Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение межфункциональных взаимодействий




Время

Дизонтогенез

Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нор­мального психического развития.

К параметрам дизонтогенеза, определяющим тип на­рушения психического развития (выделены В.В. Лебедин­ским на основе положений Л.С. Выготского) относят:

1) время;

2) функциональную локализацию нарушения;

3) соотношение между первичным и вторичным дефектами;

4) нарушение межфункциональных взаимодействий.

От него зависит характер нарушения психического раз­вития. Ранее поражение, как правило, провоцирует недо­развитие психических функций. Позднее — явления по­вреждения с распадом структуры психических функций. Кроме того, характер аномалии зависит и от длительнос­ти развития функции в онтогенезе.

Нарушение развития имеет неравномерный характер (по В.В. Лебединскому). Вначале деформируются психи­ческие функции, находящиеся на данном возрастном эта­пе в сензитивном периоде развития. Следствием этой де­формации становится изменение функций, связанных с поврежденными. Поэтому при нарушении психического развития состояние уровня развития функций будет не­однородно: часть функций будет повреждена, часть — отно­сительно сохранна, часть — в разной степени задержана.

 

 

 

 


Сензитизные периоды характерны и для развития от­дельных психических функций, и для психического раз­вития ребенка в целом. Выделяют два основных сензитивных периода, в которые велика вероятность возникно­вения различных психических нарушений — от 0 до 3 лет и 11—15 лет, поскольку в данные периоды большин­ство психофизических систем находится в сензитивном состоянии. Соответственно, возраст от 4 до 11 лет являет­ся периодом, для которого характерна достаточно высо­кая устойчивость к негативным воздействиям различной природы, в результате воздействия которых могут возни­кать явления регресса и/или распада.

Регресс — возврат функции на более ранний возраст­ной уровень. Ему могут подвергаться и функции, находя­щиеся в сензитивном периоде, и функции, закрепленные (в случае более сильного воздействия, например, остром начале шизофрении). Различают два вида регресса: вре­менный (например, временная потеря речи после сомати­ческих заболеваний в первые годы жизни) и стойкий (на­пример, возврат к автономной речи вследствие потери по­требности в общении при раннем детском аутизме).

Распад — грубая дезорганизация функции либо ее вы­падение.

2. Функциональная локализация нарушения

В зависимости от функциональной локализации нару­шения выделяют: частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Гнозис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Недостаточ­ность слухового гнозиса в основном проявляется в несформированности фонематического восприятия, что приводит к задержке развития способности понимания речи, звукопроизношения, а впоследствии и навыков письма. При недостаточности зрительного гнозиса возникают пробле­мы при узнавании недорисованных, заштрихованных,

 


перевернутых, изображений, а также выделении целост­ного изображения из фона.

Праксис — сложные формы произвольных движений и действий.

Подкорковые системы отвечают за уровень бодрство­вания, психическую активность, влечения, эмоциональ­ность.

Корковые системы обеспечивают развитие интеллек­та и формирование высших собственно человеческих эмо­циональных образований.

Таким образом, дисфункция регуляторных систем вли­яет на все стороны психического развития, нарушения же частных функций парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем

3. Соотношение между первичным и вторичным де­фектами

Первичный дефект может иметь повреждения, недо­развития или их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых и повреждение подкорковых систем).

При вторичном дефекте (по Л.С. Выготскому) недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха) или которые в момент не­гативного воздействия находятся в сензитивном периоде развития.

Первичный и вторичный дефекты могут находиться по отношению друг к другу как в позиции «снизу вверх», так и «сверху вниз». Однако в процессе развития иерар­хия между первичным и вторичным дефектами может меняться. Например, при слабом зрении вначале основ­ным препятствием при освоении знаний может являться первичный дефект, впоследствии главными тормозящи­ми развитие ребенка моментами могут стать нарушения психического развития, возникшие в результате познава­тельных и социальных неудач.

Соответственно, одним из главных факторов, приводя­щих к возникновению вторичных дефектов, является со-

 


цильная депривация (нарушение процесса общения). 11 л пример, длительное ощущение неуспеха в детском или подростковом периоде приводит к формированию педаго­гически запущенной и социально деформированной лич­ности, что впоследствии тормозит как интеллектуальное развитие, так и процесс социализации.

При нормальном детском психическом развитии выделяют следующие типы взаимодействия психических функции: 1) временная независимость функций (характерна

я ранних этапов онтогенеза, например, относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возрас­та); 2) ассоциативные связи (объединение в одно целое разрозненных разномодальных чувственных впечатлений на основе пространственно-временной близости); 3) иерар­хические связи(обладают высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют при необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции). Компенсаторная перестройка при иерархиче­ских связях достигается в результате выделения ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каж­дый из которых решает свою задачу. Ведущий уровень передает полномочия контроля фоновому уровню и полу­чает благодаря этому возможности для дальнейшего усложнения и развития. Перестройка и усложнение дан­ных связей подчинены закону гетерохронии.

Закон гетерохронии — разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. При патологии развития происхо­дит нарушение гетерохронии и наблюдается явление асинхронии — различная степень недоразвития одних анали­заторных систем при сохранности других.

Асинхрония проявляется в ретардации (незавершен­ность отдельных периодов развития, отсутствие инволю­ции более ранних форм, например, для детей с общим ре­чевым недоразвитием характерно патологически длитель­ное сохранение автономной речи), патологической акселе­рации отдельных функций (например, чрезвычайно

 

 


раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при ранннем детском аутизме или гиперсексульность при умствен ной отсталости), сочетании патологической акселераций и ретардации (например, раннее возникновение речи сочетании с выраженным недоразвитием сенсорной и мс торной сферы при раннем детском аутизме).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.