КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушение межфункциональных взаимодействий
Время Дизонтогенез Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нормального психического развития. К параметрам дизонтогенеза, определяющим тип нарушения психического развития (выделены В.В. Лебединским на основе положений Л.С. Выготского) относят: 1) время; 2) функциональную локализацию нарушения; 3) соотношение между первичным и вторичным дефектами; 4) нарушение межфункциональных взаимодействий. От него зависит характер нарушения психического развития. Ранее поражение, как правило, провоцирует недоразвитие психических функций. Позднее — явления повреждения с распадом структуры психических функций. Кроме того, характер аномалии зависит и от длительности развития функции в онтогенезе. Нарушение развития имеет неравномерный характер (по В.В. Лебединскому). Вначале деформируются психические функции, находящиеся на данном возрастном этапе в сензитивном периоде развития. Следствием этой деформации становится изменение функций, связанных с поврежденными. Поэтому при нарушении психического развития состояние уровня развития функций будет неоднородно: часть функций будет повреждена, часть — относительно сохранна, часть — в разной степени задержана.
Сензитизные периоды характерны и для развития отдельных психических функций, и для психического развития ребенка в целом. Выделяют два основных сензитивных периода, в которые велика вероятность возникновения различных психических нарушений — от 0 до 3 лет и 11—15 лет, поскольку в данные периоды большинство психофизических систем находится в сензитивном состоянии. Соответственно, возраст от 4 до 11 лет является периодом, для которого характерна достаточно высокая устойчивость к негативным воздействиям различной природы, в результате воздействия которых могут возникать явления регресса и/или распада. Регресс — возврат функции на более ранний возрастной уровень. Ему могут подвергаться и функции, находящиеся в сензитивном периоде, и функции, закрепленные (в случае более сильного воздействия, например, остром начале шизофрении). Различают два вида регресса: временный (например, временная потеря речи после соматических заболеваний в первые годы жизни) и стойкий (например, возврат к автономной речи вследствие потери потребности в общении при раннем детском аутизме). Распад — грубая дезорганизация функции либо ее выпадение. 2. Функциональная локализация нарушения В зависимости от функциональной локализации нарушения выделяют: частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем. Гнозис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Недостаточность слухового гнозиса в основном проявляется в несформированности фонематического восприятия, что приводит к задержке развития способности понимания речи, звукопроизношения, а впоследствии и навыков письма. При недостаточности зрительного гнозиса возникают проблемы при узнавании недорисованных, заштрихованных,
перевернутых, изображений, а также выделении целостного изображения из фона. Праксис — сложные формы произвольных движений и действий. Подкорковые системы отвечают за уровень бодрствования, психическую активность, влечения, эмоциональность. Корковые системы обеспечивают развитие интеллекта и формирование высших собственно человеческих эмоциональных образований. Таким образом, дисфункция регуляторных систем влияет на все стороны психического развития, нарушения же частных функций парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем 3. Соотношение между первичным и вторичным дефектами Первичный дефект может иметь повреждения, недоразвития или их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых и повреждение подкорковых систем). При вторичном дефекте (по Л.С. Выготскому) недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха) или которые в момент негативного воздействия находятся в сензитивном периоде развития. Первичный и вторичный дефекты могут находиться по отношению друг к другу как в позиции «снизу вверх», так и «сверху вниз». Однако в процессе развития иерархия между первичным и вторичным дефектами может меняться. Например, при слабом зрении вначале основным препятствием при освоении знаний может являться первичный дефект, впоследствии главными тормозящими развитие ребенка моментами могут стать нарушения психического развития, возникшие в результате познавательных и социальных неудач. Соответственно, одним из главных факторов, приводящих к возникновению вторичных дефектов, является со-
цильная депривация (нарушение процесса общения). 11 л пример, длительное ощущение неуспеха в детском или подростковом периоде приводит к формированию педагогически запущенной и социально деформированной личности, что впоследствии тормозит как интеллектуальное развитие, так и процесс социализации. При нормальном детском психическом развитии выделяют следующие типы взаимодействия психических функции: 1) временная независимость функций (характерна я ранних этапов онтогенеза, например, относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста); 2) ассоциативные связи (объединение в одно целое разрозненных разномодальных чувственных впечатлений на основе пространственно-временной близости); 3) иерархические связи(обладают высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют при необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции). Компенсаторная перестройка при иерархических связях достигается в результате выделения ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу. Ведущий уровень передает полномочия контроля фоновому уровню и получает благодаря этому возможности для дальнейшего усложнения и развития. Перестройка и усложнение данных связей подчинены закону гетерохронии. Закон гетерохронии — разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. При патологии развития происходит нарушение гетерохронии и наблюдается явление асинхронии — различная степень недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Асинхрония проявляется в ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, например, для детей с общим речевым недоразвитием характерно патологически длительное сохранение автономной речи), патологической акселерации отдельных функций (например, чрезвычайно
раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при ранннем детском аутизме или гиперсексульность при умствен ной отсталости), сочетании патологической акселераций и ретардации (например, раннее возникновение речи сочетании с выраженным недоразвитием сенсорной и мс торной сферы при раннем детском аутизме).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |