Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компенсация




Дефект

Норма

Понятие нормы (лат. правило, образец, руководящее начало) неоднозначно, поскольку практически каждый человек в той или иной степени отклоняется от нормы. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Норму можно рассматривать и с позиции группового сознания, и с позиции соответствия (несооответствия) уровня развития индивида (интеллектуального,психоэмоционального, физиологического) как системы.

В первом случае норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оп­тимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют. В данном контексте выделяют следующие виды норм: правовые, нравственные, этические.

Правовые нормы. Предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданского- и уголовно- наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурны­ми особенностями.

Понятие нормы и девиации граничат с понятием «патология».

Патология — от греческого pathosз — болезнь, страда­ние и 1оgos — учение. Существует мнение, что девиантное поведение — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. И основным прин-

 


 


ципом их диагностики следует признать, с одной сторо­ны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой — отсутствие психопатологических свойств. Однако диагно­стика девиантного поведения имеет определенные труд­ности, что обусловлено социокультурными особенностя­ми трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму.

Девиантным (отклоняющимся) считается такое пове­дение, при котором наблюдается отклонение хотя бы от одной из данных общественных норм. То есть, девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Во втором случае нормауровень развития челове­ка как системы, где критерием нормы является целесообразное функционирование организма.

Выделяют следующие виды норм:

1) нормативная норма (предварительно идеально
установленный образец);

2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению
Функции какой-либо системы организма);

3) статистическая норма (определяет место индивида в
популяции по отношению к статистическому среднему, на­
пример, интеллект среднего уровня (IQ = 80—119 баллов)
имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%,
умственную отсталость— 2—3%, повышенный интеллект —
0-12%);

4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм).

Показателями отклонения от нормы являются за­медление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) под­разумевает наличие в поведении человека таких призна­ков как: склонность к дезадатптации, тотальность, ста­бильность.


Склонностъ к дезадаттпации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделя­ют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудов­летворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низ­кой самооценки, неприятием себя и неудовлетвореннос­ти собой.

Тотальность. Предполагает проявление дезадаптивного поведения индивида в большинстве или во всех сфе­рах его деятельности.

Стабильность. Дезадаптивное поведение не сиюми­нутно, а пролонгировано во времени.

Однако человек может признаваться нормальным, не­смотря на отклонения от нормы в его отдельных функци­ях, но при условии, что его социальная компенсация ока­залась успешной. Например, слепой человек не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей бия данного дефекта.

Дефект — это психический или физический недоста­ток, вызывающий нарушение нормального развития ре­бенка. Структуру дефекта составляют дефекты первич­ные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических си­стем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психиче­ских функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первич­ных дефектов, в одинаковой степени определяющих

 

 


структуру аномального развития и трудности в обучении II воспитании. Он отличается качественным своеобрази­ем, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Разви­тие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораз­до большей степени, чем у аномальных детей других ка­тегорий.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выде­ляются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.

Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключает­ся в степени обратимости и возврата к норме. С этой пози­ции функциональные дефекты, безусловно, легче, посколь­ку при устранении неблагоприятных факторов и проведе­нии коррекционной работы развитие интенсифицируется.

Аномальные дети

Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имею­щихся физических и психических отклонений, вызванных «рожденными или приобретенными дефектами. Выделяют следующие категории аномальных детей:

■нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость);

■нарушения письма и речи;

■нарушения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие);

■нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие);

■нарушения опорно-двигательного аппарата;

■эмоциональные нарушения и нарушения поведения
(неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции);

■начальные проявления психических заболеваний
(шизофрения, эпилепсия, аутизм);

■реактивные состояния;

■сложные дефекты.

 

 

 

Компенсация (лат. сотрепsatiо — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, вклю­чающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций.

Основными факторами успешной компенсации яв­ляются:

1) возраст ребенка (в случае врожденного дефекта,
поскольку в раннем возрасте ЦНС обладает большей пластичностью) и краткий временной интервал с момента
возникновения дефекта
(в случае приобретения дефекта);

2) ближайшее социальное окружение влияет на степень
компенсаторных способностей. Так, в условиях психологической поддержки и поощряющей дозированной помо­щи родных и близких возможности компенсации возрас­тают;

3) личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направлен­ные на достижение поставленной цели.

В основе замещения утраченных или нарушенных функ­ций лежит пластичность — способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при пора­жении (соседние участки коры, полностью или частично, берут на себя функции пораженных отделов). Например, глухота компенсируется зрением, благодаря которому индивидучится и читать речь с губ, и письменной речи, а также двигательной и тактильно-вибрационной чувстви­тельностью, при помощи которых происходит постановка звуков речи и контроль за ней.

Для компенсаторной перестройки необходимо приме­нение специальной системы обучения и воспитания ос­новной задачей которой является формирование высших психических функций, дающих возможность достигать целей новыми путями. Например, у слепого недоразвитие образного мышления возмещается развитием абстрактно­го. То есть, компенсация не исправляет дефект, но помогает

 


его преодолеть за счет активизации работы сохранных ор­ганов и систем. Высшей формой компенсации является всестороннее развитие личности. Однако при некоторых формах аномального развития компенсаторные возможно­сти ограничены. Например, при умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, поскольку разви­тию высших психических функций препятствуют глубо­кие нарушения интеллекта. С позиции Л.С. Выготского, основным способом компенсации людей с различными ано­малиями является включение их в сознательную актив­ную трудовую деятельность, которая и выступает в каче­стве основного механизма компенсаторной перестройки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.