КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компенсация
Дефект Норма Понятие нормы (лат. правило, образец, руководящее начало) неоднозначно, поскольку практически каждый человек в той или иной степени отклоняется от нормы. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Норму можно рассматривать и с позиции группового сознания, и с позиции соответствия (несооответствия) уровня развития индивида (интеллектуального,психоэмоционального, физиологического) как системы. В первом случае норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют. В данном контексте выделяют следующие виды норм: правовые, нравственные, этические. Правовые нормы. Предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданского- и уголовно- наказуемые деяния. Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями. Понятие нормы и девиации граничат с понятием «патология». Патология — от греческого pathosз — болезнь, страдание и 1оgos — учение. Существует мнение, что девиантное поведение — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. И основным прин-
ципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой — отсутствие психопатологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму. Девиантным (отклоняющимся) считается такое поведение, при котором наблюдается отклонение хотя бы от одной из данных общественных норм. То есть, девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Во втором случае норма — уровень развития человека как системы, где критерием нормы является целесообразное функционирование организма. Выделяют следующие виды норм: 1) нормативная норма (предварительно идеально 2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению 3) статистическая норма (определяет место индивида в 4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм). Показателями отклонения от нормы являются замедление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология. Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность. Склонностъ к дезадаттпации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой самооценки, неприятием себя и неудовлетворенности собой. Тотальность. Предполагает проявление дезадаптивного поведения индивида в большинстве или во всех сферах его деятельности. Стабильность. Дезадаптивное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени. Однако человек может признаваться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в его отдельных функциях, но при условии, что его социальная компенсация оказалась успешной. Например, слепой человек не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей бия данного дефекта. Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и трудности в обучении II воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие интенсифицируется. Аномальные дети Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений, вызванных «рожденными или приобретенными дефектами. Выделяют следующие категории аномальных детей: ■нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость); ■нарушения письма и речи; ■нарушения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие); ■нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие); ■нарушения опорно-двигательного аппарата; ■эмоциональные нарушения и нарушения поведения ■начальные проявления психических заболеваний ■реактивные состояния; ■сложные дефекты.
Компенсация (лат. сотрепsatiо — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций. Основными факторами успешной компенсации являются: 1) возраст ребенка (в случае врожденного дефекта, 2) ближайшее социальное окружение влияет на степень 3) личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направленные на достижение поставленной цели. В основе замещения утраченных или нарушенных функций лежит пластичность — способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении (соседние участки коры, полностью или частично, берут на себя функции пораженных отделов). Например, глухота компенсируется зрением, благодаря которому индивидучится и читать речь с губ, и письменной речи, а также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, при помощи которых происходит постановка звуков речи и контроль за ней. Для компенсаторной перестройки необходимо применение специальной системы обучения и воспитания основной задачей которой является формирование высших психических функций, дающих возможность достигать целей новыми путями. Например, у слепого недоразвитие образного мышления возмещается развитием абстрактного. То есть, компенсация не исправляет дефект, но помогает
его преодолеть за счет активизации работы сохранных органов и систем. Высшей формой компенсации является всестороннее развитие личности. Однако при некоторых формах аномального развития компенсаторные возможности ограничены. Например, при умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, поскольку развитию высших психических функций препятствуют глубокие нарушения интеллекта. С позиции Л.С. Выготского, основным способом компенсации людей с различными аномалиями является включение их в сознательную активную трудовую деятельность, которая и выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |