуществен­но в эмоционально-волевой сфере. Модель дисгармонич­ного развития: ряд психопатий, патологическое формиро­вание личности в результате неправильных условий вос­питания. Клинические данные показывают, что при од­ном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении могут возникать и искаженное развитие, задержанное, и недоразвитие («олигофренический плюс»), и, при злокачественном течении процесса, поврежденное развитие.

Основные классификации нарушений развития

Процедуры анализа структуры, деления на виды воз­можно применить практически к любому явлению мате­риального мира. Это достигается достаточно простым спо­собом. Если мы хотим провести видовое деление, то вна­чале определяем критерий, на основании которого выде­ляем группу, а затем на основании другого критерия, который относится к первому как меньшее к большему, как частное к общему, систематизируем явления внутри выделенной группы. Например, из области человеческой деятельности можно выделить поведение, из группы «по­ведение» — отклоняющее, то есть критерием в данном делении определен момент соответствия-несоответствия со­циальным нормам. Далее внутри группы «девиации» воз­можно выделить составляющие ее элементы. Кроме того, можно пойти еще дальше, анализируя структуру отдель­но взятой девиации (поведенческий акт), рассматривая его как единичное явление. То есть, в основании любой клас­сификации будет находиться определенный критерий, взятый как основополагающий. Например, среди факто­ров воздействия, которые могут привести к возникнове­нию аномалии развития выделяют социальные и биоло­гические.

Соответственно, универсальной классификации нару­шений развития нет. В различных предметных областях


существуют свои классификации. Наиболее распростра­ненными в специальной педагогике являются следующие классификации нарушений развития: основания класси­фикации нарушений развития по Н.М. Назаровой, клас­сификация по локализации нарушения в определенной системе организма, классификация по причинам возник­новения нарушения, классификация по характеру нару­шения.

Основания классификации нарушений развития (по Н.М. Назаровой)

причины нарушений


виды нарушений

с последующей

конкретизацией

их характера


последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни


Классификация

по локализации нарушения в определенной системе организма (критерий —локализация нарушения в системе организма)

       
 
   
 


телесные (соматические)

нарушения

(опорно-двигательный аппарат, '

хронические заболевания)

сенсорные нарушения

(слух, зрение)
нарушения деятельности

мозга

 

(умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)

49


Классификация по причинам возникновения нарушении (критерий — причина нарушения)

           
     
 
 

 

 

 
болезнь

врожденное

нарушение развития


несчастный случай,

стихийное бедствие;

производственная

травма

профессиональное заболевание,

приведшее к возникновению

ограничения возможностей


экологическе преступление

участие в боевых действиях


дорожно-транспортное происшествие

 

 

Классификация по характеру нарушения (критерий — характер нарушения) (позволяет выделить категории лиц с ограниченными возможностями):

1) глухие (неслышащие);

2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) с нарушениями функций опорно-двигательного ап­парата;

7) с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

9) с задержкой психического развития;

 

10) с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

11) со сложными недостатками развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.