КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение Специальное образование Специальное образование (по Н.М. Назаровой) — до] школьное, общее и профессиональное образование, для пс лучения которого лицам с ограниченными возможности ми здоровья создаются специальные условия. 6. Специальные условия для получения образования] Специальные условия для получения образования (специиальные образовательные условия) (по Н.М. Назаровой) условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индиви-1 дуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено! освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по Н.М. Назаровой) — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сравните определения специальной психологии и педагогики*1 выделите общее и частное. В чем совпадают задачи специальной психологии и педагогии? I В чем различие целей специальной психологии и педагогики?! Перечислите основные термины данных отраслей знаний и дайте их определения.
Литература 1. Волков В. Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология пациента / Монография. — Томск, 1999. 2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возраст- 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. — М., 1982. 4. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приориздат, 2002. 5. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003.
6. ОсиповаА.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. — Москва-Воронеж, 2000. 7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — 8. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Л. И. Аксенова, 'К Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Фе 11. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. I?. Практическая психология в тестах. /Сост. Р. Римская, С. Римский. — М., 1998. Глава 2 НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ, СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ 2.1. Периоды развития организма ребенка. Возможные причины аномалий Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики имеет определенные закономерности, к которым относятся: цикличность, неравномерность (отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных, а также чередуются активные и пассивные периоды созревания мозга), пластичность нервной системы (лежит в основе способности к компенсации), подверженность влиянию биологических и социальных факторов. В процессе развития организма ребенка можно выделить следующие периоды: 1) эмбриональный; 2) первый год жизни; 3) возраст от двух до трех; 4) возраст от трех до пяти лет; 5) возраст от шести до десяти. 1. В эмбриональный период организм особенно восприимчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в результате чего могут возникать различные дефекты. Например, около шестидесяти процентов эмбрионов имеют сниженную способность к развитию (или вообще ее не имеют), что приводит к самопроизвольным выкидышам.
2. Первый год жизни является основой для адаптации
ностью. Идет активное развитие сенсорных и моторных функций, включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма. На третьей-четвертой неделе первого месяца жизни появляется зрительная сосредоточенность на предметах, развиваются слуховые реакции. С первого по третий месяцы жизни происходит увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие, идет формирование двигательных систем. К концу первого года жизни ребенок обретает свободу передвижения. 3. В возрасте от двух до трех происходит параллельное формирование основ психической и речевой деятельности и увеличение продолжительности контакта с окружающим миром. Возрастает диапазон восприятия различных раздражителей. Завершается формирование самостоятельного хождения и координации. 4. В периоде от трех до пяти лет происходит значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции), расширение спектра коммуникативных функций и овладение фразовой речью что способствует приобретению и накоплению собственного жизненного опыта. 5. Период от шести до десяти лет характеризуется вторичном ускорением темпов роста. В этом же возрастном диапазоне происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период).
Особенностью детского мозга является то, что любое его поражение, в отличие от поражений в периоде взрослости,
не остается частичным, изолированным и негативно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Из этого следует, что ребенок с любой аномалией (нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий будет неизбежно отставать в психическом развитии. Следует помнить, что развитие психики аномальных детей подчиняясь тем же закономерностям, что и развитие психики нормального ребенка (по Л.С. Выготскому) имеет и свои закономерности, общие для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, замедление процесса формирования понятий, трудность словесного опосредствования. Кроме того, существуют специфические закономерности, характерные для нарушений физического и сенсорного развития (например: незавершенность формирования психических функций данного периода (ретардация) пр.и умственной отсталости, общем недоразвитии, задержке психического развития) и закономерности, характерные для конкретного вида нарушения (например: компоненты психики при нарушениях слуха у детей развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих в той же возрастной группе). Причины аномалий развития Биологические Врожденные Приобретенные Неблагоприятная социальная среда Социальные Депривация Сенсорная депривация Эмоциональная депривация Когнитивная депривация Социальная депривация Пренатальная патология Генетические поражения организма Натальные нарушения Постнатальные нарушения
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |